Информационное общество. Информатизация

Содержание

Введение           3
1. Информационное общество       4
2. Информатизация         9
3. Признаки современного информационного общества   13
Заключение          18
Список литературы         19

Введение

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковскойи образовательной сфере. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов. Информация является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.
Информационная деятельность как совокупность информационных процессов в обществе определяет экономический потенциал общества наравне с материальным производством.
Основным политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного пространства России является преодоление информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы - переход от презумпции закрытости информации к презумпции открытости информации на законодательной и экономической основе. Именно информационный монополизм является питательной средой бюрократизма, волюнтаризма и коррупции.
1. Информационное общество

Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З.Бжезинский, Д.Белл, О.Тоффлер [1, c. 12].
Рассматривая общественное развитие как “смену стадий”, сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием “четвертого”, информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными “информационными сообществами” (Е.Масуда).
Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет “малые” экономические формы - индивидуальную деятельность на дому, “электронный коттедж”. Они включены в общую структуру информационного общества с его “инфо-”, “техно-” и другими сферами человеческого бытия. Выдвигается проект “глобальной электронной цивилизации” на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики - “телекомпьютерэнергетики” (Дж. Пелтон). “Компьютерная революция” постепенно приводит к замене традиционной печати “электронными книгами”, изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг (Х.Эванс) [1, c. 14].
Социальные и политические изменения рассматриваются в теории информационного общества как прямой результат “микроэлектронной революции”.
Перспектива развития демократии связывается с распространением информационной техники. Тоффлер и Дж. Мартин отводят главную роль в этом телекоммуникационной “кабельной сети”, которая обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений. Работы в области “искусственного интеллекта” рассматриваются как возможность информационной трактовки самого человека [3, c. 11].
Концепция информационного общества вызывает критику со стороны гуманистически ориентированных ученых, отмечающих несостоятельность технологического детерминизма, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества.
Информация - объект многофункциональный, она создается, обращается и применяется по сути дела во всех сферах деятельности и как бы обеспечивает выполнение многочисленных функций и задач, стоящих перед самыми разными субъектами - органами государственной власти, местного самоуправления, перед физическими и юридическими лицами.
При обращении информации в государстве и обществе она может выступать:
- как товар в процессах ее создания, хранения и использования, передачи и распространения;
- как средство, с помощью которого осуществляются правовая координация и управление поведением субъектов (через официальные документы и судебные решения);
- как источник для принятия решений;
- как источник получения знаний при образовании и воспитании в процессах осуществления конституционного права на образование;
- как средство извещения общества о происходящих событиях и явлениях (через СМИ) в порядке осуществления конституционного права на информацию;
- как средство отчетности о деятельности юридических и физических лиц (налоговая отчетность, бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность и т.п.);
- как средство реализации прав и свобод личности через предоставление сведений о личности разным структурам (право на жизнь, право на жилище, право на медицинское образование; право на воспитание, право на труд и т.п.).
Информация одновременно может выступать и в качестве источника, несущего определенную функциональную нагрузку, и как товар. Например, нормативные правовые акты, выполняя основную функцию - распространение правовых норм и доведения их до каждого, - одновременно выступают и в качестве товара при продаже информационных продуктов и предоставлении информационных услуг, построенных на их основе [12].
То же самое можно сказать и о персональных данных, которые за рубежом продаются и сдаются в аренду для реализации прямого маркетинга. Продаются также различные информационные ресурсы, содержащие сведения о полезных ископаемых, о научном и техническом развитии общества, о его творческом потенциале и т.п.
В современном обществе информация играет очень важную роль. Существует известное выражение, - "Кто владеет информацией, тот владеет миром".
