История искусства. Краткий обзор

Содержание

I. Введение ……………………………………………………………………….3
II. Краткий обзор искусства ……………………………………………………...4
2.1. Особенности культуры XIX века ……………………………………….4
2.2. Характерные черты искусства…………………………………………..5
III. Особенности стиля «ампир» ………………………………………………….7
3.1. Архитектура Германии ………………………………………………...9
3.2. Архитектура России ……………………………………………………11
3.3. Скульптура Италии …………………………………………………….13
3.4. Живопись Италии ………………………………………………………16
3.5.  Живопись России ………………………………………………………17
IV. Эстетический идеал красоты …………………………………………………20
V. Заключение ……………………………………………………………………..21
VI. Литература. …………………………………………………………………….22

I. Введение
Искусство –  это эстетическая деятельность человека, которая  совершается по законам красоты. Оно направлено на созидание, неотделимо от окружающей действительности – отражает ее.
Художественный стиль – это то своеобразие, которое позволяет сразу определить, в какую историческую эпоху создано произведение.
Стиль – это  совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств, которые обуславливают собой единство какого-либо направления в искусстве.
Виды искусства: кино, театр, музыка, архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство, графика, литература.
Архитектура – строительство зданий  и сооружений, зодчество.
Скульптура – объемно-пространственная форма.
Живопись – один из видов изобразительного искусств, произведение которого с помощью красок наносят на какую-либо поверхность.
Декоративно-прикладное искусство -  керамика, ювелирные украшения, фарфор, ткани, мебель, хрусталь, прически.
Графика – какое-либо изображение, выполняемое  от руки с помощью графических средств (карандаш, ручка, цветные мелки, уголёк и т.д.).

II. Краткий обзор искусства
2.1. Особенности культуры XIX века

Великая Французская революция (1789-1799гг.), уничтожившая монархию и установившая республику, надолго определила пути развития европейской культуры. Впервые художник стремился выделиться из окружавшей его среды даже внешне.
Не случайно в XIX в. расцвели наиболее лиричные, интимные виды искусства, в которых зритель как бы остаётся наедине с автором, — живопись, музыка и художественная литература.
XIX столетие можно назвать «эпохой великих археологических открытий»: велись успешные раскопки в Египте, Месопотамии, Греции. Европейцы начали осознавать единство человечества, равноправие разных народов и культур. Наряду с античностью они открыли для себя Средние века — своё национальное прошлое — и мусульманский мир. Широкой публике стали доступны многочисленные музеи, они служили великолепной школой для будущих художников.

2.2. Характерные черты искусства
В основе нового стиля лежало наследие архаичной Греции. Древнего Египта и Рима времен империи Ампирные здания сразу же выделялись среди прочих военной эмблематикой в архитектурных деталях и в декоре, ликторские связки, воинские доспехи, орлы, лавровые венки.
В Европе, где возник  этот стиль, он  был разнообразнее и богаче в деталях. Но только в России он обрел свою абсолютную чистоту, строгое благородство и праздничное звучание. Достаточно посмотреть великолепные ансамбли, созданные отцом русского ампира — архитектором карлом росси, чтобы окончательноубедиться в провоте этого суждения.
Первый из этих ансамблей - Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.  С севера она ограничена пышным, барочным дворцом. Столь же прекрасна площадь перед зданием Александрийского театра (ныне Академического театра драмы им. Л.С.Пушкнна на Невском проспекте). Ансамбль, может быть, не столь торжествен, как Дворцовая площадь, но прекрасен своей гармонией и величием. Иго северная сторона широко открыта в сторону главной магистрали города. Южную — замыкает театр. Массивный объем здания украшает лоджия на втором этаже. Фасад увенчан аттиком, на котором замерла в быстром беге колесница Аполлона. Вдоль западной стороны протянулось здание первой в России Публичной библиотеки. Ее сгрогий фасад также украшен восемнадцатиколонной лоджией. Меж колонн — скульптуры античных писателей и философов, бесстрастно взирающих на окружающий мир. С востока площадь ограничена двумя небольшими  симметричными павильонами. Они привлекают внимание благородством и красотой пропорций, прорисовкой деталей, а фигуры древнерусских воинов и барельефы на темы войны придают этим небольшим строениям монументальное звучание. Первоначально все пространство перед театром было выложено квадратными плитами белого камня, п оно напоминало просторный вестибюль гигантского Храма муз, потолком которому служило низкое северное небо. В конце 19 века в центре площади установили огромный, тяжеловесный памятник Екатерине II — и сразу же облик чудесно организованного пространства резко изменился.
Существует в Петербурге еще один великолепный ансамбль стиля ампир:  площадь Искусств, на  которой расположен Русский музей, бывший дворец великого  князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I.
Ансамбль поразил современников изяществом  и красотой. Английский дипломат А. В. Гренвиль вынужден был признать в своих записках: «Дворец является триумфом новейшей архитектуры и не только превосходит все виденное, но является положительно единственным в своем роде». Новое «чудо света» пожелал увидеть Георг VI, король Великобритании. По велению императора Николая I была изготовленаточная модель дворца и отправлена в Лондон.
Интерьеры зданий русского ампира в Петербурге и Москве несколько холодны, официальны, но вместе с тем — величественны. Их торжественную атмосферу создают и обязательные коколнны и пилястры и росписи стен и потолков на темя подвигов античных героев.
Именно этот город воспел в своих  поэмах и стихотворениях Александр Сергеевич Пушкин. И не случайно центр старого петербурга, где всюду тональность задают ансамбли Росси, стали называать «Пушкинским Петербургом».

