Информационное право в РГППУ вариант 4

Содержание

1. В каком порядке осуществляется регистрация программ для ЭВМ и баз данных? Каково значение такой регистрации?      3
2. Раскройте понятие информационных ресурсов, охарактеризуйте их правовой режим           5
Задачи            13
Список литературы          15

1. В каком порядке осуществляется регистрация программ для ЭВМ и баз данных? Каково значение такой регистрации?

Право на государственную регистрацию предоставлено правообладателю. Срок, в течение которого это право может быть осуществлено, составляет срок действия авторского права.
Зарегистрированными могут быть не все программы для ЭВМ и базы данных; например, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, то такие программы государственной регистрации не подлежат.
Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.
Заявка на регистрацию должна содержать:
заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;
депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере или наличие оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины, либо для уменьшения ее размера, либо для отсрочки ее уплаты [3, c. 199].
На основании заявки на регистрацию федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и материалов, их соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи. При положительном результате проверки указанный федеральный орган вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене этого органа.
По запросу указанного федерального органа либо по собственной инициативе автор или иной правообладатель вправе до публикации сведений в официальном бюллетене дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы, содержащиеся в заявке на регистрацию.
В пункте 2 статьи установлены 1262 ГК РФ требования к заявке, подаваемой для осуществления государственной регистрации. Из содержания статьи следует, что заявка - это совокупность документов, включающих заявление о государственной регистрации, депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, реферат, а также документы, подтверждающие уплату государственной пошлины.
Пункт 3 статьи 1262 ГК РФ устанавливает, что основанием для принятия решения о государственной регистрации служит наличие всех документов и соответствие их установленным требованиям, следовательно, речь идет о государственной регистрации [5, c. 211].
Правила статьи 1262 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что государственная регистрация программ для ЭВМ или баз данных не является подтверждением того, что действительно создана программа для ЭВМ или база данных. Государственная регистрация носит добровольный характер, в связи с чем стороны вправе избрать любой не являющийся государственной регистрацией способ, направленный на подтверждение создания программы для ЭВМ или базы данных. Посредством государственной регистрации программ для ЭВМ регистрируется не само произведение, а дата его предъявления и сведения о лице, представившем это произведение.
Данное обстоятельство также подтверждает вывод о том, что факт регистрации программы для ЭВМ не носит правоустанавливающего характера, а что касается сведений, внесенных в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных, то они считаются достоверными до тех пор, пока не доказано обратное.
Наряду с государственной регистрацией существуют различные иные формы подтверждения, предлагаемые юридическими лицами: хранение обязательного экземпляра документов, оценка соответствия, осуществляемая в форме добровольной сертификации.
Пункт 5 статьи 1262 ГК РФ устанавливает требования к форме сделки, заключаемой по поводу использования зарегистрированной программы для ЭВМ [5, c. 212].
Так, если предметом договора выступает отчуждение права на зарегистрированную программу для ЭВМ, то такой договор подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента государственной регистрации. Аналогичное правило действует и в отношении перехода исключительных прав в бездоговорном порядке.
В соответствии с п. 6 статьи 1262 ГК РФ, сведения Реестра считаются достоверными, пока не доказано иное. Правило данного пункта подтверждает вывод о том, что государственная регистрация программ для ЭВМ или баз данных не является гарантией защиты прав на программы для ЭВМ и базы данных.

2. Раскройте понятие информационных ресурсов, охарактеризуйте их правовой режим.

Обособляемость, т. е. выделение из общей структуры информации части, которая отвечает интересам и потребностям определенного субъекта, позволяет формировать такие массивы информации, которые составляют ресурс данного субъекта. Это, прежде всего, относится к документированной информации, которая может быть авторизована, оформлена в виде баз и банков данных, конкретных систем информации (архивов, библиотек, коллекций и т. п.). Категория «информационные ресурсы» имеет организационно-технические и правовые характеристики.
Информационный ресурс в структурном, предметном восприятии представляет собой массив или отдельный документ, другой визуально воспринимаемый объект, который аккумулирует сведения (информацию), сформированные по определенному признаку или критерию. В соответствии с Законом «Об информации», который посвящен документированной информации, «информационные ресурсы - Это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)» [5, c. 422].
В Законе «Об информации» информационный ресурс в структурном смысле представляет обособленную по определенному признаку часть информации и требует прежде всего количественной характеристики. Включение же этого ресурса в информационный процесс требует применения института правового режима. Закон «Об информации» в ст. 4 «Основы правового режима информационных ресурсов» устанавливает общеобязательные параметры правового регулирования в области формирования и использования информационных ресурсов. В этой статье содержатся две важные правовые нормы. Одна констатирует включение информационных ресурсов в структуру других ресурсов Российской Федерации. Вторая - определяет состав правового режима информационных ресурсов. В связи с этим выделены четыре обязательных требования, без которых информационный ресурс не может быть включен в систему правовых отношений в процессе взаимодействия субъектов по поводу конкретных объектов данного ресурса.
В науке информационного права и в российском законодательстве институт правового режима информационных ресурсов проработан наиболее детально. В состав правового режима Закон включил нормы, которые устанавливают:
- порядок документирования информации;
- право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы их в информационных системах;
- категорию информации по доступу к ней;
- порядок правовой охраны и защиты прав на информацию.
В главах Закона «Об информации», посвященных информационным ресурсам, содержатся нормы о порядке документирования информации (ст. 5); об информационных ресурсах как элементе состава имущества и объекта права собственности (ст. 6); о режиме государственных информационных ресурсов и ресурсов, отнесенных к общероссийскому национальному законодательству (ст. 7-9); об информации по категориям доступа, включая информацию о гражданах, а также о доступе граждан и организаций к информации о них (ст. 10, 11, 14). Закон регламентирует порядок установления правил доступа к информационным ресурсам и гарантии предоставления информации, а также обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов (ст. 12 и 13). В настоящее время по каждому из вопросов правового режима отдельных видов информации имеются достаточно глубокие исследования [5, c. 423].
Наиболее острым вопросом правового режима информационных ресурсов является решение о праве собственности на его отдельные объекты. Закон «Об информации» в нормах ст. 6-9, нормативно закрепил следующие позиции правового режима ИР в части установления собственности:
1) разделил информационные ресурсы (далее ИР) на две категории: государственные и негосударственные;
2) определил ИР как элемент состава имущества;
3) установил, что субъектами права собственности на информационные ресурсы являются: граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации (юридические лица) и общественные объединения. Установил критерий, на основании которого ИР относятся к собственности того или иного субъекта - средства субъекта, за счет которых создан или приобретен продукт ИР, а также право получения в собственность ИР в порядке дарения или наследования;
4) закрепил право собственника на документы, предоставляемые в информационные ресурсы государства в обязательном порядке, и право использования этой информации, а также право «совместного владения» государства и субъектов, представляющих в государственные информационные ресурсы (граждан и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности);
5) установил право использовать ИР в качестве товара;
6) сохранил право собственности на ИР при обработке их на средствах, принадлежащих другим собственникам;
7) установил регулирование договором принадлежности и режима продукции, создаваемой при обработке продукции в порядке предоставления услуг или при совместном использовании средств обработки информации;
8) закрепил право собственника устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты ИР и доступа к ним;
9) закрепил право собственника ИР определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении (п. 7 ст. 6).
Наряду с общими правилами в области права собственности на ИР, Закон «Об информации» установил режим государственных информационных ресурсов, который предусматривает следующие требования и условия.
1. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками ИР, создаваемых и приобретаемых на средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также полученных путем иных, установленных законом способов.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!