Изучение критических статей в школе
Изучение литературно-критических статей обогащает духовный мир учащихся, расширяет их кругозор, учит мыслить, прививает навыки самостоятельного анализа художественных произведений, заставляет задуматься над различными вопросами жизни. Знакомство с критическими статьями помогает школьникам глубже понять смысл изучаемого произведения и его образы, актуальные вопросы того времени и разрешение их писателем.
Изучение литературно-критических статей В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского и Д.И. Писарева, знакомство с работами А.В.Дружинина, А.А.Григорьева и других талантливых русских критиков должно помочь учащимся глубже понять произведения писателей XIX века, способствовать усвоению знаний по истории и теории литературы.
Основные задачи изучения литературно-критических статей. 1) Научить школьников воспринимать каждую критическую статью не только как глубокий анализ художественного произведения, но и как определенный документ эпохи. Работая над текстом статьи, надо показать учащимся тесную связь данной статьи с актуальными вопросами жизни России тех лет, обратить внимание на исторический подход критики к анализу художественного произведения. 2) Дать четкое представление учащимся, во имя чего взялся критик за создание статьи, чем вызвано ее появление. 3) Не только разъяснить учащимся точку зрения критика, но и объяснить ее, исходя из его общественно-политических и эстетических взглядов. Важно, чтобы учащиеся увидели этот «свет известного убеждения», поняли, чем руководствовался критик в оценке героев и произведения в целом. 4) Нужно помочь учащимся глубже осмыслить отдельные положения статьи, разобраться в том, чему она учит, какие «чувства добрые» и мысли стремился пробудить автор у читателей, т.е. в процессе чтения критических статей выявлять их нравственный потенциал. 5) Не сводить всю работу к запоминанию и повторению готовых истин, а учить школьников делать самостоятельные выводы, побуждать их высказывать свое мнение по поводу той или иной оценки героя и его поступков, данной автором статьи (формировать «критическое мышление»). Таковы задачи изучения литературно-критических статей.
К критическим статьям и фрагментам из них необходимо обращаться на протяжении всего курса литературы. Изучение обзорных и монографических тем будет неполным, если учащиеся не получат представления о русской критике, ее роли в общественной жизни страны, в развитии литературы и искусства XIX века. Так, при изучении обзорной темы «Введение» (X кл.) учитель, давая общую характеристику состояния литературы 60-х годов, познакомит учащихся с общественно-политическими и эстетическими взглядами Добролюбова, Чернышевского, Писарева, чьи статьи будут изучаться в монографических темах «А.Н.Островский», «И.А.Гончаров», «И.С.Тургенев». Широкое использование на уроке воспоминаний о Добролюбове, его писем, отрывков из его статей поможет воссоздать облик Добролюбова-критика, гражданина, подготовит учащихся к восприятию его статей.
При изучении монографических тем, и в частности жизни и творчества писателей, можно привлечь фрагменты из критических статей, наиболее ярко характеризующие «отличительную физиономию таланта» каждого из писателей: рассказывая о творчестве А.Н.Островского в 50-е годы, его «пьесах жизни», хорошо использовать фрагменты из статей Добролюбова «Темное царство» и «Луч света в темном царстве», в которых дается объяснение, почему именно так назвал критик произведения Островского и пр. Но особое внимание следует уделить тем критическим статьям, которые непосредственно связаны с программными литературными произведениями. Их анализ можно разбить на два этапа: первый - включение отдельных положений статьи в процессе изучения художественного произведения в классе, второй - чтение статьи, организация изучения ее текста после анализа литературного произведения.