III. Особенности стиля «ампир»

Ампир (от слова «империя») - стиль в архитектуре и декоративном искусстве первой трети XIX века, завершивший развитие классицизма. Сложился  во Франции в годы империи Наполеона I, отличался парадным великолепием, массивностью крупных объемов, богатством лепного резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и воинскую силу.
Мотивы декора и архитектурные формы стиля ампир представляли  собой переработку или даже повторение образцов античного искусства (в том числе древнегреческой архаики, искусства императорского Рима)   и   древнеегипетской  архитектуры и скульптуры.
Для архитектуры ампира  (Шарль Персье, Пьер Фонтен, Жан Франсуа Шальгрен во Франции, Фридрих Шинкель в Германии) характерны мемориальные сооружения по типу античных, парадные дворцовые интерьеры с росписями, мебелью, бронзой античного типа.
Ампиром часто называют и высокий классицизм в россии, с которым   связаны многие крпнейшие ансамби зданий в Санкт-Петербурге, бурге, Москве и других городах (архитекторы А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, К И. Росси, В. П. Стасов, О И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев), усадебные комплексы, здания, произведения монументальной и монументально-декоративной скульптуры (И. П. Мартос, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский), замечательные образцы мебели., керамики, стекла, металлических изделий.
Русский ампир, отразивший национальный подъем времени Отечественной войны 1812 г., был проникнут идеями патриотической гордости и воинской славы. Для русского ампира характерно сочетание торжественной, праздничной приподнятости образов, геометрической правильности планов и форм, величественного, сдержанного великолепия лепного, резного, литого декора с вниманием к развитию города, к практическим нуждам и удобству, часто даже к уюту городского и усадебного быта. К середине XIX в., в условиях быстрого развития буржуазных отношений, ампир, ставший официальным казенным стилем, уступил место эклектическому подражанию стилям прошлого.

