Интеграция и межпредметные связи
Межпредметные связи в обучении выступают как одна из конкретных форм всеобщего методологического принципа системности. Руководящую функцию в процессе обучения межпредметные связи приобретают на уровне важнейшего дидактического требования — принципа обучения. В новых программах школы межпредметные связи играют роль одного из ведущих принципов построения содержания образования и одного из основных компонентов его структуры.
Объективной основой является общность структуры основных учебных предметов, которая включает ряд компонентов (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер): объекты, факты, понятия, законы, теории, исторические пути науки, методологические основы и методы науки, язык науки, обобщенные способы познания, специфические предметные умения и навыки, формируемая предметом система отношений к миру.
Связи между предметами могут осуществляться по линии каждого из общих компонентов структуры учебных предметов. Основу межпредметных связей в учебном познании составляют связи по линии образовательных функций обучения. Связи между предметами могут осуществляться и по линии развивающих функций обучения: общих способов действий, умении и навыков. Так, речевая деятельность является общим видом деятельности ученика при изучении всех учебных предметов. Развитие речи - это естественная основа межпредметных связей не только в предметах гуманитарного цикла, но и связей между гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами. Еще у младших школьников овладение письменной и разговорной речью происходит благодаря взаимосвязи обучения литературе, русскому языку и чтению, обогащению словаря на уроках природоведения, труда, музыки, рисования.
Межпредметный материал играет обучающую роль только при условии использования его в учебном процессе. Поэтому межпредметные связи — это и организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений.
На уроках литературы межпредметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных ответах школьников, в упражнениях, направленных на использование межпредметного материала, в письменных работах учеников. Выбор этих методов использования межпредметного материала зависит, во-первых, от его вида, во-вторых, от специфики изучаемого материала и особенностей формируемых умений. На их выбор оказывает влияние также специфика контактируемых учебных дисциплин и временные связи межпредметного материала (синхронного или несинхронного).
Сообщение (слово) учителя используется, во-первых, на начальном этапе ознакомления с теми или иными явлениями (например, с нормами литературного языка той или иной эпохи, историческими явлениями, с видами работ по развитию связной речи), во-вторых, при ознакомлении с теми явлениями, которые недостаточно известны школьникам (например, с частными знаниями, историческими событиями и фактами, с особенностями той или иной эпохи), в-третьих, если используется материал, который на уроках по другому предмету только еще будет изучаться.
Беседа с использованием межпредметного материала дает большой эффект, если в ней ведется работа над сходными или смежными понятиями, уже изученными или изучаемыми на уроках по другим предметам. В связных ответах учащихся межпредметный материал может быть использован, если он уже знаком детям и если о нем уже говорилось на уроках.
Межпредметный материал каждого вида по-разному применяется на уроках литературы.
Понятийно-терминологическая межпредметная связь реализуется при прохождении программного материала в форме сопоставления понятий, изучаемых на уроках литературы, истории, русского языка. Для сопоставления смежных понятий вопросы подбираются в зависимости от специфики контактируемых учебных предметов. Например, при изучении антонимов в IV классе можно поставить вопрос: что составляет языковую основу художественного приема антитезы (на уроке литературы)?
Для закрепления полученных знаний целесообразно предлагать учащимся включать в свои связные ответы межпредметный материал, над которым велась работа в классе.
Межпредметные связи на уроках в школе – проявления более сложного и глубокого процесса – интеграции наук. Интеграция предметов (например, истории и литературы) позволяет объединить знания учеников в единую систему.