Первый этап даст возможность познакомить учащихся с некоторыми положениями статьи, имеющими прямое отношение к развитию конфликта, анализируемым образам, мотивировке поведения героев. К «критическому этюду» И.А.Гончарова «Мильон терзаний» следует обратиться в процессе чтения и анализа комедии Грибоедова «Горе от ума» и на специальном уроке, посвященном ее разбору. В первом случае материал «критического этюда» поможет следить за развитием и характером конфликта пьесы, вместе с опытным читателем-критиком учащиеся вчитываются в текст, сопоставляют свои суждения с замечаниями критика о развитии действия, мотивах поступков героев, подтекстом их реплик.
Второй этап — это чтение и внимательный анализ статьи. Приемы работы. 1) вступительное слово учителя, предваряющее работу над текстом статьи: учитель расскажет или вспомнит с учащимися об общественно-политической обстановке, в которой создавалась статья, объяснит причины, побудившие автора к ее написанию, раскроет или напомнит идейно-эстетические взгляды критика. 2) Комментированное чтение статьи. Комментарий учителя в процессе чтения статьи в классе (ее наиболее важных фрагментов) поможет школьникам лучше почувствовать глубину литературоведческого анализа, нравственный и социальный аспекты публицистических отступлений критика. 3) Составление плана статьи, тезисов (дома - конспектов). Обучать девятиклассников, впервые читающих статью В.Г.Белинского, составлению планов, тезисов и конспектов статьи необходимо параллельно с ее анализом (выделить с этой целью два-три отрывка из статьи, поставить к ним вопросы). Только после того как у школьников будут сформированы умения тезирования и конспектирования, эту работу учащиеся могут выполнять самостоятельно, без руководства учителя. Читая статью, школьники учатся следить за логикой развития мысли автора, системой доказательств выдвинутых положений, четкостью выводов. И в Х классе параллельно с чтением и анализом статьи ведется коллективная работа по составлению ее плана. Опираясь на этот идейно-тематический план, учащиеся могут составить тезисы статьи (в тетрадях или на карточках).
Чтобы облегчить учащимся самостоятельную работу над текстом критической статьи и сосредоточить их внимание на ее главных положениях, можно дать школьникам в качестве домашнего задания ответить на вопросы или составление плана статьи и подбор тезисов или ответы на вопросы.
Иногда вместо тезирования или конспектирования статьи имеет смысл предложить учащимся дать письменный развернутый ответ на один из сложных вопросов статьи. Это следует практиковать в тех случаях, когда статья большая по объему и трудная для восприятия. Можно предложить учащимся сопоставить теоретические положения критика с их реализацией в статье, например требования «реальной критики», данные Добролюбовым в начале статьи «Луч света в темном царстве», и их реализация в подходе к анализу драмы Островского «Гроза». Вопросы заставят учащихся внимательнее читать статью, подбирать соответствующие цитаты для ответа, наконец, высказать собственное мнение о критической статье.
Работа по тезированию и конспектированию статей в старших классах приобретает все более самостоятельный характер, но не является единственным видом работы над статьей. Полезно чаще проводить беседы по ее содержанию, стремиться к тому, чтобы учащиеся высказывали свое мнение по поводу отдельных положений критика, чтобы у них возникало желание в некоторых случаях поспорить с критиком, поэтому так важна постановка проблемных вопросов, использование на уроках элементов дискуссий, проведение урока-диспута.
В спорах, в процессе диспута школьники учатся высказывать свое отношение к оценке критиков, отстаивать его, лучше постигают общественно-политические и эстетические взгляды авторов статей, роль данных статей в общественной жизни страны. Диспут может быть проведен и в виде деловой ролевой игры «Критика за круглым столом» обсуждение критиками вышедшего произведения; например: обсуждение романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Писаревым, Антоновичем, Страховым; можно привлечь высказывания о Базарове А.Герцена и самого автора романа.
Таковы возможные приемы изучения литературно-критических статей в школе. Наша задача - сделать это изучение творческим; важно не только научить анализировать эти статьи, но всей системой вопросов, заданий пробудить у учащихся интерес к критической литературе, и тогда чтение критических статей станет не обязанностью, а потребностью учащихся.