Конец западной Римской империи
В следующем, 454 г. жертвой придворных интриг и подозрительности императора пал победитель Ат- тилы Аэций, возбуждавший зависть своим влиянием, богатством и уважением, которым он пользовался среди варваров, а через год та же самая участь постигла и Валентиниана III, убитого заговорщиками1. После Валентиниана идет серия императоров и узурпаторов, быстро сменявших друг друга, что указывало на глубокий кризис римской государственности, противоречивость и неустойчивость социальных группировок. Валентиниана сменил Петроний Максим, влиятельный сенатор, глава заговора. Вдова убитого императора Евдоксия из мести за убийство своего мужа призвала на помощь вандальского короля Гейзериха. Последний выступил на защиту свергнутой династии, блокировал своим флотом устье Тибра и после короткой осады 2 июня 465 г. взял «вечный город» и в течение двух недель подвергал его жестокому разгрому — вандализму. Петроний Максим был убит в уличной схватке, а императором провозглашен галльский магнат Авит (Avitus, 455—456 гг.), против которого выступил начальник придворной гвардии свев Флавий Рицимер (Flavius Ricimer), искусно лавировавший между борющимися группами. Сколь ни была, однако, искусна политика Рицимера, стоявшего во главе Римского государства до 472 г., все-таки ему не удалось ни восстановить авторитет императорской власти, ни остановить распад Римской империи.
В 457—461 гг. царствовал Майориан. Посаженный на трон Рицимером, Майориан отказался играть роль марионетки. Во время очередного набега одержав победу над вандалами близ устья реки Лирис (совр. река Горильяно), он решил, что покончить с грабежами можно, лишь уничтожив их гнездо в Африке. Но сначала он задумал объединить Западную Римскую империю. Заснеженными альпийскими перевалами проведя войска в Галлию, он, продвигаясь на запад, в начале 458 г. встретил неподалеку от Тулузы армию Теодориха II, поспешно возвращавшегося из Испании для защиты своей столицы, и в завязавшемся сражении нанес поражение вестготскому королю.
Майориан предложил Теодориху великодушные условия мира, тем самым облегчая себе объединение государства и возобновление римской власти над остальной Галлией и Испанией (458 — 460 гг.). Теперь он приложил все усилия к достижению главной цели — вторжению в королевство Гейзериха в Африке, для чего построил в Картахене большой флот. Когда приготовления Майориана стали приближаться к завершению, Гейзерих путем подкупа начал сеять измену среди жителей Картахены, и в результате предательство позволило флоту вандалов застать врасплох и уничтожить корабли Майориана прежде, чем тс были готовы к выходу в море (461 г.). Не обескураженный этим разгромом, он начал новые приготовления, но теперь в Италии восстал Рицимер. Отказываясь править неблагодарной нацией, Майориан отрекся и вскоре был казнен по приказу Рицимера. Так завершился последний короткий взлет воинской славы Западной Римской империи.
Установив диктаторскую власть над Северной Италией, Рицимер одновременно господствовал надо всем полуостровом через марионеточных императоров. Так, в 461 г. он, идя навстречу сенатской аристократии, способствовал возведению на престол Либия Севера. Находились, правда, и пытавшиеся соперничать с ним. Марцеллин (подобно Майориану принадлежавший к числу сподвижников Аэция) утвердил себя правителем Далмации и построил флот, который господствовал в Адриатике.
Другой соперник, военачальник по имени Эгид, стал фактическим правителем Галлии, будучи признан в этом качестве и вестготами, и франками. Тем временем продолжающиеся набеги вандалов на итальянские берега вынудили Рицимера просить помощи у константинопольского императора Льва I. Марцеллин присоединился к союзу против Гейзериха, изгнав вандалов из Сардинии (468 г.). Византийские операции против Гейзериха в Африке не увенчались успехом, и Марцеллин отступил в Сицилию, где вскоре был убит агентом Рицимера (468 г.). Анфемий — очередной возведенный Рицимером на трон император (467 г.), ставленник константинопольского двора, — поссорился с «делателем королей». Укрепив свою армию контингентами свевов и бургундов, Рицимер пошел на Рим и после трехмесячной осады штурмом взял Вечный Город. Анфемий был казнен, а на опустевший трон Рицимер возвел свою последнюю марионетку — Олибрия. Вскоре после этого он умер и сам, оставив Италию пребывать в состоянии хаоса.
