Классификация философских ценностей по Ф. Кланхону, Памфрею, Маслоу
Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентации клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы.
Формируя свое поведение в обществе, человек идентифицирует ценностные ориентации с основными жизненными проблемами. Согласно концепции Ф. Кланхон, повторяемость жизненных проблем дает возможность их классификации: человек, взаимодействуя с природой и окружающей средой, либо доминирует над ней, либо сосуществует, либо ею порабощен; человек оценивает природу человека как добрую или злую, либо в сочетании добра и зла; человек предпочитает в большей степени будущее, чем прошлое или настоящее; человек предпочитает виды деятельности, связанные с развитием и становлением; человек оценивает свои отношения с остальными людьми с позиций прямой, косвенной и индивидуальной взаимозависимости.
В различных культурах и обществах эти ценностные ориентации имеют свои различия и свою систему приоритетов. Классификация Памфрея вводит различные уровни ценностей. К первому уровню он относит абстрактные ценности, такие, как демократия, справедливость, равенство, прогресс, свобода, мир, самореализация. Ко второму уровню относятся ценности функционирующей личности: «хорошее — плохое» общество, «хорошая — плохая семья» «престижная; непристижная» работа и т.п. Третий уровень составляют инструментальные, или операциональные, ценности. С точки зрения обязательств, которые берет на себя человек в процессе функционирования в сообществе, у него могут иметься аутентичные, адаптивные, аспирационные ценности.
Способность воспринимать, дифференцировать и осознавать факты и ценности была описана А.Маслоу как характеристика правильно функционирующего человека. Согласно его гуманистической теории личности, человек имеет ряд метаценностей (метапотребностей), или бытийных ценностей. Несмотря на свой абстрактный характер, в реальной жизни они получают конкретное наполнение и приоритетность в зависимости от потребностей в самоактуализации личности. Доминирующие ценности связаны не только с трудной жизненной ситуацией, но и с экзистенциальными приоритетами, витальными потребностями, мотивами личностного роста. Согласно классификации А.Маслоу, бытийные ценности индивида, метаценности можно представить в понятийных пропозициях.
1) целостность, - единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязь, организация, структура, дихотомия трансцендентного, порядок; 2) совершенство - необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствование; 3) завершение - окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок; 4) Закон - справедливость, незапятнанность, порядок, законность, долженствование; 5) Активность - процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование; 6) Богатство - диференциация, сложность; 7) Простота - Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура; 8) Красота - правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство; 9) Доброта - правота, доброжелательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность; 10) Уникальность - Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна. 11) Ненапряженность - Легкость, отсутствие напряжений, усилий, сложностей, изящество, совершенство; 12) Игра - забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость; 13) Истина, честь, реальность - Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность.
14) Самодеятельность - Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам; сложность
Таким образом, люди имеют не только ценности, но и их иерархию, на которую ориентируются в различных жизненных ситуациях, в зависимости от того, насколько общество санкционирует их действия и поступки. Интериоризированные (ставшие внутренне присущими) ценности и нормы личности учитываются в социальной работе. Они выступают в качестве социальной нормы, формируют принципы профессиональной ответственности, ценностные концепты профессии.