Категории этики

Этика имеет свой круг понятий (категорий), отражающих наиболее существенные элементы морали. Категории этики используются не только при анализе проблем морали и этики, но и при рассмотрении любых вопросов, связанных с деятельностью человека. Оперирование категориями этики позволяет расширить диапазон осмысления проблемы и глубже понять его содержание. Особенность категорий этики состоит в том, что они одновременно проявляются на теоретическом уровне и на уровне обыденного сознания. Так, категории добра и зла, являясь ключевыми в этических теориях, одновременно присутствуют в повседневной практике в качестве нравственных понятий. Категории этики выражают существенные стороны нравственных отношений, отражают духовную жизнь общества, уровень культуры, являются предельным обобщением нравственного опыта. Императивно-волевое содержание категорий этики ориентирует людей к определенным видам поведения исходя из общественной целесообразности.

Общепринятой является точка зрения, согласно которой основополагающими категориями этики являются добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и справедливость, смысл жизни. Категории этики присутствуют в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

Специфичность этических категорий обуславливается своеобразием проявления норм морали:

      1. моральные понятия отражают особенные отношения между людьми;
      2. они имеют аксиологический характер;
      3. предстают средством регулирования социальной практики с позиции долженствования;
      4. их значимость и авторитет обеспечивается общественным мнением и самосознанием личности;
      5. в них отображается эмоциональная сторона общественных отношений.
      6. В литературе присутствуют разные основания в разграничении этических категорий. В ряде случае выделяют субстанциональные, структурные и функциональные категории. Субстанциональные (традиционные) категории этики отражают наиболее существенное, проявляющееся в нравственных отношениях (добро, зло, долг, совесть, стыд, честь, достоинство, счастье, смысл жизни). Они наполняют содержанием структурные категории. Структурные категории связаны с нравственными нормами и отношениями, идеалами, взглядами, знаниями, убеждениями. Они характеризуют внутреннее строение морали, включают в себя проявление категории морального сознания, нравственных отношений и моральной деятельности (поступки, санкции).

Функциональные категории (моральная истина, цель и средства, нравственная свобода, нравственный мотив, нравственное регулирование, нравственный конфликт и т. д.) свидетельствуют о механизмах действия морали, ее активной роли. Одна категория определяет всю сущность морали. Так, Эпикур в качестве ключевой категории выделил счастье, Аристотель – благо, И. Кант – долг.

В отечественной этике категории принято различать исходя из структуры морали:

      1. морального сознания, раскрывающие принцип, норму, цель и включающие в себя категории дога, совести, достоинства и т. д.;
      2. нравственных отношений, характеризующие степень коммуникации между людьми;
      3. моральной практики, отражающие реализацию на практике через поступок, воздаяние, последствия, санкции и т. д.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь, смысл жизни, счастье и др. Не рассчитывая на исчерпывающий охват, представляется возможным рассмотрение традиционных категорий этики.

Дихотомию этики составляют категории добра и зла. Добро – гуманистический потенциал морали, оценка нравственной деятельности людей. Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, противостоящее злу. Зло – степень негативной оценки поведения индивидов. Эти категории образуют наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Понятия «добро» и «зло» связаны друг с другом. Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией. Зло – категория этики противоположная добру. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. И. Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты увязывают проявление зла с антагонистическим устройством общества. Наряду с понятием добра в этике употребляется термин «благо». В обыденной жизни благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Это духовные и природные блага.

Справедливость – категория, означающая такое положение вещей, рассматриваемое как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах. Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях. Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» на латинском языке означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, «представитель справедливости». Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Справедливость – этическая и правовая категория. Идея справедливости, требование справедливости составляет основу современного законодательства. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 14), формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении. Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации. Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг. В практике деятельности сотрудников органов внутренних дел принципиальную роль играет проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности социальной регуляции могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода. Несправедливость противоположна справедливости. Она присутствует там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Категория долга выражает осознанную необходимость определенного поведения. Если добро исполняет роль цели, то долг предстает механизмом реализации добродетельного поведения. Категория долга тяготеет к социоцентризму, когда проявляется примат общества над личностью.

Моральный долг – волевое состояние свободного и разумного существа. Он ограничивает деятельность пространством, в рамках которого эта деятельность только и приобретает характер нравственной деятельности. Долг сопровождается особым эмоциональным состоянием души и выступает как специфическое чувство уважения, характеризующее отношение к нравственным поступкам. Долг может быть социальным (патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п.) и личным (родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.). Успешно выполнять свои функции сотрудники органов внутренних дел могут только тогда, когда они глубоко осознают социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга и непримиримы к любому нарушению закона.

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. Нравственная ответственность обуславливается рядом факторов, в том числе: способностью выполнения индивидом предписанных нравственных обязанностей; правильным пониманием; осознанием ответственности и способностью предвидения последствий своих действий. Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия. Ответственность тесно связана с понятием совести.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать их выполнения. Совесть есть основной показатель нравственной культуры личности. Демокрит впервые ввел понятие совести. Платон утверждал о врожденном характере совести. У Г. Гегеля совесть выступала как совершенное познание добра и была выше добра. Совесть, как нравственная категория, определяет стержень человеческого поведения и бытия в целом. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность. Сотрудник органов внутренних дел в сфере правоохранительной деятельности сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принятия ответственных решений, нередко в сложных моральных ситуациях. Только развитое чувство совести, способность правильно, самокритично и принципиально оценивать свои побуждения и поступки, позволяют эффективно исполнять профессиональные функции.

Понятие «совесть» тесно взаимосвязано с понятиями «честь» и «достоинство». Данные понятия придают человеку значимость и ценность окружения. Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Осознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности. В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности. Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих. Моральная ценность личности увязана с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя и т. д.). В отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения. Честь представляет собой самооценку личностью своих ролевых функций – половозрастных, профессионально-трудовых и т. д.

Категория смысла жизни – прежде всего отношение к жизни. Вне понимания ценности жизни категория смысл жизни теряет смысл. Вопрос о смысле жизни является одним из самых важных, он определяет жизнь человека как таковую. Приверженцы эвдемонизма связывают высшее благо и смысл жизни со счастьем, гедонизма – с удовольствием, наслаждением, утилитаризма – с пользой, выгодой. Поиск смысла жизни – это длительная духовная деятельность. Понятие «смысл жизни» тесно связано с понятием «счастье», т. е. исходный ответ на вопрос о смысле жизни определяет и понимание счастья. Содержание категории счастья связано с удовлетворенностью жизнью, удовлетворенность человека человеком, реализацией его сущностных сил. Для значительной части людей (верующих в наличие сверхъестественного начала – Бога, Аллаха и т. д.) смысл жизни состоит в служении Богу, а счастье, следовательно, состоит в единении с ним, в приближении к этому совершенству. Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, завершая рассмотрение проблематики в целом, следует подчеркнуть, что сущность морали проявляется в обеспечении баланса личного и общественного блага, гармонизации социальных отношений. Мораль имеет отношение ко всем сферам социальной практики. Более того, полноценная реализация индивида в обществе невозможна вне морали.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!