Конституционные права человека и гражданина: понятие, классификация и перечень

Понятие конституционных прав. Основа правового государства, как говорилось, - признание прав человека и гражданина. Но длительное время эти права признавались лишь в области частного, а не конституционного права. Одним из ранних указаний на публичное признание прав, о котором юристы не вспоминают, был «Договор» шумерского царя Уруинимгина (2318-2310 гг. до н.э.), в котором он пишет про себя: «Тогда господствовало рабство. <…> Он избавил чад Лагаша от грабежа и убийства… и водворил свободу». Древнегреческие демократические полисы первоначально именовались «исономиями» («равноправиями»). Древнеримские Дигесты Юстиниана также гласят, что все люди рождаются свободными. В Новое время, в XVII-XVIII вв., первопроходцами в этом деле были Англия и ее американские колонии. В Англии еще в 1215 г. принята Великая хартия вольностей, гласящая: «Ни один свободный человек не может быть задержан, заключен, лишен имущества, поставлен вне закона, изгнан и утеснен каким бы то ни было образом…» В 1628 г. утверждаются Петиция прав, в 1679 г. - Хабеус корпус акт, а в 1689 г. - Билль о правах. Из авторов, пишущих о правах человека, наибольшее влияние оказали Дж. Локк и У. Блэкстон в Англии и Дж. Отис в Америке. В Америке впервые во введении к Конституции штата Вирджиния 1776 г. появляется декларация прав. В Декларации представителей США 1776 г. провозглашается «очевидность» жизни, свободы и стремления к счастью. Наконец, во французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. излагается перечень равенства, свободы личности, слова, убеждений, совести, права личной собственности (она стала преамбулой современной Конституции Франции), ее источником Г. Еллинек считал не Декларацию независимости США, а конституции Вирджинии и других штатов. К современному праву в своем подробном перечне прав была наиболее близка Конституция Бельгии 1831 г. (второй раздел).

Ныне действующими международными документами о правах человека являются: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (имеющая важнейшее значение для жителей стран Совета Европы, в т.ч. России, при подаче жалоб в Европейский Суд по правам человека); Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк,

19 декабря 1966 г.); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.); Конвенция о правах ребенка (одобрена ГА ООН 20 ноября 1989 г.) и др. В России этому посвящены Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г.) и глава 2 Конституции РФ, в большей части повторяющая названную Декларацию.

Для обозначения основных прав и свобод, регулируемых конституционным правом, в XIX в. использовалось понятие публичных прав (впервые в Хартии Людовика XVIII 1814 г.), позднее Гербером, Г. Еллинеком и другими учеными введено понятие «субъективных публичных прав». Современное международное право и национальное законодательство именуют их «основными правами», вне текстов конституций в российском и ином законодательстве и решениях судов чаще говорится о «конституционных правах»; последний термин мы считаем удачным в силу указания на право-отраслевую принадлежность норм об этих правах без какой-либо идеологической подоплеки и неопределенности «основных» прав. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это субъективные права, определяющие правовое положение человека относительно государства. В этом их отличие от частных прав. По Еллинеку, одни из публичных прав определяют личную свободу от вмешательства государства, другие - притязания на участие в деятельности государства, третьи - притязания на услуги государства в интересах человека. Особенностями этих прав выступают: 1) их неотчуждаемость; 2) принадлежность каждому от рождения; 3) абсолютность (существование вне зависимости от правоотношений); 4) непосредственное действие, подобно действию Конституции, и даже вне зависимости от их государственного признания; 5) равенство (неравенство этих прав в мире имело место еще не так давно: избирательное право женщинам впервые было предоставлено в Новой Зеландии в 1893 г., а к примеру в Лихтенштейне в 1986 г., расовые ограничения в США были отменены только в 60-е годы ХХ в., а в ЮАР - в 1991 г.). При этом слова «права» и «свободы» различаются условно и при любом делении ряд прав являются и свободами (свобода совести и др.), их следует считать синонимами, неплодотворны попытки найти какие-либо отличия между ними.

Классификация и перечень. Исходя из названий международных пактов права человека принято делить на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные по признаку преследуемых ими целей; нормы Конституции о правах дополняются отдельными законами. Личные (гражданские) права обеспечивают невмешательство государства в границы личной свободы:

1) право на жизнь (Конституцией допускается смертная казнь до ее отмены за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела присяжными заседателями) (ст. 20); законодательно в настоящее время смертная казнь в России не отменена, тем не менее Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р, основываясь на нормах международного права, не признал «возможность применения смертной казни»;

2) право на достоинство (умалением его являются жестокое или унижающее обращение, в частности пытки) (см., например, Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»);

3) право на свободу и личную неприкосновенность (до судебного решения допускается задержание на срок 48 ч) (Пакт запрещает лишение свободы за невозможность исполнения договора);

4) право на неприкосновенность частной жизни, включая личную и семейную тайну (сбор информации о частной жизни требует согласия человека);

5) право на неприкосновенность жилища;

6) право определять и указывать свою национальную принадлежность (т.е. это указание носит только добровольный характер на основе самосознания);

7) право на пользование родным языком, в т.ч. при обучении (согласно п. 2 ст. 6 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании», граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, что обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования (для сравнения, в Великобритании и Турции запрещается преподавание в официальных школах не на, соответственно, английском и турецком языках);

8) свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (действующий Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» все еще предусматривает регистрацию по месту жительства - разрешительный порядок выбора места жительства, что не вполне соответствует смыслу конституционной свободы и требует перехода на принятую в мире уведомительную практику);

9) свобода совести, включая свободу вероисповедания (право исповедовать индивидуально или совместно любую религию или не исповедовать никакой, распространять религиозные и иные убеждения) (см. также Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в п. 2 ст. 3 и ст. 14 которого перечислены основания для ограничения данной свободы и ликвидации религиозных организаций, однако суды уже не раз вставали на сторону верующих, неправомерно обвиняемых в применении гипноза, под которым нельзя понимать характерное для всех религий психологическое воздействие, либо в принуждении к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения, в то время, как имело место добровольное пожертвование, и т.д.);

10) свобода мысли и слова, в т.ч. право на информацию, за исключением пропаганды, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;

11) право на защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45) (условно сюда относятся и право на государственную защиту и все процессуальные права, в т.ч. на бесплатную юридическую помощь (ст. 46-53). В то время, как Конституция гарантирует защиту и покровительство за рубежом Россией только собственных граждан, Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» идет дальше и предоставляет такую гарантию всем соотечественникам, под которыми понимаются не только граждане РФ, постоянно проживающие за рубежом, но и лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства, выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и РФ, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства, а также потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.

Политические права обеспечивают влияние отдельного человека на деятельность государства и участие в его делах:

1) право на объединение, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение (имеются в виду, прежде всего, политические партии, профсоюзы и иные общественные организации) (ст. 30);

2) право на мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия (отличаются от демонстраций своей массовостью) и пикетирования (последние могут проводиться и одним гражданином без использования звукоусиливающих средств) (ст. 31; см. также Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Согласно ч. 1 ст. 7 Закона, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором, которым могут быть только гражданин РФ или общественное объединение, в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения (при проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения);

3) право избирать и быть избранными в органы власти, а также участвовать в референдуме, на равный доступ к государственной службе и участие в правосудии (ст. 32) (не имеют этих прав недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда);

4) право обращаться в органы власти (ст. 33; см. также Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», согласно которому обращения регистрируются в трехдневный срок и рассматриваются в срок до 30 дней с возможностью его продления еще на 30 дней);

5) право на двойное гражданство в соответствии с законом или международным договором (ст. 62);

6) право на политическое убежище (ст. 63) (в отличие от иных политических прав это предоставляется иностранцам).

Экономические права обеспечивают имущественные и хозяйственные интересы человека:

1) право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, запрещается монополизация и недобросовестная конкуренция (ст. 34);

2) право частной собственности и наследования, в т.ч. на землю и другие природные ресурсы (таким образом, Конституция допускает принятие законов о приватизации любых природных объектов - лесов, озер, рек, недр и т.д.); никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда (ст. 35-36).

Социальные права обеспечивают материальные условия для достойного существования. Впервые были закреплены в якобинской Конституции 1793 г. (право на образование и помощь при нетрудоспособности). В Конституции РСФСР 1918 г. говорилось о праве на бесплатное образование и рабочий контроль; важной вехой была Конституция Германии 1919 г. В Конституции РФ перечислены следующие социальные права:

1) свобода труда, включая право выбора профессии, а также право на труд в условиях безопасности, на вознаграждение не ниже установленного МРОТ, на защиту от безработицы, трудовые споры и отдых (оплачиваемый отпуск и др.) (ст. 37);

2) право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, для воспитания детей и иных случаях (ст. 39; см. также Федеральные законы от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»; от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и др.);

3) право на жилище, малоимущим оно предоставляется бесплатно или за доступную плату (ст. 40) (это право следует отличать от права на неприкосновенность жилища);

4) право на охрану здоровья и медицинскую помощь (помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет бюджетов, страховых взносов) (ст. 41);

5) право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

6) право на образование (гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, а на конкурсной основе и высшего профессионального) (ст. 43).

Культурные права обеспечивают приобщение человека к культуре:

1) свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания; условно сюда включается и право на интеллектуальную собственность (ч. 1 ст. 44);

2) право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44; см. также Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства РФ о культуре», которым, в частности, вводится понятие права на личную культурную самобытность, т.е. на свободный выбор эстетических и иных ценностей, что можно выразить словами: одному нравится музыка Иоганна Штрауса, а другому - Рихарда Штрауса).

Согласно ст. 55, перечисление в Конституции прав не должно толковаться как отрицание других общепризнанных прав (повторение поправки IX Конституции США). Таково, например, право на брак, но пока нет - право на добровольную смерть, правда, без соответствующего текстуального закрепления, наличие какого-либо права довольно сложно доказать в суде. Не следует забывать и о публичных обязанностях, содержащихся в главе о правах (защищать Отечество, платить налоги, охранять природу).

Следует также сказать, что особым должностным лицом, ответственным за соблюдением прав человека в России, помимо других, является Уполномоченный по правам человека в РФ, должность которого упомянута в Конституции (п. «д» ч. 1 ст. 103) и подробно определяется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (такие должности под именем «омбудсменов» впервые появились в скандинавских странах). Подобная должность есть и в большинстве субъектов федерации (см. Закон Алтайского края от 11 ноября 2002 г. № 70-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае»). Недавно была учреждена не предусмотренная Конституцией отдельная должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (см. Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986), вследствие чего подобные должности появились и во многих субъектах РФ.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!