Иудейство и мессианство в Древнем Риме II в.н.э.
История иудеев, или израильтян, представляет одну из наиболее интересных страниц истории античного мира. Лишь немногие страны древнего мира могут сравняться с еврейской историей по числу и силе революционных движений, глубине социально- политических катастроф, богатству и яркости идеологии.
Первое еврейское царство (Древний Израиль) образовалось около тысячного года до н. э. при царе Давиде и его сыне Соломоне в Палестине. При Давиде был построен город Иерушалаим, или Иерусалим, а при Соломоне сооружен храм в честь еврейского бога Яхве, в течение многих столетий служивший центром религиозного и политического объединения еврейства. После смерти Соломона Израильское царство распалось на две части - северную и южную, или собственно Иудею. Постоянная вражда между северными и южными царями ослабила Израиль и облегчила победу врагам. В VIII в. до н.э. Израиль был покорен ассирийским царем Салмонасаром V1 и порабощен. «Все богатство и самарийская добыча - в руках царя Ассирии». В VI в. (586 г.) произошел новый, еще более опустошительный разгром царства Иуды вавилонским царем Навуходоносором. «Яхве посылает раба своего Навуходоносора на землю сию, и вся земля эта превратится в пустыню и ужас», - говорится в одной из древнееврейских священных книг. После девятимесячной осады Иерусалим пал, храм Яхве был сожжен, царский дворец уничтожен, часть жителей переселена в Вавилон, оставшиеся же на прежних местах были обложены данью в пользу победителя. Вавилонское пленение составляет переломный момент в истории евреев. С этого времени начинается иудейская диаспора, т. е. расселение евреев по всей обширной Вавилонской империи, ослабление старых обычаев и верований и проникновение в Иудею вавилонской культуры.
В сознании еврейского народа вавилонское пленение оставило глубокий след, породив, с одной стороны, чувство глубокой скорби о потере былой самостоятельности, а с другой - надежды на возрождение и создание нового, лучшего царства. Подчинение Иудеи вавилонянам продолжалось около 50 лет, до разгрома царства Навуходоносора персидским царем Киром, установившим более легкую для иудеев зависимость. Дальнейшая история Иудеи связана уже с историей македоно-эллинистических царств и затем с историей Рима. В 63 г. Помпей занял Иерусалим и поставил Иудею в зависимость от Рима.
Ко времени появления в Палестине римлян иудейская община уже достигла высокого социально-экономического уровня, развились товарно-денежное хозяйство, торговля, ремесла и земледелие. Как составная часть Римской империи, Иудея была втянута в социально-экономические, политические и культурные интересы гре- ко-римской ойкумены. Социальные противоречия в Иудее развивались в том же направлении, как и в других частях Римской империи, с той только разницей, что в Иудее большую роль играло жречество, группировавшееся вокруг Иерусалимского храма. Управление страной находилось в руках синедриона - совета города Иерусалима, состоявшего из первосвященника, наиболее влиятельных жрецов (левитов) и ученых юристов, выходивших из иудейской аристократии, - садукеев, названных так по имени первого жреца Яхве Садока. Второй слой составляли фарисеи, учителя еврейских школ (раввины), проповедники в еврейских молельнях (синагогах) и ученые толкователи «Закона Моисея», по которому жила иудейская община. Подобно садукеям, фарисеи в большинстве случаев не пользовались народными симпатиями. Народ, который ученые раввины называли презрительным именем «сынов земли»- амхарез (amhaarez), не любил фарисеев за их сухое, чисто формальное толкование закона, консерватизм, мелочность и требование строгого выполнения всех предписываемых законом и обычаем правил. Враждебное отношение массы иудейского населения к жречеству и книжникам увеличивалось еще потому, что верхи иудейского общества часто действовали заодно с представителями римской власти, так называемыми иудейскими царями, ставленниками римских императоров. «Молись о благополучии правительства, - говорил один раввин, - ибо если бы не страх перед ним, то один другого съел бы живьем».
