Карл Ясперс Духовная ситуация времени

План

Введение           3
1. К.Ясперс и его философская концепция    4
2. К.Ясперс «Духовная ситуация времени»    6
Заключение         12
Список литературы        13
Словарь          14

Введение

К. Ясперс, один из первых крупных мыслителей ХХ века, который постарался изменить существующую академическую традицию, которая предписывала философии единственный модус ее осуществленного бытия в форме логически оправданной системы. К. Ясперс не занимался литературно-художественным творчеством. Он начинал как врач, успешно занимался психиатрией и психологией, признан классиком этих наук. К. Ясперс заявил, что в процессе философствования важен не только предмет в виде внешнего мира и логический метод при его исследовании, а скорее всего именно анализ поведения человека в мире, его существование.
Экзистенциальные воззрения Карла Ясперса, основанные на медико-психологическом материале, позволили ему создать такое философское учение, которое позволяет постичь безусловную связь жизни человека и становление его экзистенциального мировоззрения. Именно использование опыта психиатрии позволяет рассмотреть на конкретной проблеме преодоления фундаментальных жизненных кризисов, понимание философии как своего рода «терапии души». Мы можем говорить о философии К. Ясперса как о совершенно новом подходе к исследованию человека, как в психиатрии и психологии, так и философии. Философское творчество К. Ясперса, можно считать новаторским и вместе с тем, влекущим к новым исследовательским перспективам.

1. К.Ясперс и его философская концепция

Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Геттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1909 получил право заниматься медицинской практикой. В 1909-1915 работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике. В 1916 был назначен ассистентом по психологии, в 1920 ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета. Брак с еврейкой в 1910 и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937. В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остался в Гейдельберге и много времени посвятил изучению Библии. После войны (1945) был восстановлен в должности, открыто высказывал в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Известны радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Пытался провести идею денацификации университетов. В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике. Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969.
Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 в. Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни фанатизма Кьеркегора, ни исступления Ницше, ни индифферентного мышления университетских профессоров. В поздних работах он все же предпочитал говорить о философии разума или мировой философии, а не о философии существования. С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность - открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается - в особой межличностной коммуникации - только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что он называл религией Библии, он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. Мы достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех предельных ситуациях (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом (Единым). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа (шифра) или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания.
Среди основных работ философа - Общая психопатология (Allgemeine Psychopathologie, 1913); Психология мировоззрения (Psychologie der Weltanschauungen, 1919); Философия (Philosophie, 3 Bd., 1932); Об истине (Von der Wahrheit, 1947); Проблема немецкой вины (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946); Великие философы (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957); Философская вера и откровение (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962); Атомная бомба и будущее человечества (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958); Шифры трансценденции (Chiffren der Transzendenz, 1970) и др.

2. К.Ясперс «Духовная ситуация времени»

