Инфляция в России

ПЛАН

 Введение

 1. Инфляция в России в условиях формирования рынка.

2. Антимонопольное регулирование. Основные направления антимонопольной политики в России.

 Список литературы

Введение

 Сегодня, по прошествии более 15 лет с начала реформ, следует признать, что ни в России, ни в других странах, вставших на путь экономических преобразований, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались.

Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой - от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил - натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом.

Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В случае затяжного инфляционного «заболевания» складывается ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

В данной работе мы рассмотрим особенности инфляционных процессов, протекающих в Российской федерации, выявим их основные причины, укажем важнейшие направления антиинфляционной политики.

1. Инфляция в России в условиях формирования рынка.

Инфляция - это снижение покупательной способности денег, их обесценение. Это явление знакомо человечеству уже много веков, однако только с середины XX века инфляция становится одной из центральных проблем экономически развитых стран.

Не избежала этой проблемы и Россия, однако инфляционные процессы с формированием в РФ рыночных структур проявились очень и очень сильно. В чем причина? Каковы особенности инфляционных процессов, протекающих в российской экономике?

Одна из причин инфляции в России состоит в том, что отечественным монополистическим объединениям никто не противостоит, да и в ближайшее время никто не сможет составить действительной конкуренции. Причина этого кроется в том втором аспекте монополизма, связанном с монополистическим характером собственности на средства производства со стороны государства. В настоящее время уже достаточно явно осуществляется процесс разгосударствления государственного имущества. Но если мы хотим более основательно и точно вскрыть объективные причины инфляции в России, мы не должны оставить без внимания этот фактор.

Порожденный попыткой социалистического переустройства общества высокий уровень обобществления средств производства сформировал определенную структуру собственности. Деформации в этой структуре дали, в свою очередь, непосредственный толчок к появлению диспропорций, породивших нынешнюю инфляцию, поскольку на основе данной структуры была построена соответствующая экономическая система организации производства. Такая система оказалась не в состоянии быстро среагировать на появление диспропорций всякого рода в народном хозяйстве.

Кроме глубоких макроэкономических причин инфляции существует целый ряд внешних или непосредственных факторов, которые заставляют раскручиваться процесс роста цен. Их существование и действие, несмотря на то, что они носят внешний характер, не в меньшей степени влияет на накапливание и реализацию инфляционного потенциала, чем масштабные структурные диспропорции в экономике. Важнейшей особенностью таких факторов является более субъективный характер их возникновения, поскольку он (характер) напрямую связан с проводящейся в стране экономической политикой. Субъективизм этих факторов объясняется также и тем, что они влияют прежде всего на рост денежного предложения, то есть влияют на увеличение денежной эмиссии. Среди них выделю следующие:

• рост заработной платы и выплат по социальному обеспечению;

• рост кредитов частному и государственному сектору;

• рост доли дефицита государственного бюджета, покрываемой эмиссией денег;

• увеличение государственных инвестиций;

• выплаты процентов по внешним и внутренним займам и другие;

• военные расходы.

Абсолютное большинство перечисленных факторов инфляции - те, влияние которых на эмиссию или рост денежного предложения зависит от силы воздействия социальных групп, желающих извлечь для себя дополнительные доходы. Объединяясь по корпоративным интересам, они заставляют государство увеличивать печатанье денег. Примером таких корпоративных групп могут быть профсоюзы рабочих или служащие, работающие на государственных предприятиях и в учреждениях, парламентское лобби руководителей промышленных предприятий, военное руководство и др. Все их действия, в той или иной степени, заставляют правительство идти на увеличение расходной части государственного бюджета, то есть увеличивать его дефицит.

Незначительный, на первый взгляд прирост расходов бюджета на самом деле означает серьезное изменение макроэкономической политики. Дело в том, что дополнительный объем внутренних заимствований на уровне 1,5% ВВП (40 - 45 трлн. руб. при ВВП согласно бюджетным проектировкам 2800 трлн. руб.), по мнению исследователей, не может быть обеспечен при существующем рынке государственных ценных бумаг. В случае подобного смягчения бюджетной политики станет необходимым не предусмотренная денежной программой дополнительная эмиссия ЦБ РФ, например, в виде покупки государственных обязательств на открытом рынке. Исходя из этого прирост денежной массы составил в 1996 году не 40% (2,9% в месяц), а около 80%, т.е. около 5% в месяц, ускорение темпов роста курса, по нашему предположению, составит около 40% за год. В результате инфляция составила в 1997 году немного больше 4,5% в месяц или около 70% за весь год.

