Искусство Африки и влияние иных культур (исламской и христианской)
Наряду с саморазвивающейся культурной традицией, возникшей в незапамятные времена и связанной с первобытностью, в Африке прослеживается существование специфических синкретических (слитых, взаимодополняющих) форм культуры-искусства, возникших на основе соединения традиционной архаической культуры с явлениями и образами культур ислама и христианства. Влияние это зачастую было столь велико, что могло существенно изменить привычные коды культуры, наслоившись на них, превратив их в соответствующие нормам внешних для Африки центров культуры. Чтобы понять значение этого влияния, надо осознать некоторые нормы самого ислама или христианства, а также историческую глубину присутствия этих мировых религий в африканской повседневности. Так, в соответствии с оговоренным ранее, принятие религиозных взглядов существенным образом трансформировало картины мира архаического этапа, формировало представления о Боге-Творце как источнике событий и всего сущего. Внедрялись в сознание африканцев и дуалистические представления (о борьбе Бога и дьявола), народные верования арабских ислами-зированных обществ (о духах, судьбе, средствах влияния на судьбу и т. п.). Распространение ислама, а исторически позднее (в большинстве районов Африки, кроме Эфиопии) - и христианства сопровождалось насильственным вторжением в ранее сложившиеся образные системы африканцев как в литературе, музыке, так и в изобразительном творчестве. Например, ислам, запрещая изображение людей и животных, вел к угасанию ранее сложившихся традиций искусства, переводя его, скажем, в область орнаментов, прикладного творчества. В свою очередь, христианство, особенно в его католической и протестантской формах, боролось с «идолами», «фетишами» и прочей продукцией пластического творчества африканцев, которая вписывалась в представления о язычестве, «лжеве-рии». Так, значительная часть культурного наследия Африки оказалась уничтоженной в ходе борьбы за «истинную веру».
Впрочем, мировые религии несли с собой в Африку и письменность, и традиции письменной литературы, характерные для центров своих культур. Так возникли периферийные для исламского мира, но весьма важные для цивилизационных процессов центры мусульманской книжности и учености: Томбукту, Гао, Агадес, Кано, Кацина и др. В Томбукту даже образовался древнейший университет, где работали теологи, философы, географы, историографы. Исламская культура предопределила традиции сложения хроник («Тарих эс-Судан», «Тарих эл-фетташ» и др.). На базе торговых исламских городов суданской зоны (от Красного моря до Атлантического океана), а также на восточных побережьях Африки (города-государства Суахили) развивалась и проникала в архаическую сельскую среду и сама религия, укреплялось и влияние опирающейся на нее элиты городов. Среди этой элиты бытовала и профессиональная музыка (воздействие которой не могло не сказаться на творчестве традиционных музыкантов и сказителей-гриотов) и поэзия (дошедшая до нас, например, в творчестве Хаусанских и Суахилийских эрудитов позднего Средневековья и начала Нового времени).
Под влиянием христианства на западном побережье Африки возникли такие образования, как Королевство Конго (XV-XVI вв.), где сложился своеобразный синтетический стиль изобразительного искусства, получивший название «афропортугальский». В рамках этого стиля, соединившего африканскую и европейскую образные системы, создавались дошедшие до нашего времени предметы декоративно-прикладного искусства, украшавшие дворцы монархов Европы той эпохи.
В определенной степени образцом слияния тех же традиций может служить и поздняя (XVIII-XIX вв.) скульптура из Бенина - города-государства, разрушенного англичанами в самом конце XIX века.
Следует отметить, что и ислам, и христианство продолжают воздействовать на культурную традицию Африки и поныне. Так, в Гвинее широкое распространение в последней трети XX века получила «культура Н'ко», возникшая на базе преображенного под особенности языка coco (и других близких ему языков манден) арабского алфавита. Освоение этого алфавита привело в условиях нарастающей роли ислама к полному переосмыслению основных понятий в среде этих языков, к созданию и введению в оборот словарей и содержащихся в них новых, искусственно сконструированных понятий на базе местных языков и арабоязычных слов, типичных для собственно исламской традиции. По ходу оформления языковой базы традиции «Н'ко» и расширения сферы ее распространения на «Н'ко» стала создаваться новая литература, повторяющая в целом опыт литературы арабских стран.
Влияние христианства на африканские культуры проявилось большей частью на западном побережье, где вплоть до наших дней - особенно вдоль Гвинейского залива - процветают и развиваются афрохристианские культы с их особыми музыкальными, устными и изобразительными средствами, где среди прочих мы можем найти и культ «вуду», широко распространившийся и в Латинской Америке.
Особые позиции еще со времен коптов - православных христиан эллинистического Египта - христианство занимает в Эфиопии.
Соединив традиции доисламского и дохристианского Древнего Египта, а также частично Византии, образовалась яркая, самобытная эфиопская культура, глубоко пронизанная типичными восточно-христианскими образами и стилями, но и имеющая очевидные черты связи с африканскими культурами в наиболее общих для всего континента чертах. В Эфиопии имеется и собственная древняя система письма, внешне напоминающая армянскую. Она сама по себе декоративна. Развиты практически все литературные жанры, характерные для литератур средневековой Европы (хроники, жития святых, заговоры и обереги, сказки, эпические сказания) и многое-многое другое, что составляет бесценный вклад в мировую культуру этого «островка» христианского мира, попавшего в многовековое окружение чужих культур - и исламских, и языческих, и враждебных христианских. В Эфиопии сложилась и необычная архитектура, и традиция миниатюрной живописи, а в конце XIX - начале XX века и примечательная станковая живопись, напоминающая увеличенные, наивные, чистые и яркие по краскам книжные миниатюры - иллюстрации к хроникам и житиям святых.