Инвестиционная политика в отношении международного туризма
Ответственность государства за развитие туризма и его роль в процессе привлечения средств на развитие отрасли имеют решающее значение по многим причинам, самыми важными из которых являются следующие:
-контроль процесса развития туристской деятельности, основанный на концепции планомерного развития, что невозможно без определения национальных приоритетов. Задача государства - обозначить эти приоритеты;
-развитие инфраструктуры, что входит в компетенцию органов власти как в центре, так и на местах. Это основа любой социально-экономической деятельности, в том числе туризма;
- вмешательство государства в необходимых случаях, например, в плане выпуска оборудования для тех сфер, где частный сектор не сможет рассчитывать на высокие прибыли, следовательно, не будет заинтере-
сован в инвестициях, например, социальный, молодежный, культурный туризм. То же самое можно сказать о реализации проектов, требующих значительных инвестиций, размеры которых превышают возможности частного сектора;
-государственная поддержка туризма, а также экономическое и юридическое регулирование этой сферы государством, что напрямую влияет на принятие решений об инвестициях. Разрабатываемые под эгидой государства отраслевые проекты и программы развития способствуют привлечению средств в этот сектор.
Развитие туризма «обречено на успех», если проводятся национальная политика в области туризма и планирование развития этого сектора на национальном и региональном уровнях. Помощь в развитии отрасли может заключаться:
- в постройке туристского комплекса, структура которого сформирована с учетом местной специфики, привлекающей туристов (аттракт);
-в развитии местной суперструктуры (гостиницы, рестораны и т.д.);
- в модернизации средств связи (факсы, телефоны, информационные системы) и развитии инфраструктуры (дороги, средства доставки);
- в развитии туристских кадров (курсы подготовки и переподготовки кадров по туризму, курсы повышения квалификации).
Стимулирование означает одновременно и регламентирование, поскольку для того, чтобы быть эффективными, меры по привлечению капиталов в сектор должны быть юридически гарантированными. Заметим, что регламентирование - это не всегда льготный режим и в ряде случаев может означать ограничение или запрет.
Выделим четыре категории льгот, благодаря которым привлекаются инвестиции в туристский сектор:
1) финансовые льготы - скидки и займы под низкий процент (правительство стимулирует приток инвестиций за счет собственных средств);
2) льготы «полуфинансового» характера - правительство выступает гарантом займов, поддерживает курс обмена валют и разрабатывает систему скидок; отчисления из общественных фондов значительно сокращены и практически равны нулю;
3) налоговые льготы - временное освобождение от уплаты налогов или сокращение их размера, а также другие налоговые льготы (уменьшение ставок налога на прибыль, предоставление кредита для выплаты процентов по иностранным займам, репорт прямых потерь по экспорту, освобождение от уплаты налога на землю, уменьшение преференциального тарифа, льготные таможенные пошлины на ввоз оборудования и т.д.). Все это поможет сохранить и (или) увеличить доходы от капиталовложений, и, кроме того, сократить первичные затраты;
4) прочие меры - создание системы подготовки кадров, разработка программ по продвижению национального турпродукта и страны как туристского направления, перевод прибыли за рубеж, импорт материалов и оборудования для отрасли, привлечение высококвалифицированных кадров, в том числе зарубежных, и прочие меры, работающие йа повышение привлекательности туристского облика страны.