По мере приближения античного мира к закату, разложение римской государственности все расширялось и углублялось. В V в. общее положение было значительно хуже, чем в конце IV в. «Войны, постоянные государственные перевороты, непомерные налоги, повинности и реквизиции совершенно подорвали социально-экономическую основу Римского государства. «Все разрушено и разграблено», — говорится в поэме неизвестного автора «О провидении» (De providentia), — у кого было сто волов, осталось только два, кто ездил на лошади, ходит пешком. Поля, города — все изменило вид. Меч, огонь, голод — все бичи зараз губят род человеческий. На земле исчез мир: настал общий конец».
Более других стран пострадала сама Италия, представлявшая в середине V в. жалкое зрелище запустения и одичания. Целые территории были заброшены, превратились в пустыни и малярийные болота, в благословенной Кампании насчитывалось более 500 тыс. югеров пустырей. Печальную картину представлял и сам город Рим, некогда «мраморная столица» Средиземноморской империи, caput mundi; римский форум зарос густой травой, на которой паслись свиньи. Рим уже давно перестал быть столицей Римской империи. Политический центр передвинулся на север, в Милан и Равенну, в Циспаданской Галлии, расположенные среди лесов и болот и представлявшие собой неприступные крепости. Производительные силы Империи понижались, общество грубело, человеческая жизнь теряла свою ценность, распространялись суеверия, рождаемость сокращалась.
Как в Италии, так и в провинциях хуже всего приходилось низшим классам римского общества, в особенности сельскому населению — колонам, рабам и мелким посессорам. В конце концов положение низших классов сделалось совершенно невыносимым. Разлагавшееся государство усиливало давление на податные классы, выкачивая из них последние соки и с беспощадной строгостью проводя в жизнь принцип «приписки» к тяглу.
Выбитые из колеи и снимавшиеся с насиженных мест люди искали убежища за крепкими стенами светских и церковных поместий — замков, окруженных башнями (turres), рвами и оградами. Патроцинии росли, а земельные магнаты превращались в самостоятельных феодальных сеньоров, или князей.
Другой формой социального протеста против фискальной системы, произвола имперской бюрократии и самовластия магнатов, характерной для поздней античности, было массовое бегство рабов и колонов к варварам, где жизнь, казалось, была более легкой и простой. Об этом имеется достаточно свидетельств, исходящих из самых разнородных источников.
«В наше время,—повествуется в «Управлении божием» марсельского священника Сальвиана, — единственное желание состоит в том, чтобы не пришлось опять когда-нибудь подпасть под римские законы. Единственная и всеобщая мечта римского простолюдина жить с варварами. И мы еще удивляемся, что не можем победить готов, когда сами римляне предпочитают быть с ними. Итак, наши братья не только не желают перейти от готов к нам, но еще к ним бегут и нас покидают».
«Меня, — продолжает тот же автор, — во всем этом поражает только одно обстоятельство: отчего не все наши бедные и несчастные обращаются к этому средству, чтобы спастись от угнетения. Я думаю, что их удерживает одно: трудность перенести с собой в чужую землю свою рухлядь, свои хижины и свое семейство».
Бегство за пределы Римской империи было последним и наиболее, с государственной точки зрения, опасным видом классовой борьбы, к которому прибегали отчаявшиеся и измученные люди. Массовым бегством колонов, рабов и вообще всех угнетенных слоев Римской империи к врагам объясняются частые поражения и захват римской территории германцами.
Материальные ресурсы Римского государства сократились до такой степени, что обедневшие императоры не могли даже удовлетворить наемников, требовавших денег и земель, и вследствие этого свергались один за другим.
Во время одного из таких восстаний в 476 г. вождь германских наемников Одоакр (Odovakar, или Odoacer) низверг римского императора Ромула Ав- густула (Romulus Augustulus), предварительно умертвив его отца Ореста, начальника придворной гвардии2. По германскому обычаю, Одоакр был поднят своими дружинниками на щит и провозглашен императором. Поставленный перед совершившимся фактом, восточный император Зенон признал его своим соправителем. Одоакр получил в управление Италию с титулом римского патриция3.
