Как человек приобщается к политике
Человек в процессе своей жизни постоянно включен в различные структурные элементы общества: семью, детские дошкольные учреждения, школу, предприятия или учреждения, общественные организации и т.д. Человек является представителем определенной нации, большой или малой социальной группы; он живет в селе, в небольшом поселке или огромном городе, где различаются социальные, культурные и политические условия жизни. Часть структурных элементов общества и условий жизни прямо не относятся к политике, но политическое влияние сказывается и на них, они используются теми или иными политическими силами для воздействия на человека.
Конечно, человек не рождается политическим существом. Он им становится в процессе своей жизни, приобретая на различных ее этапах определенные политические качества, формируя соответствующее возрасту и общественному положению представление о власти и политических отношениях. Все это носит название "политической социализации". Политическая социализация - это процесс, посредством которого человек приобщается к определенным политическим ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует свое политическое сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для политической деятельности. В процессе политической социализации происходит усвоение человеком политических норм, традиций, обычаев, знаний, позволяющих ему быть полноправным членом общества.
Политическая социализация своим результатом имеет разный уровень усвоения человеком политических ценностей общества, социальной группы, политической организации. В одном случае происходит лишь самое поверхностное приобщение к политике, в другом - формируется человек активный, политически инициативный, убежденный сторонник определенных политических взглядов. Политическая социализация не заканчивается с достижением определенного возраста, а сопровождает человека всю его жизнь. Конечно, в процессе социального взросления человек приобретает относительно устойчивую совокупность политических ориентации, центр которой более стабилен, чем периферия. И если социальные условия и идеологическое воздействие не изменяются, то трансформации подвергаются периферийные элементы политической культуры человека. Если же происходят глубокие социально-политические перемены, то для большинства населения они связаны с процессом ресоциализации и формирования новой политической культуры. Ресоциализация - процесс перемены отношения к ранее усвоенным политическим ценностям и приобщения к их новой системе. Процесс ресоциализации может быть длительным, но может приобретать драматические и взрывные формы. Примером ресоциализации массы населения может служить процесс изменения политических режимов в странах Восточной Европы.
В нормальных условиях политическая социализация выполняет две основные функции. Первая - функция преемственности - состоит в передаче политического опыта и политической культуры в целом от поколения к поколению. Вторая - функция стабилизации - связана с необходимостью поддержания устойчивости политической системы путем распространения ее ценностей и укрепления веры в справедливость существующего режима. Это не значит, что в процессе социализации у кого-то не могут возникнуть политические ценности, противоположные господствующим. На этот процесс влияют установки в семье, религиозные, национальные, социальные различия, идеологические воздействия иных политических систем. Особенно это заметно там, где политическая власть сосредоточена в руках одной части населения, которая реализует ее, нарушая права другой или других групп. Так, совершенно очевидно, что на сопротивление черного населения юга Африки против правления белого меньшинства оказывали существенное влияние ценности политической культуры, противоположные расистским.
В целом государство или господствующая группа в любом случае пытается поставить под свой контроль процесс политической социализации,так как возможность оказывать на него существенное влияние означает создавать благоприятные условия для политической власти.
Ведь господство можно осуществлять тем успешнее, чем большая часть населения готова подчиняться этому господству. А последнего можно достичь в процессе социализации, когда человек начинает отождествлять себя с политическими ценностями нации, государства, властвующей элиты, политической организации, политического лидера.
Политическая социализация, осуществляемая объективно в силу включенности человека в общество и государство, называется процессом формирования политических качеств человека. Тот аспект политической социализации, который связан с целесообразной деятельностью государства, партий, средств массовой информации по развитию определенной политической культуры, носит название политического воспитания человека. Человек может сам активно участвовать в политической социализации, и тогда этот процесс называется политическим самовоспитанием. Соотношение формирования, воспитания и самовоспитания в политической социализации в каждом конкретном случае подвижно и неоднозначно.(Самые глубокие основания той или иной политической 1сультуры, конечно, лежат в объективных условиях. Но в процессе политического воспитания политические ориентации изменяются и иногда противоречат объективным условиям существования человека, его социальному положению. В процессе самовоспитания человек может побороть влияние объективных условий, но для этого нужна воля и настойчивость.
Через какие общественные структуры осуществляется процесс политической социализации? В политической науке эти общественные структуры называют агентами социализации. В целом к ним следует относить семью, школу, различные общественные организации, религиозные общины, малые социальные группы, средства массовой информации, политические партии, государственные органы. Роль тех или иных агентов социализации определяется различными общественными условиями, например, тем, является ли общество индустриально развитым или нет, господствует ли в обществе западный или восточный стиль культуры, существует ли в государстве демократический или авторитарный режим и т.д.
Г К политике человек приобщается первоначально в семье. И хотя этот процесс не всегда можно достаточно четко отделить от различных проявлений семейной жизни, тем не менее какие-то исходные ориентации формируются под влиянием семьи. Конечно, нужно отличать власть отца в семье от политической власти в обществе; вместе с тем уже семья может сформировать определенный стереотип отношения к политической власти и к авторитету на основе аналогии с семейной властью. Положение женщины в семье формирует у ее членов отношение к участию женщин в политике.
