Информационное обеспечение управления - Часть 4

ГЛАВА III. ВЫБОР ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В УПРАВЛЕНИИ

3.1. Критерии выбора информационных систем в управлении

Центральная задача информационных систем - улучшение информированности управления. Степень информированности - отношение фактического уровня информации к требуемому . Потребность в информации - разница между ними. Вспомогательными критериями обеспеченности информацией являются:
• количество информации (полнота);
• ее значимость;
• точность;
• надежность;
• понятность (например, отсутствие семантических ошибок);
• актуальность;
• гибкость;
• экономическая эффективность информационного процесса (соотношение прибыли от информации и затрат на нее);
• учет защищенности информации.
Информационные технологии достаточно разнообразны. При их выборе следует учесть :
• когда, как часто, как долго осуществляется связь;
• кто с кем связывается;
• как связаны участники ("звезда", "круг", "колесо", "цепь", "селектор");
• что является предметом и чем она осуществляется.
Из всего обилия компьютерных информационных систем рассмотрим два типа:
- управленческие информационные системы (MIS),
- системы обеспечения принятия решения (DSS - decision support system).
В MIS данные собираются, обрабатываются и представляются менеджеру таким образом, чтобы обеспечить оперативное управление. Основные компоненты MIS - база данных, компьютерная система и форма, в которой данные распределяются .
Примеры информации, которая формируется в базах данных, - цены, выход продукции, скорость, число распоряжений, наличие ресурсов и потоки рабочей силы. Для MIS существенно, чтобы базы данных содержали нужное количество и необходимый тип правильной высококачественной информации. Эта информация должна быть тщательно организована.
Компьютер в MIS обрабатывает данные и генерирует информацию для различных подразделений фирмы. Она является основой формирования моделей управленческих решений и самих решений. Построение модели остается творческим процессом.
DSS отличаются от MIS тем, что менеджер обычно является внутренним компонентом DSS, а не внешним, как в MIS. Иными словами, менеджер взаимодействует с компьютерной информационной системой так, чтобы получить решения в итеративном процессе. Следовательно, DSS часто интегрирует экономико - математические модели как первичные элементы системы, с которой ЛПР взаимодействует (табл. 1).
Информационные потоки взаимодействия менеджера и компьютерной системы DSS, обычно называются анализом "что, если…?" Компьютер генерирует результаты на экономико-математической модели, а менеджер его спрашивает: "Что произойдет, если что-нибудь изменится в модели?" (например, цели, издержки, их структура и т.д.). Менеджер может также промоделировать возможные решения и оценить потенциальные результаты.

Таблица 1
Различия MIS и DSS
MIS DSS
Акцент делается на стpуктуpиpование задач при предварительно определенных стандартных процедурах, правил их решения и информационных потоках Акцент делается на решениях
Структура компьютера и аналитическая помощь важны, но оценки менеджера более существенны
Выигрыш состоит в снижении затрат, необходимого времени, количества обслуживающего персонала и т.д.
Выигрыш состоит в расширении диапазона и возможности компьютеризации процессов решения с целью помочь менеджеру увеличить свою эффективность
Влияние на принятие менеджером решения непрямое, т.к. обеспечивается доступ к необходимым данным
Влияние на менеджера состоит в создании необходимого инструментария под его непосредственным контролем, что не является попыткой автоматизировать процесс решения, предопределить цели и оказать давление на решение

Дополнительным аспектом DSS является взаимодействие между ее составными частями. Например, решения по запасам влияют не только на производство, но и на маркетинг, распределение продукции и издержки. Потоки информации обеспечивают разработку "кооперативного" решения.
Решения менеджера не означают конца операций DSS. Они и их последствия в форме обратной связи обеспечивают дополнительные данные в базе данных. Таким образом, идеальная DSS - это динамичная система с непрерывным обновлением данных.
Развитием таких систем являются экспертные системы . Это компьютерные программы, включающие базы знаний по частным проблемам и механизмы взаимодействия элементов этих баз - по сути интеллектуальные DSS.
База знаний включает в себя большую сумму знаний относительно проблем, запомненных в системе. Исследователи находят, что использование этой массы знаний более эффективно, чем использование специальных решающих процедур. Экспертные системы являются консультантами в принятии решений, т. к. содержат факты, знания и правила, которые взаимодействуют в проблемной области.
Выгоды оперирования реальным знанием и способности экспертных систем ведут далее к созданию и использованию систем с искусственным интеллектом.
Центральным моментом искусственного интеллекта является использование более эвристики (или правил перебора), чем алгоритмов обработки информации. Эвристика включает инструкции, правдоподобные аргументы или правила перебора для принятия решений и, таким образом, отражает человеческое поведение точнее, чем алгоритмы.
Другой важной характеристикой систем с искусственным интеллектом является то, что они оперируют символами так же хорошо, как числами.
Экспертные системы с искусственным интеллектом находят применение в планировании, управлении производством, обслуживании оборудования, т. е. в областях, где решения в области управления не могут полностью основываться на алгоритмах.
3.2. Аппаратные средства

