Иппотерапия

План:
Введение ………………………………………………………………………...с.3
1. Понятие иппотерапии как инновационного реабилитационного метода. Факторы иппотерапии……………………………………………………с.5
2. Технология иппотерапии ………………………………………………с.10
3. Особенности реабилитации методом иппотерапии детей–инвалидов с ДЦП и другими психоневрологическими заболеваниями…………...с.15
Список литературы …………………………………………………………с.26

Введение

Среди детей инвалидов много лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды с ДЦП порой настолько серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми вообще. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие проблемы примирения со своим положением и преодоления психологического дискомфорта, затруднение в обучении, участии в общественной жизни трудоустройстве, создании семьи. Поэтому вопрос реабилитации становится основополагающим в жизни этих людей. Реабилитация это комплексная многоплановая проблема имеющая различные аспекты: медицинский физический, психический, профессиональный, социально-экономический, личностный. Конечной целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция - активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества.
Иппотерапия - это одна из форм реабилитации больного, сложность которой заключается в единовременном включении в процесс двух живых существ с их характерами, импульсивностью, индивидуальным отношение к окружающему и друг другу и достижение в дальнейшем, максимального взаимодействия между ними.
В то же время иппотерапия является особой формой лечебной физкультуры (ЛФ), занимающей, как показывает практика, в процессе реабилитации немаловажное место, но в отличие от других форм ЛФК ребенок активно взаимодействуя с лошадью, одновременно включается с ней в лечебный процесс Вырабатывается интерес к лечебно-верховой езде (ЛВ) и огромное желание самому участвовать в., реабилитационных мероприятиях, что является колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.
Иппотерапия - физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду. Предписывается терапевтами, выполняется при содействии физиотерапевтов, получивших специальное образование. Данный метод  лечения был          признан Немецкой физиотерапевтической ассоциацией (Deutsche Verband fur Physiotherapie - Zentriverband der Krankengymnasten) [4].

1. Понятие иппотерапии как инновационного реабилитационного метода. Факторы исспотерапии
Иппотерапия как одна из инновационных технологий работы с людьми с ограниченными возможностями - это комплексный многофункциональный метод реабилитации. Этот метод представляет собой занятия инвалидов верховой ездой на лошадях, проводимые по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания клиента и задач, для решения которых она используется. В Европе иппотерапия стала развиваться в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавии, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Грузии, Великобритании, Польше.
Центры по иппотерапии стали открываться во многих странах мира. В США сегодня работает более 1000, а в Великобритании - около 700 групп, в которых проходят реабилитацию более 26 тысяч человек. Во Франции занимаются подготовкой специалистов по иппотерапии: открыт факультет иппотерапии в Парижском университете спорта и здоровья; в Тбилиси в Грузинской медицинской академии открыта кафедра ЛФК и райттерапии.
В нашей  стране этот метод появился лишь в начале девяностых  годов и  на 20 лет позднее, чем на Западе. Россияне за одно десятилетие сумели практически догнать своих зарубежных коллег и даже сказать свое слово, чем завоевали авторитет и уважение на международном уровне. Из Польши в общество «Вера и Свет» приехал замечательный «специальный» педагог Марьян Ярошевский. Это он впервые в России произнес слово «иппотерапия», рассказал, что это за метод. Марьян Ярошевский и дал иппотерапевтическое образование первым российским инструкторам по ЛВЕ. Уже осенью 1991 года в Москве был организован первый реабилитационный Центр, использующий иппотерапию, и приглашены на занятия первые пациенты. 1994 году в Москве прошла первая Всероссийская международная конференция по иппотерапии. В ней участвовали представители Франции, Великобритании, Польши, Грузии, Белоруссии. В том же году россияне заключили долгосрочный договор с Тбилисской медицинской академией, которая уже имела более чем пятилетний опыт преподавания основ иппотерапии, о последипломном обучении будущих специалистов РФ. В декабре первые 16 человек получили сертификаты международного образца по специальности «Инструктор по ЛФК и иппотерапии в системе физической реабилитации». С тех пор семь ежегодных обучающих циклов увеличили число обладателей подобных сертификатов до 122 человек! [4]
Научной разработкой проблематики использования верховой езды и конного спорта в целях реабилитации больных занимаются российские и зарубежные ученые: Цверава Д.М., Лория М.Ш., Анаис Атмаджан и другие. В России практика использования иппотерапии в целях реабилитации началась с открытия в 1991 году Детского Экологического центра «Живая нить».
Иппотерапия есть форма лечебной физкультуры, где в качестве инструмента реабилитации выступает лошадь [5, с.92]. Теоретической основой для выделения приведенных ниже факторов реабилитирующего воздействия иппотерапии послужило исследование М.М.Рухадзе «Патофизиологическое обоснование райттерапии». В данной работе автор выделяет два фактора иппотерапии - психогенный и биомеханический. «Сущность психогенного воздействия иппотерапии заключается в психофизиологическом и психозоологическом аспектах взаимодействия всадника и лошади» [6, с.8]. Сущность биомеханического фактора состоит во влиянии колебаний, идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Биомеханический фактор способствует созданию у больного новых рефлексов развития равновесия и координации движений.
А.В. Ивановым выделяются следующие пять факторов реабилитационного воздействия на организм занимающегося: движения, положения, управления, эмоционально-мотивационный и физкультурный фактор.
Под фактором движения мы понимаем три вида колебаний, которые возникают при движении лошади: вертикальные, горизонтальные и поперечные. Необходимость сохранения равновесия способствует включению в работу всех основных мышечных групп всадника. Во время движения лошади шагом телу всадника передаются плавные, горизонтальные, а также поперечные колебания небольшой амплитуды. При движении лошади рысью телу всадника передаются вертикальные, горизонтальные и поперечные колебания спины лошади, что способствует тренировке мышц верхних и нижних конечностей. При переходе на более быстрый аллюр интенсивность нагрузки увеличивается. Во время езды галопом телу всадника передаются вертикальные и горизонтальные колебания значительной амплитуды. При езде галопом мышечная активность еще интенсивнее, что связано с наличием центробежной силы, большей, чем на других аллюрах, скоростью движения амплитудой колебаний, передаваемых всаднику. Описанный выше фактор движения является основным фактором реабилитационного воздействия иппотерапии на организм занимающегося [5. c.92-93].
Под фактором положения мы понимаем реабилитационное воздействие на всадника, оказанное посадкой верхом, даже на неподвижной лошади. Положение всадника в седле должно быть симметрично (см. рис.1). В другом положении на лошади усидеть очень трудно, вследствие чего мышцы тела всадника вынуждены включаться в работу. Таким образом, постепенно формируется правильная посадка. Еще одной стороной реабилитационного воздействия фактора положения является то, что во время посадки верхом мышцы нижних конечностей находятся в состоянии разведения, что является полезным для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В отличие от традиционных упражнений ЛФК, воздействие которых строго дозировано, разделено подходами и перерывами, воздействие фактора положения не прекращается на протяжении всего занятия.