До последнего времени дефицит государственного бюджета в СССР, России обусловливался тем, что правительство в рамках единой государственной монополии в производстве выступало единственным инвестором и руководителем производства. В его руках сосредотачивался контроль не только за инвестированием, но и за динамикой доходов населения, определение размеров военных расходов. Таким образом, монопольно централизовав и сосредоточив политическую и экономическую власть, государственные представительные и исполнительные органы, во-первых, путем административного контроля над ценами, а во-вторых, за счет жесткой политики доходов, подавляли открытое нарастание инфляционного потенциала. В первые "перестроечные" и последовавшие за ними годы изменялось соотношение в распределении экономических функций между государственным и негосударственным сектором. Прежде всего был потерян контроль над доходами и, в частности, над зарплатой работающих на негосударственных предприятиях и организациях. Во-вторых, децентрализация и демонополизация экономической власти центра послужили причиной снижения поступлений в доходную часть государственного бюджета. В-третьих, правительство, не желая снижать уровень промышленного производства, стало часто прибегать к внутренним займам у ЦБ и т.д.

В таких условиях, когда почти отсутствовала практика покрытия дефицита государственного бюджета продажей государственных обязательств, только с помощью денежной эмиссии можно было покрыть возраставшую расходную часть бюджета. Несмотря на то, что в самом кризисном 1992 году удалось удержать размеры дефицита бюджета в приемлемых для экономики размерах (около 5% к ВВП), проблема его дефицитности не была снята, а только переложена на другие "плечи". По моему мнению, такого "успеха" удалось достичь, решив проблему за счет кредитной эмиссии ЦБ России и возложив на него вину за высокую инфляцию, а, во-вторых, перенеся часть расходов в местные бюджеты, тем самым спрятав в них значительную часть федеральных расходов.

M2 представляет собой наличные деньги, находящиеся в обращении, вклады до востребования и срочные вклады в коммерческие банки. Темпы роста M2 определяются как отношение ВВП в ценах этого месяца к величине M2.

Среди многих других внешних причин, воздействующих на внешнее предложение, следует выделить рост доходов населения и, в частности, заработной платы. Когда государство сворачивает свою инвестиционную деятельность, военные расходы и так далее, этот фактор становится одним из важнейших, который влияет на рост цен.

В 1980 - 1990 гг., наблюдалась устойчивая тенденция, направленная на превышение темпов оплаты труда над ростом цен. Так, за 1981-85 гг. средняя заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве РСФСР поднялась до 113,3%, а индекс розничных цен составил 110,7%, за 1986-90 гг. зарплата выросла до 140 %, а цены - до 115,4%.

Таким образом, важнейшей особенностью российской инфляции является то, что генетически она связана с сформировавшимися в экономике структурными диспропорциональностями собственности, структур общественного производства и т.д.

Особенно сильными в инфляционном отношении зарекомендовали три года (конец 1990 - 1993). Динамика инфляционного процесса в этот временной период определялась в основном не рыночными, а внеэкономическими внешними обстоятельствами. Конец 1990 года был ознаменован тем, что в это время начался обвальный перевод безналичных денег в наличность, когда постановлением правительства была разрешена подобная конверсия. Среди других обстоятельств, подстегивавших потребительский спрос, особо выделяются следующие акции, как наиболее крупные:

а) повышение цен 2 апреля 1991 года;

б) либерализация цен 2 января 1992 года.

Нагнетание инфляционной напряженности приходилось в основном на периоды, непосредственно предшествующие проведению данных мероприятий, Так, в марте 1991 года темпы инфляции резко ускорились, несмотря на проведенную в январе месяце этого года частичной конфискационной денежной реформы по обману 50- и 100- рублевых купюр.

Временной лаг величиной в один месяц между Постановлением Кабинета Министров СССР о реформе розничных цен и моментом ее осуществления позволил наиболее полно реализовать себя накопленному неудовлетворенному спросу и самым худшим опасениям населения в отношении проводимой правительством денежной и ценовой политики. Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен.

