Информационные и коммуникационные технологии в современном образовании
В контурах системы образования XXIвека отчетливо вырисовывается большая роль и значимость информационных и коммуникационных технологий, которые могут стать основой новых образовательных систем, педагогических инноваций. При этом подразумевается, что идеология современного образования - ме-таобразование входит в информационную культуру, которая является важнейшим и составным компонентом формирования информационного общества.
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий в образовании и науке является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий. Применение современных технологий обработки и передачи информации имеет решающее значение как для повышения качества и доступности образования и расширения возможностей для интеграции российского образования в мировую систему, так и для повышения эффективности процессов управления образованием на всех уровнях.
Анализ хода мирового процесса формирования информационного общества позволяет (по степени достижения конечных и промежуточных целей) выделить в данном процессе три этапа. Рассмотрим их применительно к развитию инфраструктуры учебного заведения.
Основной задачей первого этапа является насыщение учебного заведения вычислительной и микропроцессорной техникой, различными средствами информатизации, поэтому его можно назвать этапом компьютеризации.
Второй этап характеризуется компьютерным освоением информационного фонда, загрузкой его в базы данных, объединенных в локальные и корпоративные информационные сети. Свободный доступ к информации, хранящейся в таких базах, имеет только ограниченный круг пользователей. Происходит подключение этих сетей к глобальным и их интеграция. Продолжается формирование информационной культуры обучаемых и преподавателей. Второй этап может быть назван этапом персонализации информационного фонда и интеграцией информационных сетей. Третий этап характеризуется обеспечением свободного доступа ко всей информации, накопленной человечеством, возможностью не только пользоваться, но и непосредственно пополнять информационный фонды. Объединение всех информационных систем в единую образовательную информационную сеть не только многократно усиливает интеллектуальные способности обучаемых, охваченных этой сетью, но и создает новые возможности, которые присущи новому качественному образованию, а именно коллективному разуму. Информационный фонд становится достоянием практически каждого обучаемого и превращается в основной ресурс развития образования и общества, поэтому данный этап можно назвать этапом социализации и актуализации информационного фонда.
На протяжении нескольких десятилетий компьютеры в образовании использовались как мощное инструментальное средство, средство для обучения на основе использования компьютерных программ учебного назначения, разработанных с использованием методологии программированного обучения. Какое влияние могут оказать информационные технологии на сложившиеся педагогические технологии, обладающие определенным консерватизмом? В чем научная новизна и теоретическая значимость педагогических технологий базирующихся на современных средствах информатизации?
Наиболее значимыми отличительными чертами формирующейся новой системы образования являются:
1. переход от «обучения» к «образованию»;
2. непрерывное и опережающее образование, его фундаментализа-ция, направленность на личностно-ориентированное образование и развитие творческих способностей обучаемых;
3. широкое и непрерывное применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе;
4. создание единого интерактивного образовательного информационного пространства и переход к открытому образованию. Почему именно современные информационные технологии сыграют большую роль в создании новых педагогических систем и обновлении уже действующих на протяжении многих десятков лет? Ответить можно кратко: сформулированные выше отличительные черты нового образования - образования через всю жизнь,по сути дела, с точностью до изоморфизма, определяют этими характерными чертами структуру, состоящую из множества современных средств информатизации и образовательных технологий, основанных на современнейших информационно-коммуникационных технологиях. Именно использование этой структуры в образовании позволит решить проблему человека в быстро меняющемся мире, обрести новую целостность, сформировать новый образ науки, преодолевая ставшую традиционной разобщенность естественных и гуманитарных наук, осуществить поиск новых взаимоотношений человеческой цивилизации и природы, создать основу новой инфраструктуры планеты - инфосферу, когда персональные компьютеры и информационные технологии выступают не просто как умножители интеллекта, а открывают новые измерения сознания, связывая их в единое целое, образуя упорядоченную систему новой культуры.
