Изменения в общественном и государственном строе в период формирования Русского централизованного государства
Характерной чертой периода становления Московского государства было усиление сословного характера общества. В первую очередь происходит изменение всей системы вассальных отношений. Складывается сложная иерархия феодальных чинов, сокращаются феодальные привилегии и иммунитеты, формируется и укрепляется служилое дворянство.
Правовое положение феодалов. Класс феодалов не был однородным. На вершине феодальной лестницы находился великий московский князь. Следом шли удельные князья, ставшие на службу великому князю и потерявшие свою самостоятельность. Они должны были нести военную службу. Со временем удельные князья вошли в состав боярства, образовав его верхушку.
Следующую группу феодалов составляли бояре - наиболее крупные и влиятельные землевладельцы. С появлением служилых князей высший класс русского общества по-прежнему именуется боярами или «князья и бояре».
Звание боярина не приобретается по наследству. Боярином мог стать всякий, кому удавалось выдвинуться по службе или приобрести богатство. Летопись отмечает несколько таких случаев: сын кожевника, сын смерда, сын попа - сделались боярами. Бояре не обладали исключительными правами. Единственная привилегия состояла в том, что жизнь и телесная неприкосновенность ограждались более ревностно. Вообще бояре отличались фактическими преимуществами - богатством и властью. В состав высшего класса - боярства входят и князья. Звание князя было наследственным. Следом за боярами шли «слуги вольные» и «дети боярские», т.е. средние и мелкие феодалы. Бояре и «дети боярские» имели свои дружины, свои Дворы, и, переходя на службу Московского великого князя, приводили их с собой в Москву. Служба бояр и «слуг вольных» носила добровольный, а не обязательный характер. Однако они не могли обойтись без этой службы, т.е. великому или удельному князю. Только неся службу, они Могли рассчитывать на его защиту. Бояре и слуги вольные могли отказаться от службы своему сеньору и перейти служить другому. Но что характерно - они не теряли своих прав на вотчину. Московские князья старались привлечь к себе на службу возможно большее количество служилых людей и закрепить за собой их службу навсегда путем раздачи им на время службы крестьянских сел. В дальнейшем самовольное прекращение службы и переход к другому феодалу было запрещено законом, рассматривалось как государственное преступление и влекло за собой конфискацию не только поместий виновного, но и вотчин его.
Низшую группу феодалов составляли слуги, которые исполняли различные административные и хозяйственные обязанности и получали за свою службу земли.
В XV в. произошли серьезные изменения в составе класса феодалов. Боярство сделалось самым важным придворным чином, оно объявлялось торжественно. Бояре лишились права свободного выбора князя. Оформилась и другая группа феодалов, так называемых дворян. Основным ядром, из которого выросла эта группа, были слуги при дворе. По мере того как удельные князья стали превращаться в служилых, дворянство стало пополняться за счет включения в свой состав слуг этих князей, свободных землевладельцев и «детей боярских». Со временем дворяне приобретают все большее влияние, используя свою близость ко двору.
Все разряды царских служилых людей получают общее имя дворянин и новую организацию с делением на чины или должности, жалуемые царской властью.
Правовое положение крестьян. Крестьяне делились на чернотягловых, живших на земле великого князя и на землях удельных князей, и крестьян, живших в вотчинах и поместьях бояр, «детей боярских» и дворян, а также на церковных землях. В свое время татарские численники - писцы переписали все русское население. С этого времени древние акты именуют черных людей «численными» или «письменными», т.е. исчисленными и переписанными. Все лица, занесенные в число и опись, должны были платить дань завоевателю под контролем великого русского князя и всех других русских князей как наместников хана.
