Избирательные системы современности

Оглавление

Введение 3

1. Проблемы организации избирательной системы 4

2. Основные типы избирательных систем 6

3. Особенности российской избирательной системы 10

Заключение 16

Список литературы 17

Введение

С принципом представительства и идеей партии как законной оппозиции тесно связана идея выборности, призванной обеспечить народный суверенитет и представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения в системе власти через партии. Роль выразителя народного суверенитета отводится лишь избирательному корпусу. Выборы, по сути дела, являются одним из ведущих институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима. Учитывая этот факт, в индустриально развитых странах значительное внимание уделяется подготовке подрастающего поколения к участию в политическом и особенно избирательном процессах.

Большая роль в этом плане отводится системе образования, а также различным механизмам - от официальных празднований национальных дат до мероприятий патриотических и политических организаций. Избирательные кампании уже сами по себе обеспечивают возможности для пропаганды достоинств участия в голосовании.

Мероприятия, проводимые с целью стимулирования участия в выборах, не только усиливают политический интерес, но и оказывают значительное влияние на установки граждан в отношении правительственного процесса. Акт участия в выборах уже сам по себе увеличивает веру граждан в законность и ответственность правительства.

1. Проблемы организации избирательной системы

Выборы – непременный атрибут демократии, ее важнейшая характерная черта. Они представляют собой форму реализации избирательных прав граждан путем участия в избирательной кампании, в конечном счете выражения воли народа, которая, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, должна быть основой государственной власти. Суверенитет народа, его роль как источника власти проявляются именно через выборы. Институт выборов активно используется не только при формировании органов государства, местного самоуправления, но и руководящих органов политических партий, общественных объединений. К выборам как процедуре демократического характера обращаются практически все общественные структуры современных государств. Значит, понятие «выборы» выражает форму реализации избирательных прав, способ формирования органов публичной власти. В демократических государствах законодательно закрепляется (с фиксированной периодичностью) выборность органов государственной власти и соответствующая процедура. Эту процедуру регулирует избирательное право, представляющее совокупность юридических норм, определяющих порядок организации и проведения выборов, подведения итогов голосования и другие стороны многогранного процесса выборов (2).

Подготовка и проведение выборов сопряжены с большим разнообразием политических мероприятий, характерных для этого особого периода в жизни общества. Их совокупность принято обозначать понятием «избирательный процесс». Он непосредственно проявляется в таких событиях, как собрания в трудовых коллективах по выдвижению кандидатов в выборный орган, сборе необходимого числа подписей граждан в случае самостоятельного выдвижения, митингах, встречах кандидатов с избирателями, выступлениях претендентов на выборную должность в средствах массовой информации и других.

Существует множество крупных и мелких разновидностей избирательных систем, которые неоднократно совершенствовались с целью обеспечить соответствие поданных голосов и распределяемых депутатских мандатов. Однако полного соответствия видимо, достичь невозможно: при мажоритарной системе меньшинство вообще не получает депутатских мест в округе, при пропорциональной системе всегда есть остатки неучтенных голосов. К ним относят фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как народовластия; неизбежную (вследствие сложной иерархической системы управления) бюрократизацию и олигархизацию власти, отрыв депутатов и чиновничества от простых граждан; приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц; нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью; слабую легитимацию власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан, их массовой политической апатии; ущемление политического равенства, возможностей всех граждан участвовать в политическом процессе за счет чрезмерно больших полномочий представительных органов; широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной многоступенчатой системы власти. Основные звенья механизма репрезентативной демократии (избиратель - парламент - правительство - премьер-министр или президент - бюрократия), принимая решения по своему усмотрению, в состоянии до неузнаваемости исказить волю избирателей (1).

Используемые на выборах технологии самым непосредственным образом зависят от порядка проведения выборов и способа подсчета голосов в каждой стране, действующих в государстве и регламентирующих данный процесс правовых норм, правил и традиций. В правовых нормах формулируются основные требования к кандидатам в представительные органы власти и на выборные государственные должности; регулируется деятельность органов власти, осуществляющих проведение выборов; определяется статус избирателей и избирательных объединений; устанавливаются процедуры предвыборной агитации и голосования, порядок определения результатов голосования и способы обжалования их.

2. Основные типы избирательных систем

Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказывать влияние на персональный состав высших государственных органов.

