Информационное обеспечение управления - Часть 2

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Проблема информационного обеспечения управления в истории управленческой мысли

Традиционно возникновение внимания к проблеме  информационного обеспечения менеджмента связывают с серединой XX века, когда в 40 - 60-е годы появилась «электрическая»  технология, основанная на использовании электрических пишущих машинок со съемными элементами, копировальных машин на обычной бумаге, портативных диктофонов. Они улучшили учрежденческую деятельность за счет повышения качества, количества и скорости обработки документов.
Появление во второй половине 60-х годов больших производительных ЭВМ на периферии учрежденческой деятельности (в вычислительных центрах) позволило смесить акцент в информационной технологии на обработку не формы, а содержания информации. Это было началом формирования «электронной», или «компьютерной» технологии.
Однако первыми о проблеме роли информации в управлении организацией задумались отечественные управленцы. Впервые данная проблема нашла свое освещение в фундаментальном двухтомном научном труде российского ученого А. Богданова «Тектология. Всеобщая организационная наука». Заложив основы классической теории организации . А.Богданов впервые определил организационные проявления и составляющие, обосновал законы функционирования информационных потоков в организации, раскрыл фундаментальные организационные принципы, вскрыл и показал наиболее существенные свойства управленческой информации. Фундаментальная теория А. Богданова и дальнейшие исследования его многочисленных последователей стали необходимой основой формирования, развития, адаптации и применения большинства современных моделей управления информацией.
В отечественной практике совершенствования и развития информационного обеспечения менеджмента изучению, адаптации и применению важнейших положений управления информационными потоками уделили особое внимание крупные ученые Алексей Гастев и Платон Керженцев. Возглавляя в Москве Центральный институт труда (ЦИТ) в 1921 - 1938 гг., А. Гастев последовательно пропагандировал и распространял инновационные принципы и методы обработки управленческой информации, разработанные на основе последних достижений таких наук, как общая теория систем, эргономика, социология и психология. Обращая особое внимание на строгое соблюдение должностных обязанностей, он внес существенный вклад в адаптацию и развитие административного подхода в условиях управления реальной российской организацией. Четкие, содержательно емкие и хорошо запоминающиеся слоганы ЦИТ (например, «Кто хочет работать ищет средства, кто не хочет работать - причины») можно и сегодня встретить в кабинетах различных администраций .
Коллега А. Гастева, руководитель РОСТА П. Керженцев отстаивал концепцию широкого вовлечения персонала в разработку и реализацию практических мер по научной организации труда. Основывая свои предложения на всестороннем развитии инициативы работника, он предлагал использовать работников в процессе движения информации в организации, ознакомлении их с новостями организации. Работы П. Керженцева «Борьба за время», «НОТ», «Памятка организатора», «Принципы организации»  внесли большой вклад в разработку основ управления информационными потоками в государственном управлении. В них он, уже соглашаясь с А. Гастевым, обосновывает и приводит широкий комплекс целей, задач, подходов, правил, норм, типов, схем организационно-методического и административного сопровождения информационных потоков.
Совершенно особое, практическое влияние на развитие информационного обеспечения менеджмента оказали так называемые великие организаторы, чьи действия были прежде всего направлены на совершенствование и администрирование организации. К их числу относят директоров крупных предприятий, президентов компаний, исследователей прикладной организации, которые описали, систематизировали и представили обоснованную, стройную и адаптированную концепцию эффективного менеджмента. В США среди них выделяют Генри Форда, Эндрю Карнеги, Джеймса Муни и других преуспевших топ-менеджеров, обобщивших свой собственный опыт и наблюдения за коллегами в целостную систему взглядов на администрирование. Наиболее полно и обоснованно она изложена в изданном Д. Муни и А. Рейли в 1939 г. в Нью-Йорке труде «Принципы организации» . В нем предлагается система строго формализованных принципов менеджмента, предметно адаптируемая и адекватно применяемая модель непротиворечащих правил и положений администрирования.