Одоакр сохранил древние римские учреждения, но конфисковал треть земли, которую поделил между своими воинами. Ромулу Августулу, последнему римскому императору, германский князь сохранил жизнь, подарил роскошную виллу в Кампании и назначил ежегодную пенсию в 600 солидов. 23 авгус
та 476 г. — год низложения Ромула Августула и образования на почве Италии первого германского королевства — считается годом падения Западной Римской империи и концом античного мира. Образование германского королевства в Италии являлось заключительным аккордом расчленения Западной римской империи и распада всех возникших на античной почве социально-политических и культурных образований, опрокинутых варварами.
Распад Римской империи в то же самое время был началом средних веков и образования на римской почве полуфеодальных государств, или королевств. В течение V в. на развалинах бывшей Римской империи сложились: 1) государство вестготов в Галлии и Испании, 2) государство бургундов, 3) государство франков, 4) государство аламанов, 5) государство остготов, 6) государство Одоакра в Италии и 7) государство вандалов в Африке.
В дальнейшем каждое из названных государств в свою очередь раздробилось на более мелкие политические тела. Процесс образования новых обществ и государств продолжался до крестовых походов (конец XI в.), когда сложились современные западноевропейские государства.
В заключение, подводя итог всему сказанному относительно распада Римской империи, мы видим, что распад Западной римской империи явился следствием двух основных причин: 1) разложения римского рабовладельческого государства и связанной с этим процессом революции рабов и колонов и 2) роста варварских обществ. В обоих случаях социально- экономический процесс шел в сторону феодализации. В то время как обширный ойкос, именовавшийся Римским государством, распадался на более мелкие ой- косы — провинции, города и поместья, монастыри, корпорации и пр., — германские общины феодали- зировались, из родовых и племенных союзов превращались в настоящие государства. В варварских государствах V в. оба феодализирующих процесса встретились и слились в единый поток, из которого впоследствии выросли западноевропейские общества и западноевропейская культура. Разложение рабовладельческого строя вело к революции рабов и колонов и одновременно было вызреванием нового феодального общества. Это был сложный исторический процесс, продолжавшийся около 200 лет и при современном состоянии наших знаний по античной истории далеко еще не ясный и в достаточной мере не изученный.
Историческое значение захвата Рима варварами заключалось в том, что они влили в гибнувшую античную цивилизацию новую жизнь и обновили производственные основы. Исчезло античное рабство. Так протекал процесс разложения западной половины Римской империи. Иначе развивалась история ее восточной половины.
Римский Восток отделился от Запада еще в конце IV в. Восточная половина Римской империи, как и западная, подвергалась воздействию варваров, главным образом народов Восточной Европы. Уже в начале VI в. происходят столкновения со славянами. Это не были только военные столкновения. Славяне поселились в различных областях Восточной Римской империи и принесли с собой родовой строй и общину. Они составили сильный слой свободного крестьянства. Феодализация общественных отношений имела место и в восточной половине империи, но это было феодальное общество иного типа, при котором сохранялось значительно больше рабовладельческих элементов, чем на Западе. Города и городской строй, составляющие базу Римской империи, на Востоке сохранялись в гораздо большей степени, чем на Западе, и потому здесь прочнее сохранились социально- политические и культурные формы, характерные для античных городских обществ. Благодаря этому Новоримская, или Византийская, империя, просуществовавшая до конца XV в., играла роль посредника между античным и европейским миром.
Восточная Римская империя также подвергалась в V в. варварским вторжениям, но в политическом отношении она оказалась устойчивее, чем римский Запад. После смерти Аркадия в течение долгого времени Империей правил его сын Феодосий II (408— 450 гг.). Он вступил на престол несовершеннолетним, не был выдающимся правителем, но пользовался поддержкой господствующих классов Восточной империи. В 421 г. возобновилась война с Персией, закончившаяся успешно для Рима в следующем году. На Восточную империю в правление Феодосия нападали гунны, исавры и другие племена. Большое значение при константинопольском дворе имели церковные споры, отражавшие различные политические течения. Император Лев I (457—474 гг.) сумел освободиться от властных военачальников, претендовавших на то, чтобы управлять вместо императора государством, а также отразил наступление вандалов. С первых лет правления императора Анастасия (491—518 гг.) константинопольское правительство уделяет особое внимание славянам. Для защиты от славянских нападений в 512 г. создана была линия укреплений от Селимбрии на Мраморном море до Дерконта на Черном море. Линия эта стала называться Длинной стеной; церковный историк Евагрий говорит о ней, как о «знамени бессилия, памятнике трусости». Со времени Юстина I (518—527 гг.) начинаются организованные нападения славян, ставивших своею целью завладеть Балканским полуостровом и господствовать над Эгейским морем. В конце VI в. цели эти были достигнуты, и в VII в. славянское или «славянизированное» население во многих районах Балканского полуострова было преобладающим, и восточноримское правительство вынуждено было под условием пограничной военной службы предоставить славянам земли для поселений.