Попытаемся ответить на следующий вопрос: Есть ли разница в формировании информационной культуры гуманитария и специалистов технического и естественно-научного цикла? Переход к киберпространству, виртуальному пространству сдвигает базисные образовательные ориентиры. Происходит сдвиг от линейного, последовательного, представления информации к сетевому, от формальной математики - к образной, символьной, языковой, к математике мышления и коммуникаций. Параллельно с профессиональной подготовкой в киберпространстве развивается и линия учебной среды. Естественно-научную подготовку гуманитариев можно осуществлять, используя электронные средства поддержки учебного процесса с наглядными и доступными формами представления информации, например, «Живая математика», «Открытая физика», «Физика в картинках» и т.д.. Гуманитариям необходимо показать, что использование компьютерных технологий создает принципиально новые возможности не только в получении знаний, но и в совершенствовании их чувственных ощущений (при обучении живописи, музыке; использовании в области культуры, экранной культуре). Немаловажно также, учитывая необходимость адаптации к условиям жизни в информационном обществе, показать обучаемым решающую роль информации и научных знаний в информационном обществе, а не энергии и вещества.
К педагогическим инновациям относится дистанционное образование, которое можно рассматривать как новую образовательную систему, позволяющую на основе новых информационных технологий обеспечить эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым независимо от того, на каком расстоянии они находятся друг от друга, что всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения.. Постепенный переход к новому витку дистанционного образования - открытому образованию - приведет к созданию электронных библиотек и университетов распределенного типа, киберуниверситетов и учебных заведений, которые заложат реальную основу формирования единого образовательного информационного пространства, в том числе для тех его членов, которые по разным причинам лишены свободного доступа к образованию. В этом видится высокая гуманистическая роль современных информационных технологий в образовании и реализация девиза «Образование без границ». К педагогическим инновациям последнего столетия относятся: метод проектов - его цель индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому обучаться в наиболее удобном для него режиме;
проблемное обучение, в основу которого положен деятельност-ный подход (обучаемый в онтогенезисе повторяет путь человечества в познании).
Современные информационные технологии придают совершенно иной облик этим педагогическим технологиям. Проектируются новые организационные модели взаимодействия обучаемых и преподавателей с информационными технологиями. В результате появляется педагогическая инновация, основанная на информационных и коммуникационных технологиях - метод те-лекомуникационных проектов, который позволяет значительно усовершенствовать (и даже изменить) методическую систему обучения, тем самым повысить качество и доступность образования. Российское классическое высшее образование всегда славилось своей фундаментальной подготовкой, что давало достаточно большой объём знаний, но мало умений. И перед системой образования всегда стояла проблема: как при сохранении фундаментальной подготовки дать обучаемому больше практических навыков. Для решения этой проблемы в учебных заведениях необходимо повысить степень адекватности практических занятий реалиям окружающего мира; по сути, речь идёт о полной имитации проблем и задач, с которыми выпускник столкнётся в своей профессиональной деятельности, назовём это принципом адекватного обучения.
Второй принцип, который необходимо реализовать в учебном заведении - принцип селективного обучения, также раньше широко применявшейся в советской высшей школе и незаслуженно забытый или материально необеспеченный в нашей новейшей истории. Суть метода заключается в постоянном отборе (селекции) наиболее талантливых и способных студентов и учащихся на основе объективной оценки их научно-исследовательских, инновационных, либо коммерческих проектов.
Распоряжением Правительства Российской от 12 февраля 2001 года, №207-р принято решение о разработке Федеральной целевой программы «Электронная Россия: 2002-2010 годы»; основной целью программы является создание условий для построения в РФ эффективной сбалансированной экономики, ориентированной на внутреннее потребление и экспорт информационных технологий и услуг.