Черные люди, переписанные татарскими писцами, были обложены данью. Тягловая черная община состояла из населения центрального поселения и населения «тянувших к нему данью управлением и судом» селений, деревень и дворов, связанных своим выборным управлением, владением землею в определенных границах порукою по уплате податей и отбыванию повинностей, лежавших на общине. Размер участка каждого домохозяина в пределах общины определялся его личными средствами, по которым черные крестьяне делились на лучших, средних и молодших. Владелец черного участка имел право передать его по наследству отдать в наем и даже продать другому лицу, но не иначе как с согласия общины и под условием, чтобы наследник, арендатор и покупатель приняли на себя тягло, лежавшее на приобретаемом участке черной земли.
«Безветные» люди черных общин, т.е. не владевшие землей, назывались подсуседями, захребетниками, батраками, молодшими людьми. Они жили во дворах крестьян, помогали им обрабатывать их надел, получали содержание от хозяев как вольнонаемные работники и домашние слуги. Постепенно идет процесс закрепления чернотягловых крестьян за определенными землями. Замена натуральной ренты денежною толкала феодалов к увеличению своей запашки, к усилению эксплуатации зависимого крестьянства. Черные люди обязаны были содержать княжеских чиновников, давать им корм и подводы. Сверх дани, корма и яма черные люди платили разного рода пошлины на содержание городов, крепостей, за совершение юридических сделок.
С XVI века начинается ликвидация княжеских наместников - кормленщиков и передача черных земель и крестьян служилым людям в поместья по царским указам.
Старожильными назывались крестьяне, которые издавна жили и работали на земле своего феодала и платили ему подати. Серебренниками назывались крестьяне, бравшие в долг от своих феодалов серебро под проценты. За исключением старожилов и серебренников основная масса населения в XV веке пользовалась свободой перехода («выхода»).
С середины XV в. усилился процесс закрепощения крестьян. Сначала ограничивалось право перехода отдельных групп крестьян от одного господина к другому, затем был определен общий порядок перехода – только в «Юрьев день». 26 ноября, т.н. Юрьев день считался наиболее подходящим для этого выхода крестьян, так как глубокой осенью, когда заканчивались все сельхозработы, под страхом суровой зимы мало кто из крестьян использовал это право.
По законодательным актам XIV—XV столетий все разряды крестьян-землевладельцев - черные, дворцовые, боярские, вотчинные, поместные по отношению к землевладельцам делились на три неравные категории: 1) крестьяне тягловые, государственные, обложенные определенными государственными податями и повинностями, не имевшие права перехода – они составляли преобладающую массу государственного народонаселения; 2) крестьяне частновладельческие, жившие на земле своих господ, вносивших за них государственную подать, платившие своим господам оброк; 3) вольные крестьяне - колонисты на чужих землях, государственных и частных, освобожденные от податей и повинностей на определенный льготный срок, по истечении которого зачисляемые в разряд крестьян черных или частновладельческих.
Помещики и вотчинники были судьями своих крестьян по всем делам за исключением дел уголовных.
Сохранялся институт холопства (челяди), но появилась и новая группа несвободных - кабальные люди, попавшие в зависимость как неоплатные должники. Различий в положении свободных крестьян, холопов и кабальных людей становилось всё меньше.
Городское население утратило те права, которые оно имело в эпоху Киевской Руси. Оно стало облагаться теми же налогами и повинностями, что и крестьяне.
Горожан стали называть посадскими людьми. Они не имели никаких прав на самоуправление, а управлялись или князьями, или посадниками - наместниками великого князя. Из среды городского населения стали выделяться наиболее состоятельные люди, которым удавалось добиваться различного рода преимуществ и привилегий. Среди них прежде всего гости и купцы. Что такое гости? Гостем называли всякого чужого человека. В узком смысле этого слова, гость - это иноземный купец. Гостем называли также купца из другой русской земли. В ст. 69 «Русской Правды» читаем: «пришедь гость из иного города или чужеземец». В отличие от гостя купцом назывался человек, занимающийся внутренней торговлей. Торговать мог всякий - и князь, и боярин, и смерд. Но для гостя и купца торговля - профессия. Класс торгового люда на Руси был довольно многочислен. Жили в городах и так называемые черные или молодшие люди. К ним прежде всего относились ремесленники и чернорабочие.
