Классические теории элит
Термин «элита» является центральным понятием элитарных теорий, утверждающих, что необходимыми составными элементами социальной системы является высший, привилегированный слой, который выполняет функции управления, развития науки и культуры. Теории элит отрицают обусловленность деятельности политических руководителей экономическими отношениями и рассматривают политику в качестве равноправной и равноценной сферы общества. Создатели классических концепций элит Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс признавали политическую власть в качестве основной подсистемы общества.
Определение элиты в западной социологии и политологии неоднозначно: Г. Моска ею именует людей, обладающих материальным, моральным и интеллектуальным превосходством, способных к управлению другими. В. Парето, как и Г. Моска, к элите относит наиболее активную в политическом отношении группу людей, отличающихся определенными организаторскими моральными и интеллектуальными качествами. В основном, солидарен с ними Р. Михельс, который особо выделяет организаторские способности элиты. Свое определение «элиты» дают такие известные мыслители, как X. Ортега-и-Гассет, А.Тойнби, Этциони и др. Несмотря на различные определения элиты, общим методологическим принципом для них является дихотомия: элита – масса.
Другие мыслители (как марксистские, так и немарксистские) считают понятие «элита» ненаучным, так как его употребление не отражает связь правящей верхушки с классовой структурой. Сторонники теории политического плюрализма, допуская употребление данного термина в отношении низкоорганизованных обществ, считают его неприемлемым при рассмотрении политических систем индустриального и постиндустриального общества.
В первой половине XX столетия теории элит получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции, а во второй – в США. Современные теории элит разнообразны. Основные направления этих теорий: «ценностный» (X. Ортега-и-Гассет), «демократический» (Р. Доль), «плюрализм элит» (О. Штриммер, Д. Рисман, С. Келлер), «леволиберальный» (Р. Миллс), «макиавеллевский» (Бернхэм). Общими чертами теории элит является утверждение, что неравенство – это естественная основа общественной жизни: социальные революции, направленные на свержение правящих элит ведут в итоге к установлению новой, часто более жесткой; отрицание исторического прогресса – история рассматривается как совокупность социальных циклов, в которых господствует тот или иной тип элит. Также они рассматривают политическую власть как основу социальных отношений, для которых характерны отношения господства и подчинения. Несмотря на различные подходы в понимании элиты, она является реальностью современного общества. Ее существование определяется следующими причинами:
- психологические и социальные различия людей;
- разделение труда, требующее профессионального занятия управленческой деятельностью;
- общественная значимость управленческого труда и его соответствующее стимулирование;
- связь управленческой деятельности с распределением ценностей;
- политическая пассивность большинства населения.
Эти и другие причины объясняют существование политической элиты в общественной жизни. Сама политическая элита делится на правящую, обладающую властью, и оппозиционную (контрэлиту), на высшую, принимающую значимые государственные решения, среднюю, выражающую мнение большинства населения, а также административную – служащие, управляющие (бюрократы).
Элитарность общественной жизни имеет определенное значение, а все попытки ее устранения приводили к созданию неэффективных и даже деспотических элит. Поэтому для демократического общества важной проблемой является формирование результативной политической элиты, обладающей высоконравственными качествами, тесно связанной с системой социального представительства, находящейся под контролем среднего класса и действующей в рамках законодательства.