3.1. Архитектура Германии

Крупнейшим центром зодчества в Германии в первой половине XIX в был Берлин Развитие немецкой архитектурной школы этого периода во многом определило творчество двух мастеров — К. Ф. Щинкеля и Ф.К.Л. фон Кленце.
Карл Фридрих Шинкель (1781-1841)  виднейший немецкий архитектор первой половины XIX в — в 1800 г. закончил Берлинскую академию архитектуры, а в 1803— 1805 гг. посетил Италию и Париж.
Уже в ранних работах Шинкеля классические формы построек соответствуют их современным функциям. Новая караульня в Берлине, возведенная по его проекту в 1816— 1818 гг. — суровое приземистое здание с глухими стенами. Угловые выступы усиливают впечатление мощности сооружения, портик же вносит в композицию оттенок официальной торжественности. Совсем по-другому выполнен фасад берлинского Драматического театра (1819-1821гг.): eгo стены, прорезанные рядами больших окон, обрели лёгкость, созвучную стройным колоннам портика.
Самая известная, постройка Шинкеля - Старый музей в Берлине 91824-1828гг.)
В конце жизни Шинкель разрабатывал проекты фабрик, контор, библиотек, магазинов-пассажей и многоквартирных домов. Многое из этих проектов нашло отражение в постройках XX столетия.
Младший современник Шинкеля Франц Карл Лео фон Кленце (1784—1864) также учился в Берлине, затем стажировался в Париже и посетил италию. В 1815 г. Он был назначен придворным архитектором баварского короля Людвига I (1825-1848)
В отличие от работ Шинкеля — зодчего, опередившего своё время, — творчество Фон Кленце обращено в прошлое. Каждая его постройка — достаточно свободная вариация на тему того или иного исторического стиля. Возведённое в Мюнхене здание Глиптотеки (1816— 1830 гг.) — коллекции произведений скульптуры — выдержано в стиле древнегреческого зодчества, а фасад Старой пинакотеки (1826— 1836 гг.) — картинной галереи, в которой были собраны работы старых мастеров, — повторяет формы итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Впрочем, постройки фон Кленце тоже предвосхищают будущее зодчества: через несколько десятилетий подобное заимствование форм и орнаментов из прошлого, причём ещё более механическое, станет настоящим бедствием европейской архитектуры.
В 1830—1842 гг. по проекту фон Кленце был сооружён памятник Валгалла (по названию загробной обители павших воинов в древнегерман-ской мифологии) близ Регенсбурга. Он был задуман как пантеон немецкого народа. Центральный элемент мемориала — здание из серого мрамора в зиле античного храма, внутри которого помещены бюсты ста шестидесяти трёх знаменитых немцев. Постройка удачно сочетается с живописным ландшафтом — она венчает высокий лесистый холм на берегу Дуная, от подножия холма к мемориалу ведёт величественная лестница.
Будучи европейской знамени тостью, Лео фон Кленце неоднократно выполнял заказы иностранных государей. Для российского императора Николая I он исполнил  в 1839 г. проект здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге (оно строилось с 1839 по 1852 г.).

3.2. Архитектура России
Андрей Никифорович Воронихин был крепостным графа  Александpa Ceргeeвича Строганова — президента Академии Художеств, известного мецената (покровителя искусств), коллекционера и богатейшего человека своего времени. Воронихин родился в уральском селе. Он рано проявил художественные способности, и его отправили в Москву, а затем в Петербург: граф приставил его к своему сыну Павлу в качестве слуги и компаньона. Будущий архитектор получил образование, традиционное для дворянских детей, а в 1786 г. — вольную. Вместе с Павлом Строгановым он совершил путешествие по Германии, Швейцарии, некоторое время жил во Франции, где изучал архитектуру. Вернувшись в Россию, Воронихин работал в доме своего бывшего хозяина, теперь ставшего покровителем.
В 1799 г. по указу Павла I был проведён конкурс на проект нового храма на Невском проспекте в Петербурге вместо старой церкви Рождества Богородицы, построенной в 30-е гг. XVIII в. Императору хотелось видеть здесь храм, напоминающий римский собор Святого Петра. Столь большое внимание к этой церкви было связано с тем, что в ней хранилась особо почитаемая Казанская икона Божьей Матери. Строительство Казанского собора началось в 1801 г. Собор вытянут параллельно невскому проспекту  и образует  в Плане латинский крест.  Архитектор поставил здание далеко от проспекта, создав перед ним плoщадь  и окружив ее колоннадами наподобие римских.  Монументальные колонны из известняка стоят перед входом в собор.
Собор был закончен  и освящен в 1811 г. После победы над наполеоновской армией.
Казанский собор — главное творение Воронихина. Еще одна выда-ющаяся его работа — Горный институт (1806-1811гг.) в Петербурге; мастер учствовал также в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.
Карл Иванович Росси был сыном итальянской  балерины, приехавшей в 80-е гг XVIII в в Россию. В 1816 г Росси был определен на службу при дворе в качестве главного  архитектора, а вскоре  получил от  Александра I заказ ворзвести дворец для для младшего брата императора, великого князя Михаила павловича. Совершенно неблагоустроенный участок в центре столицы  архитектор преобразил в великолепный городскои ансамбль.
Грандиозный Михайловский дворец (1819-1825) (ныне государственный русский музей) по традиции  симметричен.
Одновременно  Росси начал заниматься еще одним императорским заказом - перестройкой зданий, стоящих на Дворцовой площади для нужд государственных учреждений. Напротив пышного Зимнего Дворца росси возвел два монументальных симметричных строения – Министерство финансов и министерство иностранных дел.
Ансамбль Дворцовой площади был завершен в 1834 году, когда  в  центре ее возвели по проекту архитектора Огюста  де Монферрана Александровскую колонну в честь победы в войне 1812 г.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!