Основная цель работы К.Ясперса – проследить особенности духовного развития современного человека и человечества, сравнить его с особенностями развития духовного мира прошедших поколений.
Во введении к работе Ясперс отмечает, что «…было время, когда  человек ощущал свой мир как непреходящий, таким, как он  существует между  исчезнувшим золотым веком и  предназначенным божеством концом. В этом мире  человек строил свою жизнь, не пытаясь изменить его. Его деятельность была направлена на улучшение своего положения в рамках самих по себе неизменных условий. В них он ощущал себя защищенным, единым с землей  и небом. Это был его мир,  хотя  в целом он и представлялся ему ничтожным, ибо бытие он видел в трансцендентности» (3, с. 17).
Современный же человек, по мнению Ясперса оторван от своих корней, он не может познать действительность, хотя к этому стремится. Получается, что духовный кризис человеческого общества возникает именно из-за того, что человек пытается познать непознаваемое – свою собственную природу.
По мнению Ясперса все, что имеет начало, имеет свой конец. Достигнутые человечеством цели в изменившихся социальных условиях становятся неприемлемыми. Все мыслимые возможности истощаются. Маяки духовной жизни угасают. Ни один факт не вечен, ни один институт не выдерживает временной коррозии.
В конце концов, наступает крушение, гибель не только вещей и институтов, но и творений мысли. И если взглянуть с точки зрения науки, то мир тонет как здесь-бытие по той причине, что он не понят как мир сам по себе и на основе самого себя.
Как отмечает автор в первой главе, в  мышлении  эпохи  произошел   сдвиг.  «Возникнув  как  духовная  жизнь фактически  не многих людей, считавших, что они - представители времени, оно обратилось к блеску упорядоченной государственной жизни и, наконец, к самому бытию  людей.  Теперь  были  созданы предпосылки,  благодаря  которым  стала действительностью  мысль,  что  с  помощью  человеческого  разума  можно  не принимать существование  человека  таким,  как  оно сложилось,  а планомерно изменять  его,  превратив в  такое,  каким  оно действительно  должно быть» (3, с. 22).
С точки зрения Карла Ясперса, крушение мира и сущего в нем приводит к очевидности шифров трансценденции.
Трансценденция непознаваема, но к ней как к иному отсылает мирское сущее. В этом смысле экзистенция, просветленная Разумом, мир и мирское сущее — язык, в котором зашифрована трансценденция. Трансценденция раскрывается в «пограничных ситуациях», суть которых Ясперс объясняет так: «Экзистенция, немыслимая вне борьбы и страдания, чувство непоправимой вины и смерти-расплаты образуют в сумме то, что я называю пограничной ситуацией» (3, с. 69).
Это не субстантивные изменения, а феноменальные. Относительно нашего здесь-бытия они весьма определенны по характеру. Границы непрозрачны, как стена, против которой мы негодуем и все же продолжаем терпеть ее. «Проясняя ситуацию, мы видим, что истинное я, то, которое желает быть самим собой, терпит крах, а это значит, что оно готово к чему-то другому, и это другое - Трансценденция». Я уже не Я без Трансценденции, о которой можно лишь смутно догадываться, ибо она недискурсивна. На вопрос, что такое экзистенция, нельзя дать ответ в научных терминах. Непрямой ответ напрашивается сам собой по мере того, как проясняется структура мира, никогда не замкнутого в себе, структура человека, который никогда не реализует себя совершенным образом, когда, наконец, очевидны невозможность полной систематизации и фатальность всеобщего крушения. Чувство разорванности бытия, господство раздора, повсеместность противоречий говорят о том, что уже ничто не может оставаться самим собой».
Будучи в обычных условиях жизни либо скрытыми, либо отодвинутыми на второй план (человек ведет себя «как все» и руководствуется «трезвым расчетом» последствий собственного поведения) — в особых случаях, которые Ясперс называет «пограничными ситуациями», эти качества, свобода человека, выходят на авансцену: человек внезапно «становится самим собою», он творит собственную жизнь. То, что узнает при этом человек о себе самом, никому другому пригодиться не может — это «его собственность», и больше ничья! Но - вот граница, отдаляющая ясперсовскую трактовку человека от хайдеггеровской! - теперь человек способен увидеть в предметах символы чего-то иного, почувствовать их (и собственные) трансцендентные основания. Предметное бытие раскрывается как шифры, как «письмена чего-то Иного, которое, будучи нечитаемым в общей форме, становится расшифровываемым экзистенциально» (3, с. 33). И «беспочвенное», «заброшенное» человеческое бытие обретает уверенность, почву, смысл, укорененность в Абсолютном. Мир, объективность и независимость которого отринуты в ходе самоосмысления человека, переходит в предпринимаемый открывшим собственную независимость человеком поиск Бога. Именно Бог выступает как Единое, как целостность в себе покоящегося бытия, и открывается он не познанию, а экзистенциальному страху.
Современному западному человеку, по мнению Ясперса свойственны следующие три принципа:
1. Ни перед чем не останавливающаяся рациональность, основанная на греческой  науке, ввела  в  существование господство техники и счета. Общезначимое  научное  исследование,  способность к предвидению правовых решений  в  рамках  формального,  созданного   Римом  права, калькуляция  в экономических  предприятиях, вплоть  до рационализации всей деятельности,  в том числе и той, которая в  процессе рационализации уничтожается, -  все это следствие  позиции, безгранично открытой  принуждению  логической  мысли и эмпирической  объективности,   которые постоянно   должны   быть   понятны каждому.
2. Субъективность  самобытия   ярко   проявляется  у  еврейских   пророков, греческих философов и римских государственных  деятелей. То, что мы называем личностью, сложилось  в таком облике в ходе развития человека на Западе и  с самого начала было связано с рациональностью в качестве ее коррелята.
3. В отличие от восточного  неприятия мира и связанной с этим возможностью "ничто"  как  подлинного  бытия  западный   человек  воспринимает   мир  как фактическую действительность во  времени.  Лишь в мире,  а  не  вне мира  он обретает уверенность в себе. Самобытие и  рациональность становятся для него источником, из которого он безошибочно познает мир и пытается господствовать над ним.
Свободное самосознание человека «вырывает» его из природы, отделяет его от божества, и даже противопоставляет его им. «Но вырывающаяся воля сама божественна» (3, с. 73). Стремление к истине, воля к истине взывает к божеству: в знании постигается то, что делает действительность невыносимой, в стремлении к истине ощущается связь с божественным. Но сама свободная воля — это граница между божественным и ничтожным, это «щель» (или «просвет» — Riss) бытия. Для достижения трансцендентного необходим «прыжок» через эту «щель», когда отрицающее противостояние (в сомнении, в неприятии любого результата познавательных стремлений как окончательно достоверного) превращается в принятие, в доверчивую самоотдачу. «Только божество, которое позволяет мне стать мной самим через мою свободу, позволяет мне преодолеть противостояние посредством бытия-как-самости (Selbst-sein); но не посредством некоего чудесного сверхчувственного акта, а тем, что я в своем непосредственном бытии связываю себя с Единым, с которым я исторически безусловно остаюсь связанным. Только с ним я становлюсь самим собой, тем, что я ему себя вручаю. Самоотдача происходит в Мире; без посредства Мира нет пути к трансцендентному» (3, с. 73).
Наиболее «решительным» шифром трансцендентного, по Ясперсу, является смерть, конечность человеческого бытия, и экзистенция в смерти, а также в многообразных формах крушения, краха того, что предпринимает человек. Крушение - только человеческое «качество»: животное только преходяще, оно не знает крушений, поскольку существует «для-себя» только в настоящем; у него нет неоднозначных, отягощенных сомнениями проектов на будущее; и, главное, нет пограничных ситуаций, в которых ощутим крах. Так уж устроен человек: «В пограничных ситуациях становится очевидно, что все позитивное для нас связано с относящимся к этому позитивному негативным. Нет хорошего без возможного и действительного злого, нет истинного без ложного, жизни без смерти; счастье связано со страданием... Во всем Dasein я могу увидеть антиномичную структуру» (3, с. 235).

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!