Сущность реабилитационного воздействия фактора управления заключается в самостоятельном управлении лошадью. Верховая езда -это искусство, а управление лошадью - это сложный процесс, в котором задействованы все конечности и туловище всадника одновременно. По выражению Д.Филиса, «Верховая езда сродни рисованию, но только рисованию четырех картин одновременно» [7, с.45].
Этот фактор является ключевым воздействием иппотерапии на всадника с нарушением интеллекта. Управление лошадью требует концентрации внимания, координации действий верхних и нижних конечностей. Для лица с психическими отклонениями реабилитационным является то обстоятельство, что во время верховой езды необходимо совершать последовательные, заранее спланированные осознанные действия. Управление лошадью способствует развитию пространственной ориентации. Необходимость и огромное желание управлять лошадью побуждает всадников с физическими нарушениями преодолевать свои дефекты. Эффективное управление возможно только при правильной передаче команд от всадника лошади. В случае передачи неправильной команды адекватная реакция лошади на нее невозможна. На этих двух общих принципах верховой езды основывается реабилитацион-ное воздействие фактора управления. Таким образом, всадник с особенностями развития должен освоить приемы управления лошадью, в процессе этого освоения он преодолевает свои психические и физические затруднения, что и составляет в конечном итоге реабилитационный эффект фактора управления.
Под физкультурным фактором мы понимаем реабилитационное воздействие гимнастических упражнений, выполняемых всадником в процессе верховой езды. Гимнастические упражнения сами по себе оказывают реабилитационный эффект, присущий лечебной физкультуре, а в сочетании с нетрадиционной ситуацией, которой является верховая езда, этот эффект усиливается и изменяется.
Под эмоционально-мотивационным фактором мы понимаем формирование позитивного эмоционального фона, возникающего под действием положительных эмоций в процессе занятий, а также высокий уровень мотивации к занятиям верховой ездой, освоению навыков управления лошадью и желание принимать участие в соревнованиях. Всадники с различным уровнем психического развития проявляют практически одинаковое желание к общению с лошадью и любят ездить верхом. Только для одних это связано с желанием научиться управлять лошадью и в дальнейшем заниматься конным спортом, а другим просто нравится кататься на лошади и общаться с ней, им нравится атмосфера, возникающая в процессе занятий. А. Атмаджан отмечает, что для умственно отсталых людей лошадь является посредником во взаимодействии с внешним миром; верховая езда способствует структурированию личности, приспособлению к реальности, обучает таких людей ориентироваться в пространстве и во времени [7, с.8]. Занятия по иппотерапии всегда проходят на высоком эмоциональном подъеме. Желание научиться управлять таким прекрасным и грациозным животным порой творит чудеса. Радость и положительные эмоции, возникающие во время занятий, сами по себе целебны. А высокий уровень мотивации к достижению поставленных целей способствует преодолению психических, физических ограничений и улучшению психофизического статуса занимающихся. Удельный вес эмоционального фактора весьма значителен в реабилитационном воздействии иппотерапии.
Значимость каждого из приведенных выше факторов различается в зависимости от заболевания клиентов и тех целей и задач, для решения которых используется иппотерапия. Для пациентов с физическими нарушениями наибольшее значение имеет фактор движения, положения и управления. А для пациентов с умственными нарушениями наиболее важную роль играет фактор управления и физкультурный фактор. Мотивационный фактор имеет одинаково важное значение как для больных с физическими, так и с психическими расстройствами. Необходимо подчеркнуть, что при любом заболевании на занимающихся иппотерапией в той или иной степени реабилитационное воздействие оказывают одновременно все приведенные выше факторы.

Страниц: 1 2 3
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!