Помимо уплаты десятины в пользу храма и дани в пользу Рима простой народ был обременен всякого рода податями и повинностями, налагаемыми на него иудейскими царями. Иудейские цари, не щадя народных средств и сил, возводили дорого стоившие постройки, сооружали цирки, театры, содержали блестящий двор, тратили деньги на приемы гостей, делали богатые подарки фаворитам и т. д. Особенную славу в этом отношении приобрел Ирод Великий, живший при Августе и оставивший о себе дурную память в еврейском народе как раб римского цезаря, «жрущего свиное мясо». В угоду жрецам и фарисеям Ирод отстроил заново с небывалой роскошью Иерусалимский храм, построил себе блестящий мраморный дворец в Иерусалиме, театр и амфитеатр, город украсил статуями римского императора, на берегу моря соорудил великолепную бухту в г. Кесарии, сделавшейся резиденцией римских наместников (прокураторов).
Политика иерусалимского жречества и казуистическая мелочность фарисеев раздражали не только простой народ, но также и еврейскую плутократию, в особенности купцов и денежных людей, стесняемых в своих коммерческих операциях предписаниями закона. Разногласия существовали также между еврейскими и нееврейскими купцами, проживавшими на палестинской почве, в особенности на севере Палестины, в богатой и многолюдной Галилее.
Создавался сложный узел социальных противоречий, выступавших на поверхность в виде борьбы партий, образования массы легальных и нелегальных сект, вспышек недовольства, заговоров, террористических актов и т. п. Особенно частые и острые социальные конфликты в Иудее происходили в правление Ирода (37- 4 гг. до н.э.) и его преемников. Углубление классовых противоречий и обострение классовой борьбы вызывались ростом задолженности, усилением поборов, произволом иудейских и римских властей. Восстания вспыхивали как в Иерусалиме, так и в других городах Иудеи и Галилеи. Главная масса протестующих выходила из низших классов: рабов и свободных, разорившихся земледельцев и ремесленников, число которых все более возрастало. Во главе восставших становились «иудейские цари», как называли себя вожди восстаний. «Иудейским царем» назывался, например, Иуда, сын Езе- кии, поднявший восстание в Галилее, затем Симон, раб Ирода, пастух Афрон, Иуда Гавлонитянин и многие другие, о которых сохранилась память у потомков как о борцах за независимость Иудеи, за права бедных и угнетенных против богатых и знатных. Революционные брожения в Иудее продолжались в течение всего I и II вв. Последним крупным восстанием на палестинской почве было известное нам восстание Бар-Кохбы при Адриане. Большая часть вождей восстаний принадлежала к партии зелотов, религиозных фанатиков, ревнителей закона и старины, непримиримых врагов чужестранцев (римлян) и поддерживавших их фарисеев и садукеев. Подвергавшиеся преследованиям властей, зелоты убегали на север Галилеи, в болотистые и пустынные места Меромского озера. Отсюда они совершали налеты на соседние города, сжигали дома, захватывали имущество и грабили по дорогам богатых путешественников.
Движение зелотов находилось в связи с мессианским учением, характерным для иудейской истории. Самая идея мессианства, т. е. вера в пришествие Мессии - пророка, царя или бога, освободителя людей от их страданий, не является особенностью исключительно одной Иудеи. Аналогичная мысль о пришествии спасителя и освободителя рода человеческого известна также и другим народам, но нигде она не получила столь яркого выражения, как в древнееврейской литературе.
Мессианские чаяния проходят через всю историю иудейства, но для истории христианства наибольшее значение имеют мессианские идеи более поздней римско-эллинистической эпохи, когда были составлены главные произведения еврейской религиозной литературы, содержащей пророчества и откровения (апокалипсисы) о конце мира и грядущем Мессии. К этому времени принадлежат: «Книга пророка Даниила», «Мудрость Соломона», «Книга Етха», «Оракулы Сивиллы», «Апокалипсис Баруха», «Третья книга Ездры» и много других.
В той или иной окраске мессианские идеи разделяли все группировки, существовавшие в иудейской общине. Образ Мессии и картина грядущего социального переворота по-разному рисовались различными авторами, в зависимости от социальных симпатий. Но при всех различиях в этих изображениях имелись и общие черты. Таковыми являлись скорая гибель языческого мира, возрождение Израиля, царства Давида и Соломона и основание нового града Иерусалима, расположенного у райской реки жизни. К этому присоединились апокалипсисы о Страшном Суде и воскресении мертвых. Господство иноземных и туземных угнетателей рассматривалось как начало конца, как начало грозящей социальной катастрофы.