Принято выделять три основных типа избирательных систем: пропорциональную, мажоритарную (абсолютного и относительного большинства) и смешанную.

Пропорциональная избирательная система предполагает проведение выборов только в многомандатных общегосударственных округах. Каждое избирательное объединение или партия предлагает избирателям голосовать не за одного кандидата в представительные органы власти, а за их список, утверждаемый, как правило, на съезде данного избирательного объединения или партии. Распределение мест в соответствующем органе власти в данном случае осуществляется пропорционально полученным голосам каждым избирательным объединением или партией по всей стране. Отсюда и название избирательной системы – пропорциональная (6).

При пропорциональной системе есть возможность вхождения в представительные органы власти представителей мелких избирательных блоков. Как показывает практика, это ведет к излишнему дроблению политических сил в парламенте, что может парализовать его работу. Для того чтобы предотвратить подобное дробление, вводится так называемый «заградительный барьер», т.е. законодательно оговаривается минимальное число голосов, которое должно набрать избирательное объединение, чтобы быть представленным в парламенте страны. В нашей стране таким барьером является 5% полученных партиями или объединениями голосов. Те из них, которые не преодолели «заградительный барьер», лишаются возможности провести своих кандидатов в парламент, а их мандаты передаются тем партиям и объединениям, которые преодолели этот барьер пропорционально собранным ими голосам.

Избиратель при пропорциональной системе голосует не за отдельного кандидата, а за список выбранной им партии или избирательного объединения, который обычно превышает получаемое число мандатов. Кто из списка кандидатов в конечном счете войдет в парламент, решается либо на основе одного из двух принципов: принципа очередности, согласно которому мандат вручается стоящим на первых местах в списке, либо принципа преференциальности, по которому избирателю предоставляется право отдать предпочтение какой-либо кандидатуре в списке. Пропорциональная система применяется только при выборах коллегиальных органов, например парламента (4).

В большинстве государств, использующих пропорциональную избирательную систему при определении результатов выборов, действует законодательно установленный «заградительный барьер», в соответствии с которым обязательным условием участия партии в распределении депутатских мандатов является получение ею определенного минимума голосов избирателей. Обычно минимальные «пороги представительства» устанавливаются на уровне от 3% до 5%, например: в Германии - 5%, в Болгарии, Швеции -4%, Аргентине - 3%. Применение заградительного барьера вызвано необходимостью ограничить проникновение в парламент малочисленных, неустойчивых политических партий, способных дестабилизировать деятельность этого представительного органа.

В основе мажоритарной (франц. majorite – большинство) избирательной системы лежит принцип большинства. Выборы в данном случае, как правило, проводятся по одномандатным округам, и победившим считается тот кандидат, который получает большинство голосов. Наиболее распространенными видами мажоритарной системы являются системы относительного и абсолютного большинства. В первом случае кандидату для получения мандата достаточно собрать голосов больше, чем наберет любой его соперник по предвыборной борьбе. Во втором случае необходимо получить более 50% голосов (минимум 50% плюс один голос). Если ни один из кандидатов не набирает нужного числа голосов, то проводится второй тур голосования, в который выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре (7).

Достоинством мажоритарной системы абсолютного большинства, в отличие от большинства относительного, является то, что избранного с ее помощью кандидата или список кандидатов поддерживает действительно большинство проголосовавших избирателей.

Однако при использовании на выборах в представительные органы мажоритарной системы абсолютного большинства на победу могут рассчитывать только крупные политические партии, а партии, не набравшие требуемого количества голосов избирателей, остаются непредставленными в парламенте.

К числу недостатков мажоритарной системы абсолютного большинства относят, как правило, ее нерезультативность, причем степень нерезультативности возрастает с увеличением количества кандидатов в округе, так как кандидатам непросто собрать в первом туре более половины голосов избирателей (4).

Для преодоления указанного недостатка применяется альтернативное голосование или повторное голосование (второй тур).

Альтернативное голосование избрать кандидата в одном туре. Суть системы альтернативного голосования заключается в том, что в избирательных бюллетенях избиратели отмечают номерами (1, 2,3 и т. д.) предпочтительных им кандидатов, баллотирующихся по данному избирательному округу. Кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей, считается избранным. Если этого не удалось достичь сразу, то процедура определения результатов выборов продолжается, и тогда бюллетени кандидата с наименьшем числом первых предпочтений (он автоматически исключается из дальнейшего определения результатов выборов) распределяются между остальными кандидатами в соответствии с указанными в этих бюллетенях вторыми предпочтениями. И так подсчет продолжается до тех пор, пока один из кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов избирателей (8).