Внутри Восточной империи, как и на Западе, шла ожесточенная борьба, но на Востоке не было таких разрушений, какие произошли на Западе в результате вторжений готов, гуннов и различных варварских племен. Лучше, чем на Западе, где быстрыми темпами шла варваризация быта и всех отношений, сохранялись на Востоке традиции античной культуры. Греческие города продолжали сохранять на Востоке большее значение, чем западные города, переживавшие упадок.
Выдающимися памятниками, подводившими итоги многовековому творчеству римских юристов, были законодательные и юридические сборники, изданные в V и VI вв. При дворе восточных императоров не прекращалось изучение и велась систематизация римского права. Обширное законодательство Поздней империи нуждалось в известной обработке и приведении в систему. В эту эпоху не было таких юристов, которые определили бы место тех или иных императорских конституций в общей системе римского права; необходимо было хотя бы составление сборника общеобязательных постановлений. Первые попытки кодификации относятся еще к концу III и началу IV в. При Феодосии II особая комиссия собрала все конституции, изданные Константином и его преемниками, систематизировала их в зависимости от содержания, видоизменила в отдельных случаях текст в целях сокращения его и придания ему большей ясности. Издание это с некоторыми пробелами до шло до нашего времени и носит название «Codex Theodosianus». Этот сборник не удовлетворил, однако, потребности в таком руководстве для юристов, которое содержало бы изложение всех основ права (jus) и методов его применения. Подобная задача была разрешена лишь в правление Юстиниана I, одного из наиболее деятельных восточных императоров (527—565 гг.). В результате длительной работы юристов был издан тот юридический сборник, которому впоследствии (в XVI в.) дано было название «Corpus juris civilis».
Он содержал: 1) «Институции», излагавшие основы римского права (составлены они главным образом на основании «Институции» Гая); однако сборник этот был не только, так сказать, учебным пособием, ибо все его статьи имели силу закона. 2) «Дигесты», содержавшие отрывки из сочинений классических юристов, расположенные в систематическом порядке; в зависимости от содержания отрывки делились на 50 книг, каждая книга состояла из титулов, получивших соответствующие заглавия, а каждый титул — из отдельных фрагментов, содержавших мнение того или другого юриста. 3) «Кодекс Юстиниана», содержавший законодательные распоряжения, пересмотренные юристами, выбросившими то, что считалось устарелым. 4) «Новеллы Юстиниана», дополнявшие и изменявшие те положения, какие содержались в «Кодексе». «Corpus juris civilis» не вносил в римское право ничего принципиально нового, однако в нем устранены такие моменты, которые можно было считать анахронизмом, или же, наоборот, было узаконено то, что вошло в практику. Так, например, исчезли манципация и in jure cessio как способы приобретения вещей, а в связи с этим в Кодексе нет деления предметов на res mancipi и res пес mancipi; стипуляция признавалась только письменная; в значительной степени смягчена была отеческая власть, запрещена была продажа детей, а за убийство сына отцу грозило тяжелое наказание. Умышленное убийство раба рассматривалось как и всякое убийство, виновный подлежал наказанию; но неумышленное убийство, к которому относилась также смерть во время побоев, не каралось. В наследственном праве отменялось сопряженное с лишними формальностями манципационное завещание и вырабатывались новые официальные формы: завещание, занесенное в судебный протокол или предъявленное императору. Окончательно устранялось различие между агнатами и когнатами в допуске к завещанию, не имело значения также и то, находился ли наследник под властью или свободен от нее; принималась по внимание только степень родства. Еще больше, чем в предшествующую эпоху, ограничена была власть отца семейства. Развивая концепцию лагерного пекулия (peculium castrense), римские юристы дали сыну право свободно распоряжаться тем имуществом, какое он нажил самостоятельно.