В практической работе менеджмента огромное место занимает персональный компьютер. Общее представление о роли таких аппаратных средств дает перечисление возможностей персонального компьютера .
Записная книжка. В таком режиме машина хранит необходимые адреса и фамилии, номера телефонов, расписание текущих дел, время совещаний и встреч, период, в течение которого необходимо выполнить ту или иную работу.
Личная картотека. В нее менеджер заносит указатель отработанных документов, книг, брошюр, статей, писем и др. Здесь может быть и список литературы или документов, с которыми необходимо ознакомиться в ближайшее время. В память машины можно занести также каталог личной библиотеки.
Лабораторный журнал. Для руководителя часто важно просматривать предыдущую информацию по тому или иному вопросу и решению, оценивать предпринятые действия. Для этого нет необходимости поднимать из архива множество документов, достаточно нажать соответствующие клавиши, и за считанные секунды информация появится перед вами. Анализ прошлой информации позволяет менеджеру сделать верные выводы для будущей работы.
Текстовой процессор. Способность ЭВМ осуществлять редактирование текстов дает возможность производить аналитические (формульные) выкладки в режиме диалога. Здесь можно подготовить официальное письмо, рукопись статьи или книги с изображением схем и рисунков на отдельных листах, таблицы, графики и др.
Наконец, это управление базами данных, библиотека программ, микрокалькулятор, небольшая универсальная вычислительная машина и др.
Сегодня в распоряжении менеджеров могут быть самые различные типы компьютеров. Они подразделяются на группы в.зависимости от класса, поколения и режима обработки информации.
К аппаратным средствам передачи и приема информации, используемым менеджерами, относятся технические устройства, разработанные в США, Японии, Германии, Франции, России и других странах. Например, французская система «ТЕЛЕТЕЛЬ» включает небольшой телеэкран, клавиатуру и телефонную трубку. Система позволяет общаться в диалоговом режиме с центральными базами данных, получать информацию и справки из самых различных источников и областей - от географии и орфографии и до установления телексной связи с 2000 различных служб .
В Германии разработан терминал цехового комплекса (бывшее объединение «РОБОТРОН» - ГДР), позволяющий автоматизировать управление производством не только цеха, но и каждого рабочего места.
Фирма ШМ предлагает менеджерам использовать электронный органайзер «ТЕРМОТРОНИК-6750». Он может быть и быстродействующим печатающим устройством в компьютерной системе вывода информации. В его памяти имеется орфографический словарь на 50 тыс. слов, сверка с ним производится автоматически, а в случае орфографической ошибки подается звуковой сигнал. В словари можно ввести 300 дополнительных терминов.
Российскими инженерами разработан уникальный прибор - портативная лаборатория «Панель инженера ТСА - ПО», позволяющая производить отладку программ пользователя, диагностировать компьютерную технику, изучать элементы аппаратного и программного обеспечения микропроцессорных устройств .
За последнее время менеджеры все чаще прибегают к услугам информационно-вычислительных центров (ИВЦ). Потоки информации идут туда с различных сторон и в самом разнообразном виде. Как руководителю во всем этом быстро, полно и эффективно разобраться, чтобы принять необходимые решения?
Процесс движения информации в ИВЦ можно представить следующими этапами:
1) информация готовится в форме отчетов на бумаге или в электронном виде на ЭВМ;
2) определяется, что требуется конечному пользователю, и решается целесообразность выполнения информационного заказа;
3) создается база данных и проводится кодирование программы для производства, требуемого в п. 2;
4) осуществляется тестирование базы данных и программы, созданной в п. 3;
5) создается и проводится прогон программы для производства требуемого пользователем информационного продукта и его доставки;
6) сопровождается и расширяется база данных и программ с учетом текущих хозяйственных изменений и требований обстановки.
Таким образом, ИВЦ - это производственная линия, на которой изо дня в день выпускается информационная продукция .
Одновременно с положительным эффектом ЭВМ увеличивает психологическую нагрузку, сокращает время для личных контактов и др. Все это может повлечь за собой возникновение нежелательного климата на производстве, нервные срывы у работников и в конечном итоге падение производительности труда. Машину нельзя противопоставлять человеку, делать его бессловесным придатком техники. Применение ЭВМ должно иметь разумные пределы.