Повторное голосование предполагает проведение второго тура, в котором принимают участие, как правило, два кандидата, набравшие наибольшее число голосов избирателей в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют «системой двух туров».

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства с повторным голосованием, как правило, используется при выборах единоличных органов. В России по мажоритарной системе абсолютного большинства избирается Президент РФ, президенты республик, главы администрации краев, областей и других субъектов,

Согласно правилам мажоритарной системы квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший заранее установленное число голосов (например, 2/3, 3/4 и т. д.). Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного. Мажоритарная система квалифицированного большинства применяется крайне редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

Мажоритарная система по сравнению с пропорциональной является универсальной. Ее можно применять не только при избрании парламента, но и высших государственных должностных лиц, например президента. Главный недостаток мажоритарной системы заключается в том, что она резко сужает возможности небольших партий и объединений провести своих представителей в государственные органы (9).

Смешанная избирательная система предполагает комбинирование пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации тех недостатков, которыми обладают каждая из них в отдельности. Такое комбинирование может состоять, например, в том, что одна часть парламента страны избирается по пропорциональной системе, а вторая – по мажоритарной. Так, в ФРГ одна половина состава бундестага избирается на основе мажоритарной системы в один тур, а другая — на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства, а сенат — на системе пропорционального представительства. При этом отмечено, что мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система, наоборот, многопартийности, а мажоритарная в два тура - объединению партий в коалиции.

Избирательная система – это не только набор правовых норм, регламентирующих порядок голосования и способ распределения мандатов. Каждая избирательная система диктует участникам предвыборной борьбы особые правила «политической игры», влияет на процессы заключения предвыборных соглашений и союзов.

3. Особенности российской избирательной системы.

В Российской Федерации в 1993 году при выборах депутатов Государственной Думы произошла смена избирательной системы: от «традиционно» мажоритарной в пользу смешанной.

Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» половина (225) депутатов Государственной Думы избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, другая половина (225) депутатов избирается на основе системы пропорционального представительства по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации. Для распределения депутатских мандатов по пропорциональной системе используется избирательная квота Т. Хэра и применяется правило наибольшего остатка, при этом допуск к распределению депутатских мандатов между избирательными объединениями зависит от преодоления ими «плавающего заградительного барьера» (9).

Распределение депутатских мандатов внутри списка избирательного объединения производится по следующей схеме: избирательное объединение, определяя порядок размещения кандидатов в списке, разбивают его на региональные группы кандидате», оставляя при этом 18 кандидатов, не входящих в региональные группы (составляющих общефедеральную часть списка). Депутатские мандаты, полученные избирательным объединением, переходят в первую очередь к 18 кандидатам, входящим в общефедеральную часть списка, оставшиеся депутатские мандаты распределяются между кандидатами в составе региональных групп, при этом каждая из этих групп получает число депутатских мандатов пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в соответствующем субъекте или группе субъектов Российской Федерации.

Распределение депутатских мандатов при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с помощью пропорциональной и мажоритарной избирательных систем имеет ряд преимуществ.

Пропорциональная избирательная система, во-первых, стимулирует развитие политических партий, которые представляют собой в странах с устоявшимися демократическими традициями один из базовых институтов гражданского общества, призванных посредством участия в выборах выражать потребности и интересы различных социальных слоев в государственных органах; во-вторых, обеспечивает наличие в парламенте партийных фракций, выражающих интересы определенной части избирателей, проголосовавших за предвыборную платформу данных партий. Деятельность партийных фракций, как показала практика, более эффективна, чем деятельность независимых депутатов; в-третьих, способствует повышению политической активности электората и уровня его политической культуры. Избиратель вынужден знакомиться с предвыборными программами политических партий и сделать более сознательный выбор.

Мажоритарная избирательная система, в отличие от пропорциональной, предоставляет возможность принять участие в избирательном процессе не только политическим партиям, но и независимым кандидатам, выдвигаемым непосредственно избирателями и путем самовыдвижения (1).