Необходимость и конструктивность организации согласования информации, обеспечивающей не только устранение, но, что особенно важно, недопущение большинства возможных информационных противоречий, являлись одними из важнейших требований «великих организаторов», активно подхваченных европейским менеджментом. Развивая эти требования, директор Женевского международного института управления Линделл Урвик объединил классические подходы и практические рекомендации своих предшественников. Основные результаты своих многолетних и плодотворных исследований он представляет в 1955 г. в совместном с Л. Гьюликом докладе: «Менеджмент как система мышления». Именно в нем управление информацией в процессе управления окончательно предстает в виде совершенно необходимой основы, конкретного инструментария и практического механизма построения и осуществления эффективного менеджмента.
Современные сторонники этого подхода последовательно совершенствуют и развивают его содержание. Их стараниями общий менеджмент, его административная специализация и организационно-методическое обеспечение последовательно утверждают свое основополагающее место в системе профессиональных знаний и практических навыков современного менеджера.

1.2. Историческое развитие технического обеспечения информационных систем

Информационно-технические средства управления - аппаратура приема и обработки информации, техника умственного труда, и она жизненно необходима всем, кто работает с информацией. Чем совершеннее эта техника и чем лучше руководитель умеет ею пользоваться, тем эффективнее технология управления, организация управленческого труда и сам процесс управления. Эффективность применения комплекса технических средств (КТС) управления зависит от нескольких условий. Во-первых, от возможностей и качества самой компьютерной техники и средств телекоммуникаций. Во-вторых, от совершенства программного обеспечения и, наконец, от профессиональной подготовленности пользователей этих программных средств и КТС .
Благодаря достижениям кибернетики появились мощные быстродействующие средства обработки информации - электронно-вычислительные машины. Велик соблазн погрузиться в ностальгические воспоминания о легендарной "Урал-1" и других ЭВМ этого славного семейства: "Урал-14Д", "Урал-16", о малых машинах "Проминь", "Стрела", "Мир", "Наири-2", "Наири-К", о "чуде XX века" быстродействующей БЭСМ-6, подумать только - скорость обработки информации до 1 млн. операций в секунду! Об ЭВМ серии М-20 и М-222 с их записью информации на магнитные барабаны, о "Минск-22" и "Минск-32", позволяющих оператору вести диалог с ЭВМ, и, наконец, о смелом прорыве к лучшим образцам мировой вычислительной техники - создании единой серии ЭВМ различной мощности - ЕС ЭВМ, в которой были использованы большие возможности интеграции стран социализма . Да, славные были страницы истории отечественной кибернетики, много талантливых ученых и специалистов работало над созданием ЭВМ и программного обеспечения. Увы, сегодня, в конце XX века, научно-техническая мысль России переживает тяжелый кризис, и понадобятся десятилетия, чтобы вновь выйти на уровень мировой компьютерной техники.
Этот первый период развития средств вычислительной техники, охватывающий 60 - 70-е годы, вошел в историю отечественной науки и техники не только созданием крупногабаритных ЭВМ, пришедших на смену цифровым и алфавитно-цифровым табуляторам (Т-5М и ТА-80), специализированных систем связи, и формированием информационных банков, но и преодолением пресловутого психологического барьера между разработчиками и потребителями этой техники. Сегодня трудно представить масштабы той неравной борьбы между надменными, самоуверенными и абсолютно некомпетентными чиновниками самого высокого уровня, психологически солидарными с ними начальниками на ключевых производственных должностях и специалистами в области АСУ. "Зачем вам так много магнитов? Не подпишу!" - это при оформлении счета на бобины магнитных лент! "Мне бы хоть половину штата вашего ИВЦ, я бы у нас в бухгалтерии горы свернула..." Убедить счетных работников в том, что микрокалькулятор удобнее, чем костяшки счет, было весьма сложно: "Врут ваши калькуляторы! Мои счеты надежнее".
Развитие технических средств обработки информации шло не только путем создания ЭВМ различной мощности, но и путем разработки конструкций аналоговых и управляющих вычислительных машин для научно-исследовательских и производственных целей.
Аналоговые вычислительные машины (АВТ) реализуют идею создания электрического (электронного) аналога, модели изучаемого физического или технологического процесса. Например, модель реально существующего газопровода, обладающего вполне конкретными характеристиками (диаметром D, длиной L, общим и удельным сопротивлением R и r, рабочим сечением S и другими параметрами), может быть собрана из простых электротехнических элементов (источники электрических напряжений и токов, сопротивлений, емкостей, индуктивностей и т.д.)  или электронных микросхем. АВТ может с достаточной точностью определить соотношения между постоянно меняющимися физическими величинами (машинными переменными) и аналогами соответствующих исходных переменных исследуемого процесса. Не претендуя на высокую точность измерений параметров исследуемого процесса, АВТ обладает рядом несомненных преимуществ перед традиционными ЭВМ: простотой обслуживания, невысокой стоимостью и, главное, отсутствием сложного программного обеспечения.
