Княжеский совет в Древней Руси
При князе действовал постоянный совет лучших людей (бояр) каждой земли, решавший вместе с князем основные вопросы. Советы старейшин были и в пригородах, но они обладали не политической, а судебной и административной властью.
В состав совета входил высший слой дружины — бояре княжеские. Земские бояре (старцы градские, старейшины) составляли другую часть совета. Они участвовали в заседаниях вместе с боярами — дружинниками. Так, по поводу вопроса о принятии новой веры Владимир «созва боляры своя и старци градтские... И реша боляре и старци: веси, кня-же, яко своего никтоже не хулить, но хвалить...». При Владимире в совет иногда приглашались и старейшины других городов (пригородов): «созываше боляре своя, и посадники, старейшины повеем градом». Впоследствии такое участие пригородных старейшин было заменено призывом в думу местных правителей (тысяцких): Владимир Мономах для установления новых законов о процентах созвал свою дружину на Берестово: киевского тысяцкого Ратибора, белогородского тысяцкого Прокопия, переяславского тысяцкого Станислава и т.д.
В XI в., когда произошло слияние служилых и земских бояр, в составе думы находились только бояре. Всякий боярин был непременным членом совета, и именно в этом состояло его боярское отличие.
Князь не мог вместо бояр пригласить для совещания других лиц, не бояр. Хотя подобные факты случались, но современники смотрели на них как на отступления от правомерного порядка.
Кроме того, в работе совета участвовали высшие духовные сановники: епископы и игумены главнейших монастырей.
Совет при князе (в литературе его иногда называют Боярской Думой) был необходимым элементом государственной власти. Обычай требовал от князя обязательного совета с боярами. Как свидетельствуют летописи, при опоре на совет принимались все важнейшие решения государственного управления, внешней политики, войны и мира, законодательства и даже вероисповедания. В частности, при князе Владимире совет обсуждал вопросы о посылке делегаций для исследования вер и о принятии христианства греческого исповедания, также по совету бояр прошло восстановление вир и отмена казни, уставная грамота князя Всеволода о церковных судах дана им по совету с владыкой и со «своею княгинею и с своими боярами и с десятью соцкыми и с старостами» и т.д. Бояре вместе с вече приглашают князя и рядятся с ним: в 1169 г. князь Мстислав Изяславич взял «ряд с братьею, и дружиною и с кияны». Иногда совет (вместе с вечем) осуществлял высший суд над князьями и членами их семейств.
Особой структурой в государственном управлении были феодальные съезды, на которых князья согласовывали политику, обсуждали законы, решали междукняжеские споры, изгоняли с престолов нерадивых, провинившихся, нарушивших «крестную грамоту», принимали решения о войне и мире, заключали союзы. В литературе высказывалось предположение, что на одном из таких съездов и была принята Правда Ярославичей — важная составная часть Русской Правды. Первый съезд состоялся после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г., последний - накануне битвы при Калке в 1223 г. Особо известен съезд 1097 г. в Любече, фактически узаконивший политическую раздробленность своим решением, что каждый князь «держит отчину свою».