Субъекты Российской Федерации при выборах органов государственной власти применяют различные виды избирательных систем.

Конституция РФ, закрепив за субъектами право самостоятельно определять порядок формирования органов государственной власти (ст. 77), предоставила им возможность выбора избирательной системы по своему усмотрению.

В подавляющем большинстве субъектов Федерации выборы в представительные (законодательные) органы государственной власти проводятся на основе мажоритарной избирательной системы. Всего лишь 5 (Красноярский край, Калининградская, Омская области, Корякский, Усть-Ордынский Бурятский автономные округа) из 89 субъектов используют смешанную избирательную систему. Система пропорционального представительства в «чистом» виде применяется в единственном субъекте - Свердловской области для избрания одной из палат парламента.

Выборы единоличных органов (президентов республик, глав исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) государственной власти субъектов Федерации, как правило, проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного большинства с использованием системы двух туров.

Особенностью России является и то, что в отличие от многих (если не большинства) других государств с относительно новыми конституциями, в ее Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права – всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Только в самой общей форме активное и пассивное избирательное право закреплены в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента Российской Федерации. Между тем незыблемые общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.

В Российской Федерации активное избирательное право предоставляется федеральными законами гражданам, достигшим 18 лет. Поскольку эта норма не является конституционно установленной, в Государственной Думе уже обсуждалось предложение о внесении поправки в Федеральный закон о выборах Президента РФ, снижающей возраст. для участия в выборах с 18 до 16 лет. Следует отметить, что такой низкий возрастной ценз установлен только в нескольких странах мира, в то время как в» большинстве стран он равен 18 годам или даже превышает 18 лет (до 21 года). Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.

Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных государств (Австралия, Бельгия, Греция и др.) в России обязательный вотум не предусмотрен. В то же время для многих избирательных кампаний, особенно в субъектах Федерации, характерно массовое неучастие избирателей в выборах, которое в конституционном праве обозначают термином «абсентеизм» (от англ. слова, означающего отсутствие). Неучастие в выборах может иметь значение определенного политического решения, т.е. бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Для того, чтобы не допустить срыва выборов в результате абсентеизма избирателей и обеспечить легитимность избираемого органа, российское законодательство устанавливает обязательный процент участия зарегистрированных избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными (например, при выборах Президента Российской Федерации это 50 процентов, при выборах депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу – 25 процентов. В субъектах Федерации эта норма часто ниже) (2).

Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Субъектам Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст. кандидата не может превышать 21 года, а при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) – 30 лет. При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом минимальный возраст. не может превышать 21 года. В этих нормах заключены гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в парламент или на должность главы исполнительной власти.

Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и налоговой полиции, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов РФ, депутатами законодательных органов субъектов РФ, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий. Данное правило установлено Указом Президента РФ от 30 мая 1997 г.

Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Российская избирательная система не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные органы. Такие ограничения не свойственны демократическим государствам.

Российским федеральным законом не закрепляется право отзыва депутатов, допускающее возможность досрочного лишения полномочий депутатов избирателями. Это право встречается в демократических странах (США, Австрия), но в целом довольно редко, главным образом из-за сложности его практической реализации и вследствие утвердившейся концепции независимости депутатов.

Заключение

Выборы – непременный атрибут демократии, ее важнейшая характерная черта. Они представляют собой форму реализации избирательных прав граждан путем участия в избирательной кампании.

Принято выделять три основных типа избирательных систем: пропорциональную, мажоритарную (абсолютного и относительного большинства) и смешанную.

В РФ в настоящее время используется смешанная избирательная система. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» половина (225) депутатов Государственной Думы избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, другая половина (225) депутатов избирается на основе системы пропорционального представительства по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации при выборах органов государственной власти применяют различные виды избирательных систем.

Список литературы

1. Белов Г. А. Политология. Учебное пособие. - М., 2004.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2005.

3. Грязнова А.Г. Политология. – М.: Инфра-М, 2003.

4. Зеркин Д. И. Политология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

5. Матвеев Р. Ф. Теоретическая и практическая политология. - М., 2003.

6. Мельник В. А. Политология. - Минск, 2006.

7. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. - М., 2002.

8. Сморгунов Л. В., Семенов В. А. Политология. - СПб., 2006.

9. Политология / Под ред. проф. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2002.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по политологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(16.1 KiB, 41 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!