Управляющие вычислительные машины обеспечивают контроль и управление особо сложными, быстро протекающими во времени или опасными для жизни человека технологическими процессами. Электронные управляющие машины обрабатывают информацию, поступающую в процессе управления, и воздействуют посредством управляющих сигналов на исполнительные органы контролируемого объекта. Управляющие машины класса М, выпускаемые в СССР серийно с 1964 г., как и системы агрегатных (АСВТ) и малых ЭВМ (СМ ЭВМ), не имели зарубежных аналогов или существенно отличались от зарубежных ЭВМ. Диапазон применения этих ЭВМ был весьма широк, от управления радиолокационными станциями и наблюдения за искусственными спутниками Земли до автоматизации мощных энергоблоков котел - турбина - генератор (Щёкинская ГРЭС, 1966 г. и Славянская ГРЭС, 1969 г.). С 1974 г. по 1990 г. было создано более 60 тыс. управляющих комплексов СМ ЭВМ и на их базе - большое количество автоматизированных рабочих мест (АРМ).
Компьютерная техника. С появлением микропроцессорной техники исчезла проблема создания больших машинных залов и громоздких систем кондиционирования воздуха. Микро-ЭВМ и персональные компьютеры (ПК) с их высокой надежностью и большой скоростью обработки информации значительно расширили сферу применения вычислительной техники, информационные технологии стали более эффективными. ПК сегодня успешно применяются и для обработки нечисловой информации (дизайнерской, поиска информации, графической, текстовой, в том числе и при печатании текста с голоса, без машинистки), сам термин "вычислительная техника" уже неполно отражает характер решаемых задач. Сегодня организации и предприятия России оснащаются практически только импортной и, скажем объективно, очень хорошей компьютерной техникой. Обычные персональные компьютеры, за которыми сейчас засиживаются и взрослые, и дети, превосходят по всем параметрам самые мощные отечественные ЭВМ недалекого прошлого, они обрабатывают информацию со скоростью миллиардов операций в секунду и имеют практически безграничную емкость памяти.
АСУ. Автоматизированные системы управления - человеко-машинные советующие системы, в которых компьютер выполняет функции сбора, хранения, обработки и выдачи информации, но принятие оперативного решения остается за человеком.
АСУ состоит из двух основных частей: функциональной и обеспечивающей. Функциональная часть представляет собой комплекс задач и подсистем, созданных для оптимального управления объектом. Декомпозиция АСУ на составляющие ее подсистемы производится по функционально-организационному признаку с учетом действующей структуры и особенностей объекта управления (типа предприятия, характера производства, действующей системы управления).
Обеспечивающая часть АСУ состоит из информационного, технического, программного, организационного и правового обеспечения. Наиболее сложной составляющей обеспечивающей части АСУ является программное обеспечение, т.е. совокупность компьютерных программ и алгоритмических языков, обеспечивающая функционирование комплекса технических средств.
По данным научных источников, внедрение АСУ позволяет увеличить прибыль на 4-20%, объем выпуска продукции - на 2-14, рентабельность - на 3-б, фондоотдачу - на 1-5, производительность труда - на 3-12, оборачиваемость оборотных средств ускоряется на 2-10%, высвобождается 2-5% основных фондов, сокращаются на 5-10% штрафы за невыполнение договорных обязательств, трудоемкость по операциям управления снижается на 10-30% и соответственно высвобождается время управленческого персонала для творческой работы . Очевидно, что в связи с совершенствованием технических и программных средств и снижением их стоимости в настоящее время эти технико-экономические показатели стали еще выше. Внедрение АСУ и АСУ технологических процессов (АСУ ТП) продолжается и в настоящее время, хотя не так широко, как 80-е годы. Например, Уфимский электроламповый завод (теперь АО "УЭЛЗ-СВЕТ") добился высоких показателей за счет технического перевооружения основных цехов на основе АСУ ТП стекольного цеха (АСУ ТП "Шихта") и внедрения автоматизированной системы травления спиралей.