Подобно крестьянам, черные посадские люди составляли общину. Она характеризуется выборным управлением, общинным землевладением и круговой порукой по уплате податей и отбыванию повинностей.
Государственный строй
Великие московские князья становятся типичными монархами ранней феодальной эпохи. По свержению татарского ига к московскому князю переходит власть хана, бывшего полновластного хозяина земли русской. Но им принадлежала вся полнота власти только в собственном уделе (домене). На территории же подчиненных княжеств великокняжеская власть определялась или договорами, заключенными с удельными князьями, или жалованными грамотами, которые выдавались своим боярам, слугам, церкви. Как отмечалось выше, великий князь был главой всех присоединенных к Москве уделов и земель. Власть московских князей росла за счет постепенной ликвидации уделов и превращения удельных князей в служебных.
В особом положении находились князья тверские, рязанские и ростовские. Они носили титул великих князей. Многие годы они являлись самостоятельными главами своих владений. Со временем эти князья вынуждены были признать главенство великого московского князя и превратились по примеру других князей в служилых людей, т.е. в таких же слуг, что и бояре.
Московские князья не ограничиваются титулом великих князей. Уже с Ивана Калиты они именуются «великими князьями всея Руси», что указывает на их стремление установить единодержавие. Иван III принимает громкий титул: «Иоан, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковкой и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных». В сношениях с малыми землями он уже титуловался как царь всея Руси. Окончательно этот титул укоренился в России при Иване Грозном.
В древней России с половины XII века начало избрания князя народом берет перевес над началом наследственного перехода власти. Но с XIV века избрание не практикуется. Власть переходит по наследству. Сначала существовал принцип родового старшинства, но с XIV века родовое старшинство заменяется старшинством семейным. Власть переходит от отца к старшему сыну. Утверждается начало первородства и единонаследия. Земля не делится на уделы между всеми сыновьями.
Вступление нового князя на княжеский стол стало обставляться торжественно. В обряде посажения князя участвовал митрополит, а с конца XV века появляется торжественное венчание или коронование, что указывало на то, что власть монарха московского - божественного происхождения, и передается по наследству в силу «божественной благодати».
С конца XV века по советам жены Ивана III Софьи Палеолог, на великокняжеском дворе был введен пышный и строгий церемониал, по образцам византийского императорского двора. Постепенно прекращается существовавшая до тех пор простота общения главы государства с простыми людьми: он становится для них недосягаемым.
С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орёл, совмещённый с гербом Москвы (изображением Георгия Победоносца). В 1498 г. в Успенском соборе, при «венчании на великое княжение» внука Ивана III царевича Дмитрия, на его голову впервые была возложена своеобразная корона - «шапка Мономаха», якобы присланная из Константинополя. Захват турками-османами Константинополя усилил значение Московской митрополии, несмотря на то, что в 1458 г. из неё выделилась митрополия Западной Руси, находящейся в землях Великого княжества Литовского.
Высшие органы власти и управления. Какова была власть великих князей и царей московских? Не было такого закона, который точно формулировал бы их права. Они стремились к неограниченной власти. Сначала усилению власти московских князей способствовало уменьшение власти Золотой Орды. Начиная с Ивана III, они стали называть себя «государями всея Руси», а иногда и царями (от латинского слова «цезарь», как именовались римские и византийские императоры).
Вместе с тем нельзя сказать, что Московское государство было неограниченной монархией. Деятельность московских государей направлялась верхушкой феодалов - боярами и церковью.
