Качественные подходы в туристских исследованиях
Оценка качества услуг в туристских исследованиях необходима для прогнозирования туристского спроса и описания возможного развития событий, относящихся к туризму, в будущем. В большинстве случаев качественные характеристики служат существенным дополнением к результатам анализа количественных показателей. При исчислении и изучении количественных показателей исследователи стремятся объективно оценить существующие тренды, при использовании качественных показателей решающую роль играют субъективные мнения экспертов в оценке тех или иных явлений на основе их собственного восприятия и опыта.
Качественные модели в туристских исследованиях могут быть особенно востребованы при строительстве нового туристского центра или района. В этом случае у аналитиков нет возможности использовать накопленные данные о количестве туристских прибытий, сезонности спроса или о средних туристских расходах для данного места пребывания. Качественные модели могут оказаться полезными и тогда, когда происходят кардинальные изменения во внешней среде туристского бизнеса, политической или социальной жизни, которые могут оказать решающее влияние и на состояние туризма. В такой ситуации количественные методы анализа могут оказаться неприемлемыми или недостаточными для оценки и прогнозирования в туризме.
Пожалуй, трудно найти метод исследования, который был бы одинаково приемлемым для всех в такой многокомпонентной и динамичной отрасли, как туризм. В Австралии Совет по туристским прогнозам разработал собственный метод как комбинацию количественного и качественного подходов. В его основе лежит экономико-математическая модель, построенная на базе двух основных показателей: дохода и цены -- для отдельных сегментов рынка. Данные, полученные в результате количественного анализа, корректируются по качественным характеристикам, таким, как ожидаемые изменения в потребительском поведении, политика правительства, внешнеполитические факторы, необычные события. Окончательные прогнозы представляют собой наиболее вероятные показатели с учетом всех факторов.
Приведем результаты прогнозирования спроса по такой модели.
ПРОГНОЗ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В АВСТРАЛИЮ до 2006 г.
Динамика
- Число международных прибытий возрастет на 9% и достигнет 8,8 млн иностранных посетителей в год к 2006 г.
- Темпы роста несколько замедлятся по сравнению с ожидаемым ростом 11,8%, за исключением года проведения Олимпийских игр в Сиднее.
- Самыми высокими темпами будет развиваться туризм из азиатских стран, исключая Японию.
Продолжительность пребывания
- Средняя продолжительность пребывания будет возрастать на 6,8% в год, являясь отражением отклонения в количестве ноче-вок вследствие изменения структуры международного рынка.
- Количество ночевок в гостиницах, мотелях и гостевых домах будет возрастать более быстрыми темпами, на 8,8% в год, в связи с широким использованием коммерческих средств размещения посетителями из азиатских стран.
Поступления
-Поступления от туристского экспорта достигнут 30,6 млрд дол. США в 2006 г. по сравнению с 13,1 млрд дол. в 1996 г., т.е. среднегодовой темп роста будет находиться на уровне 8,8%.
Общее количество ночевок в 2006 г.
-Общее количество ночевок, включая внутренний и международный туризм, будет расти на 3,7% в год и составит 346 млн.
- Общее количество ночевок, проведенных в гостиницах, мотелях и гостевых домах, возрастет на 5,1% в год и составит около 75 млн.
При исследованиях туристского рынка используют методы маркетингового опроса реальных или потенциальных путешественников. Однако в связи с тем, что опрос потребителей отнимает много времени и средств, иногда вместо потребителей опрашивают предприятия, предоставляющие туристские услуги. Например, НТО могут собрать сведения у гостиниц и крупных туроператоров о состоянии фьючерсного бронирования и намерений по поводу аренды мест на будущий год и таким образом наметить достаточно точные ориентиры. Аналитические обзоры специалистов на этот счет могут существенно дополнить оценочные показатели.
Известный специалистам метод (модель) Дельфи также используется в туристических исследованиях. Он основан на достижении консенсуса мнений авторитетных ученых и исследователей по поводу конкретных ситуаций или прогнозов в туризме. Согласно данному методу на начальном этапе разрабатывают анкету, куда включают вопросы, ответы на которые должны дать желаемые результаты. Анкету рассылают группе известных экспертов, и каждый из них дает независимые ответы. Таким образом удается избежать давления на специалистов. После первичного анализа полученных ответов возможен второй или третий раунд опроса, пока не будет достигнут консенсус или не найдена точка сближения.
Уйсал и Кромптон [16] предложили свою модель туристических исследований - постоянно действующие семинары экспертов. Согласно разработанному Уйсалом и Кромптоном сценарию группу экспертов приглашают на семинар, посвященный определенной теме. Эксперты выступают с докладами, углубленно и разносторонне рассматривают разные вопросы в рамках отведенной темы и регламента, участвуют в дебатах относительно: текущей ситуации (базовый анализ); возможной будущей ситуации; прогнозов развития текущей ситуации. По мнению ученых, подобные семинары должны проводиться не реже одного раза в год. Материалы семинаров могут стать существенным вкладом в формирование прогнозов занятости, строительства новых объектов, расширения сферы услуг и пр.