Как и любая инновация, создание АСУ всегда сопряжено со значительными трудностями экономического, организационного и психологического характера. Кроме объемных проектных работ необходимо решить вопросы создания нормативно-информационной базы данных, обосновать выбор и приобрести электронно-вычислительную технику, провести длительную, кропотливую работу по обучению и психологической перестройке кадров. В создании АСУ особенно важна роль руководителя предприятия (известный принцип "первого лица"). Важно отметить, что процесс создания АСУ всегда заметно обогащает принципиально новой информацией специалистов предприятия - разработка и внедрение АСУ позволяют по-новому оценить технологические и информационные процессы, глубже продумать структуру управления предприятия.
Создаваемые в начале 80-х годов АСУ имели в основе своей технической базы самые мощные для того времени ЭВМ единой серии (ЕС-1022, ЕС-1033 и т.д.). Современные АСУ имеют несравненно более совершенные технические средства: персональные компьютеры, объединенные в единую информационную сеть со значительно более развитой системой программного и информационного обеспечения. Все это обеспечивает высокую эффективность АСУ.
Наряду с разработкой АСУ различной степени сложности и работами по созданию искусственного интеллекта плодотворно развиваются и концепции перехода комплексной автоматизации на более высокий уровень. В связи с принципиальным увеличением надежности систем автоматики, телемеханики, защит и блокировок наметилась четкая тенденция вывода из контуров управления самого ненадежного элемента - человека, т.е. переход от автоматизированных систем управления к автоматическим. Важность этого процесса подтверждается тем, что неумолимые данные математической статистики показывают, что около 95% всех крупнейших аварий, включая и чернобыльскую катастрофу, произошло по вине обслуживающего персонала.
Перевод АСУ на новую компьютерную технику позволяет сокращать сроки обработки информации и создавать мощные базы и банки данных (кстати, к моменту распада СССР в США имелось 3200 общедоступных банков данных, в Великобритании - 2500, в Германии - 290, а в нашей стране - ни одного) . АСУ позволяет решать комплекс информационно и нормативно связанных производственных задач, объединенных в следующие основные подсистемы:
- техническая подготовка производства (ТПП);
- технико-экономическое планирование (ТЭП);
- оперативное управление основным и вспомогательным производством (ОУП);
- бухгалтерский учет (БУ);
- управление финансами, сбытом и реализацией готовой продукции (УФСР);
- материально-техническое обеспечение (МТО), а также решать большое количество автономных задач (управление и контроль качества продукции, управление и учет кадров, автоматизированный контроль за исполнением важнейших документов и приказов, инженерные расчеты, задачи НИОКР и т.п.). Приведенный краткий перечень КТС и сотни задач, решаемых автономно или на основе единой нормативно-информационной базы, показывают, что уже созданы мощные технические и программные средства управления, направленные на совершенствование труда исполнителей, специалистов и руководителей предприятий.
Дальнейшим развитием идей автоматизации управления явилось создание "всемирной паутины" - сети Интернет и "виртуальных предприятий". Концепция виртуального предприятия отражает требования современной "бизнес-революции", переход от экономики массового производства к экономике индивидуальных услуг, от диктата производителя к удовлетворению требований клиента, который, как известно, "всегда прав". Создание виртуального, т.е. искусственно образованного, расширенного за счет совместных ресурсов, предприятия стало возможным при компьютерно интегрированной организации, внедрении новых информационных и коммуникационных технологий. Примером "виртуального продукта" является автомобиль японской фирмы "Тойота", который изготавливается за 72 часа после заказа с любой мощностью двигателя, определенной коробкой передач, с выбранным клиентом кузовом и отделкой салона:
Ошеломляют темпы развития и постоянное совершенствование элементной базы компьютерных систем. Значительный рост производительности микропроцессоров достигается за счет принципиально новых технологий и повышения плотности транзисторов на кремниевом кристалле. Один из основателей Intel Гордон Мур заявил: "Если бы автомобилестроение развивалось со скоростью эволюции полупроводниковой промышленности, то сегодня "Роллс-Ройс" мог бы проехать полмиллиона миль на одном галлоне бензина и было бы дешевле его выбросить, чем платить за парковку".

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!