Боярская дума не составляла особого учреждения, которое имело бы четко определенный состав и свой регламент. Она состояла из родовитых и богатых бояр, которые принимали участие в обсуждении вопросов войны и мира. При участии бояр заключались междукняжеские договоры. В их присутствии и, вероятно, после совещания с ними великие князья составляли духовные грамоты. Бояре принимали участие в управлении государством, в суде, в законодательной деятельности. Не раз бояре даже правили государством за малолетних или неспособных князей. Дмитрий Донской, умирая, приказал своим детям: «бояр же своих любите и честь им достойную воздавайте, без их думы ничтоже творите».
Начиная с XV века в среду московского боярства стали поступать в большом числе удельные князья. Они приходили на службу великому князю со своими уделами, которые великий князь и оставлял за ними в качестве простых боярских вотчин. Бояре всегда были при московских князьях. Служилый человек соглашался взять должность или занять место только тогда, когда убеждался, что его не унизят и не подчинят равному с ним или менее знатному, чем он сам. На основании родословных книг бояре и князья точно знали, кто из них принадлежит к более знатному роду и чьи родовые корни уходили более глубоко в века.
Нежелание считаться с мнением Боярской думы могло иметь своим последствием отъезд бояр к другому князю, изоляцию князя, ослабление его влияния. В своих вотчинах они чувствовали себя по-прежнему удельными князьями, какими были их отцы и деды. Словом, новое московское боярство приняло вид родовой и земельной аристократии с притязаниями на участие в управлении государством. С конца XV века, когда стало расти политическое влияние дворянства и когда великий князь принял суровые меры против отъезжающих из Москвы бояр, стало падать и значение Боярской думы.
Путные дворяне. До XIV века на Руси отсутствовало понятие центральных и местных органов управления. Существовали некоторые органы административного управления времен Киевской Руси. Встречаются должности тысяцких. Сохраняется дворцовая система управления, в которой под управлением дворецкого определены были пути, под управлением «путных бояр». Слово «путь» означало выгоду, доход, имущества. Существовали следующие пути: сокольничий, конюший, стольничий, чашничий. В ведомстве сокольничего пути находились сокольники и другие служители птичьей охоты; в ведомстве конюшенного пути - княжеские конюшни, конюхи, луга; в ведомстве стольничего пути - бортные леса, села и деревни. Деревни, приписанные к двору и путям, были разбросаны по всей территории государства. Рядом с деревней или селом, находившихся в ведении местных органов власти, можно было видеть деревни то путных бояр, то дворецкого и вотчинников. Пути ведали населением, которое жило на приписанных к ним землях.
Во главе путей, этих самостоятельных ведомств, находились путные бояре - верхушка феодальной знати.
Приказы, именуемые в первой половине XVI века третями, а во второй половине того же века четвертями, по времени своего происхождения относятся к XV веку. Трети явились следствием деления доходов с Москвы и черных московских волостей на три удела между сыновьями Ивана Калиты. Эти уделы состояли в ведомстве трех московских наместников, из которых великокняжеский именовался большим.
По мере присоединения удельных княжеств к Московскому, в Москве были образованы центральные судные приказы - Владимирский, Рязанский, Дмитровский и др. для приема, разбора и решения дел лиц, искавших судебной защиты у московского государя. Появился целый ряд дел и даже отраслей управления, которые не в силах были решить органы дворцово-вотчинного управления.
На практике государь поручал (приказывал) какому-либо боярину заниматься этим делом или отраслью самостоятельно. При нем создавалась канцелярия и велось дьяками письменное производство.
Первым приказом был Казенный, который ведал казной князя и его архивом. Следом был образован Дворцовый приказ (или приказ большого дворца) во главе с дворецким. Созданы были Конюшенный, Посольский, Разрядный, Ямской и др. приказы.
Местные органы управления. Московское великое княжество в административном плане делилось на уезды - города с принадлежащими им землями. Наряду с уездами существовало деление и на земли (Вятская земля и др.). Уезды подразделялись на станы, станы - на волости.
Местные правители, назначаемые князьями, назывались наместниками и волостелями.