Заключение

Информация в процессе управления играет чрезвычайно большую роль. Это совокупность сведений и сигналов о состоянии, процессах и явлениях в жизнедеятельности предприятий. Ее восприятие зависит от множества обстоятельств психологического и технического свойства. Информация является такой продукцией, которой интересуются буквально все руководители. В ряде стран имеет место юридическое обеспечение защиты информации.
Под информацией понимается совокупность сведений и сигналов о процессах и явлениях, протекающих во внешнем окружении и самом организме человека. Управленческая информация - это совокупность сведения о состоянии и процессах, протекающих внутри и во вне организации.
Научно-технический прогресс, открытия и изобретения в области электроники позволили в последние десятилетия создать целые информационные системы и разнообразные информационные технологии. Среди них АСУ, ИСУ, ИВК, система Интернет с сетью персональных и профессиональных компьютеров, Информационно-вычислительные центры и комплексы и др.
С помощью информационных систем осуществляется управление производством, обменом, финансами, подготовкой кадров в учебных заведениях, научными исследованиями и т. д. Во всех экономически развитых странах фирмы эффективно применяют информационную систему управления (ИСУ) на базе интеграции инфраструктуры компаний и информационных систем. Это дает возможность руководителям быстро взаимодействовать между собой, ускоряет процесс выработки и принятия необходимых решений.
На отечественных предприятиях с помощью информационных систем решаются многие вопросы технической и технологической подготовки производства, технологические, научно-технические, конструкторские и нормативные расчеты, экономические обоснования, планирование и учет.
К услугам менеджеров предоставлены самые разнообразные аппаратные средства, коммуникации и программное обеспечение. Конечно, все это стоит недешево, но затраты с лихвой окупаются резким повышением производительности управленческого труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авакьян Л.А. Стратегическое планирование в организации // Инфобизнес. – 2004. - № 18. – С. 5-17.
2. Герчикова И. М. Менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2005.
3. Гунин В.Н., Ивановская Л.В. Методические основы нормирования и регламентирования инженерно-управленческого труда. - М.: МИУ, 2005.- 320с.
4. Кнорринг В. И. Искусство управления. – М.: БЕК, 2001.- 528с.
5. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. - СПб.: ОЛБИС, 2003.- 190с.
6. Кохно П. А. и др. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003.- 348с.
7. Лебедев О. Т., Каньковская А, Р. Основы менеджмента. - СПб.: НДМиМ, 2002.- 425с.
8. Мескон М. X. и др. Основы менеджмента / Перевод с англ. - М.: Дело, 2004.- 704с.
9. Румянцева 3. П., Саломатин Н. А. и др. Менеджмент организации. - М: ИНФРА-М, 2005.- 304с.
10. Салов В. Информационное обеспечение управления предприятием // Бизнес журнал. – 2004. - №11. – С. 44-52.
11. Симоненко В. Д. Основы менеджмента: Краткий курс лекций. - Брянск: БГПУ, 2002.- 435с.
12. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М.: Инфра-М, 2003.-669с.
13. Уткин Э. А. Курс менеджмента. - М-: Зерцало, 2001.-448с.
14. Шеметов П. В. Элементы научного управления. -  Новосибирск, 2002.- 312с.
15. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М.: Финансы и статистика, 2002.- 472с.
16. Шипунов В.Г., Е.Н.Кишкель Основы управленческой деятельности. - М.: Высшая школа, 2001.-327с.
17. Шредер Г. А. Руководить сообразно ситуации.  - М., 2003.- 160 с.
18. Шуванов В. И. Информационные технологии в менеджменте. -  М.: Интел-Синтез, 2001.- 252с.
19. Экономика предприятия / Под ред. О.И.Волкова. – М.: Инфра-М, 2001.- 331с.

(33.3 KiB, 41 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!