«Подошли времена к концу, - говорили проповедники, - над миром господствуют безбожные и порочные люди... Они пожирают добро бедных, утверждая, что все это они делают из жалости.
Но уже слышны первые раскаты грома, приближается день гибели неправедных, знатных, могучих, богатых и сильных».
«Горе вам, могущественные, насилием поражающие праведного, ибо придет день вашей гибели! Горе вам, богатые, ибо на богатство надеялись вы и от сокровищ ваших будете извержены».
«Ничто не спасет от гибели - ни царское достоинство, величие и мощь повелителя, серебро, пурпур и золото, пития и яства: как вода, будете вылиты вы со всеми вашими сокровищами, со всею вашею славой и блеском погибнете вы, и со срамом, со смертельными ударами, в нищете будете брошены в пещь огненную!»
В то время как грешные будут мучиться в «огненной печи», праведные будут наслаждаться всеми благами материальной и духовной жизни.
«В те дни облечется вся земля правдою, вся обсажена будет деревьями и полна будет благословенных даров. Всякие деревья злачные произрастут на ней; будут посажены на ней виноградники, и дадут они без конца вина; семя всякое, на земле посеянное, принесет урожай в 1000 крат, одна мера олив даст 10 мер масла... Кто был голоден, досыта упитастся; каждый день чудеса узрят праведные».
Мессия рисовался или в образе «сына человеческого», могущественного царя, божьего помазанника (Христа) или же в образе сына божьего, рожденного богом-отцом до сотворения мира. Мессианскими идеями были проникнуты все партии и секты, существовавшие в Палестине, в том числе и христианство, как одна из иудейских сект. С наибольшей отчетливостью мессианские чаяния выражены в древнейшем памятнике христианской письменности - в «Откровении (апокалипсисе) Иоанна», составленном в период Иудейской войны (66-70 гг.) под непосредственным впечатлением великих событий. Составитель «Откровения» полон горячего сочувствия иудеям, предвещая скорое падение Рима - «вавилонской блудницы».
Падение Рима описывается в духе древних апокалипсисов и пророческих проповедей. «Семь чаш гнева божия выльются на землю... Дым мучения жителей нечестивого Вавилона (Рима) будет восходить во веки веков, и они не будут иметь покоя ни днем, ни ночью; на людях появятся жестокие и отвратительные раны, солнце будет жечь людей огнем, затем померкнет солнце, и люди от страдания будут кусать свои языки, разразятся молнии и громы, земля потрясется»2. В результате всех бед и ужасов падет нечестивый город Рим, а его место займет святой город - «Новый Иерусалим».
При этом будущее царство, идущее на смену разлагающемуся, полному насилий, пороков и несправедливостей Риму, изображается в ослепительно фантастических красках. Стены города «Нового Иерусалима» будут украшены сапфиром, смарагдом, сардоником, хризолитом, бериллом и им подобными драгоценными камнями. В царстве будущего будет изобилие всех яств, напитков, будут царить вечный покой и блаженство. Но все это будет доступно не всем людям, но только избранным, святым или блаженным, живущим по заповедям божьим, не поддающимся соблазну и творящим правду.
Мессианство составляет основу христианской религии, обеспечившую ей победу над другими религиями, в частности над религией Изиды и Митры. Ни в одной из религий того времени, претендовавших стать господствующими религиями Римской империи, будущее царство не рисовалось с такой яркостью и грубой материальностью, как в христианстве. Надежда на скорый конец мира и наступление вечного блаженства одухотворяла почитателей имени Христа и, наполняя фанатизмом, делала презрительно равнодушными к окружающему миру и как бы возвышала над общим уровнем. К этой основной идее присоединялись еще другие, облегчавшие победу христианства. Сюда надо отнести идею бессмертия, тесно связанную с мессианством, уравнение всех людей во всеобщей первородной греховности, незначительность обязанностей, требуемых от своих прозелитов христианской сектой, отсутствие в первое время сложной ритуальной обрядности и т. д.