Особое значение это имеет в тех обществах, где семья играет существенную роль в социально-экономических отношениях. Так, господство в Индии обычая затворничества, или парда (что означает чадра, занавеска, покрывало) по отношению к женщине существенно ограничивало ее свободу в семье, а особенно вне дома, где она могла появляться в сопровождении мужа или родственников. И хотя под натиском социально-экономических и политических изменений этот обычай ослабевает, однако и сегодня он влияет на поведение женщины, в том числе в политической жизни. В последние десятилетия несколько расширилось участие женщин в законодательных органах страны, в том числе на уровне штатов. Но некоторых женщин - депутаток во время сессий всегда сопровождают их мужья или отцы, что соответствует обычаю затворничества. Вообще в семье человек впервые сталкивается с классовыми, национальными, религиозными факторами своей жизни; именно там возникает первичная идентификация человеком себя с определенной социальной или культурной группой. 'Школа выполняет существенную функцию в процессе социализации. Здесь политика входит в жизнь ребенка через школьные курсы истории, политической географии, литературы, обществоведениял'Школа - один из первых формальных коллективов, через который познается связь человека с государством и обществом. В нем политические ценности приобретают осязаемый характер при исполнении государственного гимна, использовании таких политических символов, как государственной флаг и герб. К тому же общественные детские организации в школе формируют навыки организаторской деятельности, в них возникает первичное представление об институциональной стороне общественной жизни. Американские ученые исследовали процесс политической социализации в школе и установили, что 95% из 12 тыс. белых детей, живущих в американских городах согласились с утверждениями: "Америка - лучшая страна в мире", "Американский флаг - лучший в мире". Эти высказывания принимаются в том числе из-за интенсивного педагогического воздействия на детей: при исследовании учителей было установлено, что 99% из них ежедневно показывали детям американский флаг в классе, 91% требовали доказательств преданности флагу и 60% ежедневно устраивали пение патриотических песен вроде "Прекрасная Америка".
\ Религия и церковь участвуют в процессе политической социализации прямо либо опосредованно - в зависимости от конкретных политических и социально-культурных условий развития общества. \ Политические лидеры, особенно в развивающихся странах, освящают свою деятельность той или иной религиозной атрибутикой, пытаются обосновать политические решения религиозными установками. В процессе политической социализации человек соотносит свои религиозные представления с политическими ценностями. Президент Египта Насер во время войны с Израилем чаще выступал с политическими речами в мечете, чем в президентском дворце. Исламское государство в Иране официально базирует политическую жизнь на религиозных ценностях. В Польше католическая церковь формировала негативное отношение к коммунистическому правлению и выступала важным агентом формирования патриотического сознания.
Политические ценности имеют социальную, национальную, расовую окраску и содержание. В советском обществе длительное время политическая социализация осуществлялась на основе классовой идеологии. Коммунистическая партия проводила ее через школу, общественные организации, средства массовой информации, культуру. В качестве факторов приобщения к политике часто используют национальные символы и традиции. Национальная окраска политических институтов и политических лидеров создает им массовую поддержку. Однако, если национальная идея используется в политической социализации для формирования чувства превосходства одной нации над другой, то это противоречит демократической политической культуре. Национализм ведет к вражде между людьми, сопровождается насилием и нарушением прав человека. Одно дело, если национальные лозунги используются для освобождения угнетаемой нации от угнетения. Здесь формирование национального достоинства и приверженность ценностям национальной политической культуры - необходимый момент освобождения. Но если начинают попирать права и ценности других народов, то возникают условия для национального фанатизма. То же самое следует сказать и о расизме, когда у людей формируют предубеждение против "белой", "черной" или "желтой" рас. Грани между национализмом и национальным самосознанием подвижны. Примером разрушения этих граней являлася ситуация в бывшем Советском Союзе. Формирование политической культуры под лозунгами "Литва - для литовцев!" или "Россия - для русских!" -проявление национализма. В целом, формирование классово-идеологической, национальной или расовой исключительности приводит к дегуманизации политики, к установлению авторитарных и тоталитарных политических режимов.
В современном обществе значительное место в процессе политической социализации занимают партии, общественные организации и движения, средства массовой информации.
Политические партии - один из центральных агентов социализации. Они наиболее активно участвуют в политических процессах, формируют политические программы и пытаются внедрить их установки в массовое сознание. Партии придерживаются различных идеологий. Потому для соблюдения демократичности политической социализации партийная система строится на принципе политического плюрализма. Партии используют для социализации различные формы деятельности - устную пропаганду и агитацию, печатное слово, теле- и радиопередачи. К ним тяготеют некоторые молодежные организации. Они имеют свою символику и традиции. Функцию политической социализации, например, выполняет цвет партийных знамен. Левые партии социалистической и коммунистической ориентации используют красную символику, анархисты - черную, религиозные партии в некоторых странах Востока действуют под зелеными знаменами ислама. Вот почему при смене политических режимов победившая партия для укрепления своего господства пытается ликвидировать или ограничить использование символики своих политических противников и использовать в политической социализации свою символику.
Любой политический процесс сегодня не обходится без влияния средств массовой информации и коммуникации. Печать, радио, телевидение, массовое кино влияют на человека непосредственно и формируют у него отношение к политическим ценностям, защищают одни и опровергают другие политические идеалы. Скорость распространения информации и возможность передачи ее во все уголки страны и во все страны мира превращают средства массовой информации в один из самых эффективных инструментов формирования поддержки или осуждения политической власти населением. Доходчивость, эмоциональность, художественность различных видов информации увеличивает силу политических символов, взглядов, установок. Разнообразие информации усиливает интерес человека к политике, формирует установки на свободу политического выбора. Таким образом, ясно, что политическая социализация -сложный и неоднозначный процесс. В нем имеются объективные и субъективные стороны. Человек занимает в этом процессе активную роль. В механизме политической социализации участвуют различные агенты со своей спецификой и функциями. Итогом политической социализации выступает определенная политическая культура.