Информационные туристские ресурсы в туризме
Информационные туристские ресурсы - совокупность информации о конкретной территории или объекте, об истории территории, о культуре, природе и населении, полученная туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени. Авторы Энциклопедии туризма к информационным туристским ресурсам относят сведения о материальных объектах, расположенных по туристскому маршруту и обладающих исторической, художественной, научной или познавательной ценностью; данные о топонимике городов, сел, деревень, природных урочищ, связанные с ними легенды и мифы, а также посвященные им литературные произведения, научные труды, путеводители, карты, художественные альбомы, фотографии, аудио- или видеопродукты и тех, кто владеет необходимыми сведениями и умеет передать эти сведения в интересной для туристов форме.
В большей части городов мира работают городские туристско-инфор-мационные центры, где каждый желающий может получить не только названные данные, но и данные о ценах на билеты в музеи и театры, расписание городского транспорта, узнать стоимость тех или иных туров и т.д.
Еще в XIX в. информации уделялось большое внимание при организации путешествия. Так, потенциальным путешественникам книга «Хороший тон», увидевшая свет в 1884 г., советует: «Следует всегда раньше составить приблизительную программу и расчет как времени, так и издержкам. С помощью путеводителя всегда легко определить: в какое время куда удобнее ехать, сколько стоит проезд, какие где остановки и т.д. У нас, в России, хотя и имеются описания некоторых отдельных местностей, например, Кавказа, Волги, Крыма и т.д., но издания эти, к сожалению, во многом уступают так распространенным за границей известным книгам Бедекера, Мейера, Грибена и других. Имея одну из вышеупомянутых книжек, путешественники смело могут по ней составить план и следовать всем ее советам и указаниям и останавливаться в гостиницах, обозначенных звездочкой.
Следует обращаться за советом к знакомым, которые, конечно, не откажут дать некоторые сведения о местностях, которые желаешь посетить. Но план предполагаемого путешествия, где бы оно ни было, в России или за границей, необходим, и каждая путешествующая личность должна ему следовать и стараться по возможности мало отклоняться от предназначенной программы.
Потратить много денег, времени, иметь же меньше удовольствия, чем это было бы возможно при заранее хорошо составленном плане,- вещь очень неприятная, и ничто так не оскорбляет, как вариации на тему: "В Риме был, а Папы не видел". Поэтому раньше, чем отправляешься в путешествие, нужно запастись всеми необходимыми сведениями и определить не только количество дней, которые проведешь в том или другом месте, но и время, посвящаемое обзору его достопримечательностей, так как многие из последних доступны публике только в назначенные часы, и желающий выиграть время не должен упускать из виду и этого условия. Большая часть теперешних путешествующих-туристы, т.е. люди, желающие в возможно короткий промежуток времени осмотреть возможно большее число городов, местностей и т.д. Не наше дело говорить о том, насколько каждый остается доволен подобного рода поездками; но старинный обычай путешествовать, не торопясь, желая не только видеть, но и ознакомиться поближе и изучить местность или страну,- все более и более исчезает».