Проблемы, решаемые в рамках настоящей федеральной целевой программы, базируются на приоритетах и целях «Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года» и отвечают Критериям формирования перечня федеральных целевых программ, начиная с 2002 г., одобренным Правительством Российской Федерации на заседании 21 сентября 2000 г. Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие информационных технологий, реализуются в рамках других федеральных, региональных и ведомственных программ, поэтому одной из важных задач ФЦП «Электронная Россия на 2002-2010 годы» (далее - Программа) должно стать дополнение и координация других программ, придание процессу информатизации комплексного характера. В этом смысле данная Программа оказывается тесно связана с ФЦП «Развитие электронной торговли в России на 2002-2006 годах» и ФЦП «Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2002-2006 годы». Вместе с тем три названные программы решают разные задачи. Если ФЦП «Электронная торговля» ориентирована преимущественно на создание предпосылок для внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в коммерческом секторе, а ФЦП «Единаяинформационная образовательная среда» акцентирует внимание на развитие новых образовательных технологий и формирование материальной базы для их внедрения, то Программа призвана в первую очередь устранить общие институциональные барьеры для развития ИКТ, содействовать расширению взаимодействия между государством и гражданами на основе использования ИКТ, а также обеспечить развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.
Рассуждая об удивительных и непростых проблемах наступающего информационного века, можно с уверенностью утверждать, что будущее - за цифровой информацией и коммуникационными технологиями, информационной магистралью, предвестниками которой сначала была электронная почта, а в настоящее время - Всемирная паутина» в Интернете. Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как коммуникационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Такие технологии позволяют создавать и развивать как локальные и региональные единые информационные пространства, так и единое интерактивное информационное мировое пространство.
Последнее десятилетие характеризуется проникновением средств и методов информатики и математики в гуманитарные области человеческого знания. Каждая из социально-гуманитарных наук, взаимодействуя с информатикой, порождает свою специальную «отраслевую» информатику, которая будет обслуживать соответствующую науку, содействуя внедрению в нее информационных и коммуникационных технологий. В этом плане заслуживает внимания разработка и внедрение в учебный процесс учебных заведений следующих курсов: «Методология современной информатики и социальная информатика», «Информационная культура личности», «Информационные технологии в юридической деятельности», «Новые информационные технологии в обучении английскому языку» и т.д.
Использование компьютерных коммуникаций открывает возможность для совершенствования методической системы обучения базовым дисциплинам, причем изменяет облик не только средств и организационных форм обучения, но формирует новые методы обучения, в конечном итоге изменяя цели и содержание обучения.
В этом плане необходимо провести большую работу по разработке и внедрению педагогики информационно-образовательных систем.
Таким образом, под влиянием информационных и коммуникационных технологий процесс обучения становится более динамичным, информационно емким, а все возрастающие скорости средств доставки информации делает его распределенным. Образование становится более доступным и однородным, обеспечивая выход учебных заведений и знаний, накопленных в них, на более широкую образовательную аудиторию, которой практически становится весь мир.
© М. А. Тренин
Литература
1. Брановский Ю. С. Гуманитарные и социальные аспекты инфор-матики/Ю. С. Брановский// Вестник Ставропольского государственного педагогического университета. Вып. 1. - Ставрополь, 1995. - С.153-156.
2. Вихрев В. В., Практическое внедрение информационных технологий на основе метода проектов/ В. В. Вихрев [и др. ]//Педагогическая информатика. - 1993. - № 1. - С. 26-28.
3. Колин К. К. Информатика в системе опережающего образования/ К. К. Колин. - М.: РАН. Институт проблем информатики, 1996.
4. Проблемы информационной культуры: Сб. статей/ Под ред. Ю. С. Зубова и И. М. Андреевой. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1994.
5. Рейзема Я. В. Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики/ Я. В. Рейзема. - М., 1982.
6. Урсул А. Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXIвеке/ А. Д. Урсул. - М.: Зеленый крест, 1995.
7. Урсул А. Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации/ А. Д. Урсул. - М.: Луг, 1993.
8. Урсул А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику/ А. Д. Урсул. - М., 1990.