Изобразительное искусство стран Ближнего и Среднего Востока
Местные художественные традиции, природно-климатические условия и особенности используемых материалов оказывали известное влияние на искусство и архитектуру отдельных провинций Арабского халифата, но законодателями художественных вкусов вплоть до XII века были прежде всего Дамаск и Багдад, откуда общие сирийско-месопотамские черты искусства распространялись по всей империи. Общему подъему изобразительного искусства и архитектуры в этих центрах способствовали приток в столицы византийских и иранских мастеров.
Мастера-художники далеко не всегда и не везде исполняли ограничительные предписания богословов-пуристов и во многом продолжали традиции доисламского искусства. Следы этого влияния ощущались в шиитском Иране, но их можно найти и в Ираке и Сирии. Изображения людей и животных мы находим в иллюстрациях и в рисунках на предметах прикладного искусства.
Поскольку рукопись рассматривалась средневековыми ценителями как целостное произведение искусства и достоинства ее определялись не только содержанием, но и мастерством внешнего оформления - отдельные элементы этого оформления, в частности миниатюры, имели в глазах художника лишь вспомогательное, иллюстративное назначение.
Арабские художники вообще не признавали объемного, «трехмерного» изображения фигур и достигали объемного эффекта сложной цветовой гаммой на плоскости изображения.
В условно-декоративных формах, преобладавших над реалистическими, объемно-осязаемыми, в арабо-мусульманском искусстве по-своему нашла образное воплощение религиозно-философская доктрина ислама об иллюзорности и преходящем характере видимого мира. Вместе с тем чувство универсальной гармонии отразилось в особой соразмерности арабо-мусульманских орнаментов, в точности их пропорций, в согласованном и точном ритме их узоров.
Декоративное искусство было «ученым», рассудочным, основанным на геометрических построениях и сложных вычислениях. Это было искусство, связанное с определенным взглядом на пропорции и гармонию, не терпящим пустых пространств.
Возможно, именно такое одностороннее развитие изобразительного искусства, особенно живописи, породило желание компенсировать отсутствие живописного изображения действительности приданием большей живописности художественному слову, что привело к гипертрофированному развитию дескриптивного жанра васф (описание).
Можно проследить структурное сходство декоративного искусства с господствующим литературным стилем эпохи с его сложным переплетением параллельных образов, сравнений, звуковых комбинаций и различных тропов. В нем господствовали те же рассудочность, пышность и торжественность, что и в панегирической поэзии и в изысканной рифмованной прозе.
В миниатюрах мусульманских художников прежде всего поражает обилие сюжетов. Это сценки из народного быта, жизнь халифского двора, сценки в цирюльне и в суде, проповедь в мечети, отдых каравана, стадо пасущихся верблюдов с пастухами, невольничий рынок, изображения различных приборов и ремесленников за работой и многое другое.
Особым жанром изобразительного искусства в рассматриваемый период была иконопись. Она возникла, как полагают, в Египте на базе так называемого «фаюмского портрета», названного по месту первой находки в одноименном оазисе. Это были заупокойные живописные портреты, вставлявшиеся в бинты мумии на месте лица и заменявшие более ранние древнеегипетские рельефные маски. Такие портреты писались обычно в технике восковой живописи на досках. Расцвет фаюмского портрета приходится на I-Ill века н. э. Его особенностью было сочетание двух в известной мере противоположных традиций: античной с ее яркой жизненностью образов, объемностью передачи форм, светотеневой моделировкой и постановкой головы в три четверти и собственно древнеегипетской, для которой характерны графичность, плоскостность, фронтальность, резкие контуры и статичность. Эти древневосточные особенности в первую очередь были переняты мусульманской живописью.
Как известно, исламская традиция запрещает изображение пророка Мухаммеда и Его семьи в каких бы то ни было художественных формах. Кроме того, она не ободряет изображения живых существ, полагая, что это чревато впадением в язычество, или поклонением многим богам. Поэтому мусульманские художники не копируют внешний мир, а стараются передать его внутренний смысл через геометрические орнаменты. Если художник-мусульманин все же решает изобразить живое существо, то делает плоские, «двумерные» рисунки, подчеркнуто нереалистичные и без иллюзорной глубины.
Кстати говоря, в этом требовании ясно просматриваются отголоски традиций ранней восточно-христианской иконописи и даже гораздо более рафинированной, полной античных эстетических реминисценций иконописи византийской (а значит, и русской).
Скульптурные изображения человека и животных, особенно если они «отбрасывали тень», были запрещены, но иногда встречались в рельефной резьбе. Сейчас скульптура успешно развивается в ряде стран региона, нередко сочетая мировой опыт и доисламские традиции. Таковы, например,, известные монументальные скульптуры египтянина Махмуда Мухтара («Пробуждение Египта» и др.).