Кодификация Юстиниана завершила развитие римского права. «Corpus juris civilis» был результатом многовековой работы юристов, он изучался и комментировался как в средние века, так и в новое время. Ко времени императора Юстиниана относится и другой важный в истории факт: в 529 г. была закрыта афинская Академия, последний оплот язычества и античной философии. Юстиниану принадлежала последняя серьезная попытка восстановить господство Римской империи. Его полководцу Велизарию удалось отвоевать Африку и Нумидию, завладеть Сицилией, а после упорной войны утвердиться и в Италии; в течение нескольких лет Рим был в руках византийцев. Но италийские завоевания оказались непрочными. Только Равенна и несколько приморских городов остались в руках императоров. В Африке и Испании власть императора ограничивалась также лишь отдельными районами. Война с Персией, наступление на северо- востоке аваров и славян не давали возможности сосредоточить все силы для борьбы на Западе. Вошли в состав Восточной империи при Юстиниане и территории бывшего Бо- спорского царства, испытавшего нашествие готов и гуннов и переживавшего упадок. С 322 г. прекращается выпуск боспорских монет. У Аммиана Марцеллина под 362 г. есть упоминание о боспорских послах; после чего сведения о Боспорском царстве прерываются. Юстиниан оккупировал области Северного Причерноморья, восстановил старые и построил новые укрепления. Правление Юстиниана можно считать последним этапом римской истории. О мощи Империи и благочестии императора должен был свидетельствовать грандиозный храм св. Софии, построенный в Константинополе.
Однако эти успехи, достигнутые ценой колоссальной затраты сил, были довольно сомнительны. От персов приходилось откупаться ежегодной данью. Северная граница едва держалась под напором славян, во множестве проникавших на Балканский полуостров. В самом Константинополе в 532 г. вспыхнуло страшное народное восстание, продолжавшееся 6 дней и чуть не стоившее Юстиниану трона. Восставшие в конце концов были оттеснены на ипподром, где правительственные войска перебили около 40 тыс. человек.
Уже в конце правления Юстиниана появились симптомы кризиса, вызванного невероятным напряжением всех сил Империи, а при его преемниках наступила катастрофа: полное истощение казны, голодовки, восстания и потеря почти всех завоеваний Юстиниана. Мало того, в начале VII в. персы начали общее наступление на восточные границы Империи. В короткое время империя потеряла Египет, Сирию и Палестину, а передовые отряды персов дошли до самого Босфора. В это же самое время славяне и авары осаждали Константинополь.
Правда, императору Ираклию (610—641 гг.) удалось разбить персов и вернуть потерянные восточные провинции, но лишь на очень короткий срок. В то самое время как Ираклий победоносно воевал с персами, в Аравии происходило объединение арабских племен под знаменем новой религии — ислама. В 30-х гг. VII в. начались первые нападения арабов на Палестину и Сирию, а к 650 г. Палестина, Сирия, Месопотамия, часть Малой Азии, Египет и часть Северной Африки уже находились под властью арабов. В следующие десятилетия арабы начали строить флот, захватили острова Кипр, Родос и, пройдя Эгейское море, начали осаждать Константинополь. Нападение на столицу удалось отбить, но своих азиатских и африканских владений Византии никогда больше не удалось вернуть. Быстрота арабских завоеваний объясняется теми же причинами, что и легкость вторжений варваров на Западе: угнетенное туземное население не только не оказывало арабам сопротивления, но с восторгом встречало их как освободителей от гнета Византии. Таким образом, к VIII в. Восточная империя оказалась ограниченной Балканским полуостровом, частью Малой Азии и островами Эгейского моря. Да и эти уцелевшие области были густо насыщены варварами (например, Балканский полуостров — славянами). В них, так же как и в примитивных варварских государствах Запада, из соединения крепостнических отношений Поздней империи и общинного строя, принесенного варварами, стали развиваться феодальные отношения средневековья. Процесс падения рабовладельческого общества и образования феодализма был, таким образом, в своих основных чертах одним и тем же как на западе, так и на востоке Средиземноморья. Античное рабство и основанная на нем культура исчезли на всем протяжении бывшей Римской империи. Но они исчезли не бесследно: на почве, подготовленной тысячелетней историей античного общества, выросла новая общественная система, более высокая, более способная к историческому развитию.
Официально Империя продолжала существовать вплоть до 1453 г., но и во внутреннем строе и в принципах ее политики становится все меньше черт, общих с рабовладельческим Римом. События экономической и политической жизни Восточной империи, начиная с V в., составляют содержание истории Византии, которая является составной частью средневековой истории.