Отображая реальную действительность, информация проникает во все направления деятельности государства, общества, гражданина. С появлением новых информационных технологий информация становится постоянным и необходимым атрибутом обеспечения деятельности государства, юридических лиц, общественных объединений и граждан.
Как считают западные специалисты, утечка 20 % коммерческой информации в шестидесяти случаях из ста приводит к банкротству фирмы.
От качества и достоверности, оперативности получения информации зависят многие решения, принимаемые на самых различных уровнях- от главы государства и до гражданина.
Информационное воздействие на государство, общество, гражданина сейчас более эффективно, чем политическое, экономическое или даже военное. Информация становится реальной, почти физически ощутимой силой.
Информационные технологии и средства информации становятся частью культуры общества, определяют стиль и образ жизни человека. При хорошо отлаженной информационной системе должны укрепляться политические институты общества, возникать общественное доверие, творческая атмосфера, интеллектуальный контакт между людьми, в связи с чем возрастет устойчивость общества, государства. Уровень информатизации становится важнейшим признаком мощи государства [12].
Одной из основных черт информационного общества является интегрирование всех средств информатизации в глобальные информационные системы. Глобализация информационных систем, охватывающих территории не только отдельных государств, но и целые континенты, условия легкого доступа к ним любого человека создает совершенно новую ситуацию в жизни общества.
Первые опыты в мире по эксплуатации глобальных информационных систем со всей очевидностью демонстрируют все положительные и отрицательные последствия их влияния на общество. Первым примером такой системы являются всемирная информационная сеть "Интернет". О социальном эффекте "Интернет" уже говорит то, что к 2000 году число ее пользователей возрасло до 250 миллионов человек (в том числе более 60 миллионов "домашних" пользователей). Около полмиллиона россиян уже ежедневно пользуются услугами "Интернет". В этой сети сложился довольно емкий наднациональный информационный рынок.
Осуществляя подключение к каналом связи можно черпать информацию личного характера, информацию финансового и экономического характера, выведывать промышленную тайну, отслеживать перемещение объектов наблюдения с целью осуществления террористических актов, планирования краж и многое другое. Все эти действия грубо попирают права человека, права общества, разрушают социальные отношения.
Самым мощным воздействием со стороны информационных систем на поведенческие процессы в обществе, является создание, так называемой, виртуальной реальности. Путем длительного воздействия целенаправленной информации можно сформировать в обществе стойкие представления, которые могут существенно отличаться от действительности [10].
Сегодня мы видим как при создании информационных репортажей о конкретных событиях с помощью видеокомпьтерного монтажа перемещаются события во времени, искусственно соединяются друг с другом, как расширяется их масштабность, подчеркивается глубина драматизма показом случайных деталей, затем накладывается специальный текст и достигается желаемый эффект в зависимости от поставленной цели.
Таким образом, проблемы информационной безопасности из чисто специальной области переходят в область социальную - область защиты прав человека и общества. Государство здесь становится единственным гарантом их соблюдения. Эту функцию государство может реализовать только через законодательство.
При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.
Решающей становится проблема хранения и использования огромного количества информации. В этом смысле информационное общество понимают как определенную фазу развития техногенной цивилизации, существование которого определяется производством, хранением и использованием научно-технической, гуманитарной и другой информации. Массовое распространение информационных и телекоммуникационных технологий существенно изменило не только производство, досуг, воспитание, но также и социальную структуру общества, экономические и политические отношения. Влияние СМИ носит столь всеохватывающий характер, что, по мнению исследователей, от них зависит технологический, социальный прогресс государства, место в мировой экономике и экономическая конкурентоспособность страны, эффективная реализация роли в международном распределении труда, развитие демократических институтов. Все это сопровождается становлением нового мировоззрения, новой мировой культуры. Здесь СМИ выступают в качестве одного из основных социализирующих институтов, в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности, гражданина. По глобальному воздействию информационных технологий на личность и формирование ее мировоззрения средства массовой информации, в первую очередь телевидение, можно сравнить разве что с участием семьи в социализации и идентификации личности.

2. Информатизация

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств [1, c. 9].
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!