Организация наместнического управления проста. В уезд назначается наместник, в единицы меньшие - волости - волостели. Наместник подчинялся только великому князю.
И те, и другие назначались обыкновенно на 3 года. Наместник назначает себе помощников - тиунов, доводчиков и приветчиков. Наместники ведали сбором податей, пошлин, чинили суд и расправу. Кроме финансовых и судебных прав, наместникам принадлежали полицейские и рекрутские функции. Наместничество давалось как бы в награду, ибо оно приносило доход. Доход наместника или волостеля именовался «кормом», а отсюда и вся система управления носит название системы «кормления». В челобитных о назначении наместником просители писали: «прошу пустить покормиться». В Москве были книги с росписью доходов, какие мог получить наместник в известном округе. Кормление получали и помощники наместников и волостелей - тиуны, доводчики и приветчики. Вновь пожалованного наместника или волостеля жители встречали приношениями, что называлось «въездным кормом». Затем во все время пребывания в своем округе наместник или волостель получал периодически праздничный корм во время больших праздников - Рождества Христова, Пасхи, Петрова дня. Всякая свадьба в округе давала особый корм наместнику. Этот свадебный корм носил название «выводная куница». Всякое судебное действие сопровождалось уплатой наместнику судебной пошлины.
Виновные в наиболее тяжких уголовных преступлениях - в разбое, душегубстве, татьбе - подвергались смертной казне, а имущество их конфисковалось в пользу наместника. Если убийца неизвестен, то община, на территории которой найден труп убитого, уплачивала «дикую виру» в пользу наместника и т.п.
Наконец, в пользу наместника взыскивались торговые пошлины. При купле-продаже или мене лошадей и рогатого скота наместники и волостели получали «роговую» пошлину.
Корм был натуральный или денежный. Праздничный корм обыкновенно был натуральный. «На Рождество Христово наместнику нашему взяти с десяти сох полоть мяса, четверо хлебов, коробья овса, воз сена» (Онежская грамота). Брачные, судебные, торговые пошлины выражались в определенной денежной сумме.
Суд, обеспечение «благочиния», армия. Постоянных судебных органов еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, и судебные функции осуществляли: великий князь, боярская дума, дворцовые ведомства, наместники, волостели и церковный суд. Сохранялась вотчинная и зарождалась поместная юстиция.
Мелкие крестьянские дела судебно-административного характера решали волостные старосты и сотские. Они разбирали и споры между крестьянами. Более важные дела (об убийствах, грабежах, поджёгах) разбирали княжеские наместникии волостели. Но представители волости - старосты или «добрые люди» из крестьян должны были присутствовать в этих судах, «правды стеречи». Без них суд не мог состояться.
В конце XV - начале XVI вв. была проведена реорганизация вооруженных сил, которые стали теперь включать старое боярское ополчение, дворянское поместное ополчение, народное ополчение и княжеское дворцовое войско.
Роль дворянского ополчения возрастала. Ополченцы должны были, по призыву великого князя, являться к месту сбора «конно, оружно, людно». То есть каждый из них представлял собой вооружённого кавалериста со своими слугами. Причём их количество должно было соответствовать величине поместного владения. Полки дворянской конницы представляли собой грозную силу и надежную опору великокняжеской власти.
Был отрегулирован порядок сбора народного ополчения: от каждой единицы обложения («сохи») требовалось выставить определённое количество «посошных» ратников с оружием и припасами.
Усилилась роль и княжеского дворцового войска: в нём появились артиллерийские орудия и наёмные солдаты и офицеры.
Выводы по вопросу. В структуре общества изменения происходили постепенно. Их главной особенностью являлось формирование сословий: княжеско-боярского, дворян (служилое сословие), духовенства, крестьян, купцов и ремесленников (мещан). Что касается вопросов управления, то в XIV-XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами - путями. Новый государственный аппарат Великого княжества Московского сформировался к середине XVI в.