Однако, начиная с 1997 года инфляция в Российской федерации начала постепенно уменьшатся. В чем причина? Обращает на себя внимание, что впервые с начала реформ на протяжении столь длительного периода динамика потребительских цен опережала темпы роста цен предприятий-производителей. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что сформировалась устойчивая тенденция к сокращению инфляционного потенциала в производственном секторе, а следовательно, и уменьшению давления цен производителей на потребительские. В частности, по итогам III квартала 1998 года рост потребительских цен на 2,2 процентного пункта опережал рост цен предприятий производителей в промышленности. Так, за первое полугодие 1997 г. индекс цен предприятий-производителей промышленной продукции возрос на 6,3%, в том числе на средства производства - на 5,9%, промежуточные товары на 7,1%. В течение продолжительного периода наблюдается тенденция, когда индексы цен предприятий-производителей и промежуточных товаров растут практически одинаково. Вместе с тем прирост цен приобретения промышленными предприятиями материально-технических ресурсов для основного производства значительно ниже прироста цен предприятий-производителей - в среднем на 1 процентный пункт. Можно предположить, что на снижение уровня цен на продукцию средств производства и потребительские товары влияет более низкий уровень цен ресурсов. Это связано с тем, что в цену приобретения входят транспортные издержки, которые оказывают понижающее влияние в силу менее интенсивной динамики.

При этом уровень затрат на производство и реализацию произведенной промышленной продукции в первом полугодии 1997 г. по сравнению с соответствующим периодом 1996 г. практически не менялся (0,9 руб. на 1 руб. произведенной продукции). Незначительно изменилась сама структура затрат на производство: при росте доли материальных затрат на 0,7 процентного пункта доля оплаты труда возросла па 0,6 процентного пункта, доля амортизации снизилась на 1,7 процентного пункта.

Еще один фактор, определивший сокращение темпов инфляционных процессов, связан с тем, что спрос на товары народного потребления примерно наполовину удовлетворяется за счет импорта. Отсюда следует, что динамика потребительских цен во многом зависит от изменения цен на импортные товары.

В 1997 г. контрактные цены на закупаемую по импорту продукцию в основном были ниже цен 1996 года. Этому способствовала преимущественно благоприятная для российских импортеров конъюнктура мирового рынка большинства видов продовольствия и продовольственного сырья. Укрепление реального курса рубля оказывало сдерживающее влияние на динамику цен приобретения импортной продукции на внутреннем рынке.

Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того, чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка.

В конечном счете, подобные обстоятельства вылились в то, что инфляционный процесс стал приобретать чисто ценоповышательный характер за счет того, что снижался прирост избыточных сбережений, как одно из составляющих подавленной инфляции.

Момент проведения реформы значительно сократил темп роста инфляции, но сколько-нибудь кардинально не изменил ситуацию на потребительском рынке. В результате ее осуществления так и не было создано достаточно эффективных стимулов для расширения производства и услуг. Это объяснялось тем, что методика для калькулирования цен осталась прежней, основывающаяся на затратном принципе ценообразования. По ряду остродефицитных товаров цены не были повышены до равновесного, сформированного вольным рынком, ценового уровня. Это касалось таких товаров, как автомобили, бытовая электротехника и аппаратура, алкогольные напитки и др. Все это свидетельствует о том, что главной задачей предпринятой акции, если ее рассматривать вкупе с обменом денежных купюр крупного достоинства, было отнюдь не стимулирование производства потребительских товаров, а сокращение у населения избыточного денежного потенциала для того, чтобы свести лишнюю денежную наличность, находящуюся на руках у населения, по возможности к наиболее меньшей величине.

Таким образом, повторим еще раз, инфляция в России связана прежде всего со структурными диспропорциями в экономической системе. Это утверждение подкрепляется также и тем, что рост денежной массы в прошедшем году обусловливался ростом цен и был вторичен по отношению к нему. Такое разделение, конечно же, условно, так как цены и денежная масса естественно взаимообусловливают свой рост, но необходимо для выявления основного содержания российской инфляции.

2. Антимонопольное регулирование. Основные направления антимонопольной политики в России.

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13 - 14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года - в 1982 г.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются и корректируются.

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

Следует признать, что ни в России, ни в других странах, вставших на путь экономических преобразований, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой - от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил - натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В случае затяжного инфляционного «заболевания» складывается ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

Применительно к России (на начальном этапе экономической реформы) можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.

1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.

2. Ценовые перекосы и диспропорции не устранены в ходе либерализации цен. Свободные цены пока еще не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса.

3. Сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего маневр валютными ресурсами. Практически отсутствуют страховые фонды - материальные и финансовые.

Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов.

Отмеченные здесь и некоторые другие особенности напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это во-первых. Во-вторых, сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, скажем, по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции.

Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

Список литературы

1. Агапова Т. Макроэкономика. – М.: Прогресс, 1997.

2. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: «Новая волна», 1996.

3. Кокорев В.Е. Экономика как она есть. – М.: «Век», 1998.

4. Курс переходной экономики. / Под ред. Л. И. Абалкина. – М.: Финстатинформ, 1997.

5. Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: «Фордика», 1992.

6. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. – М.: «Республика», 1998.

7. Райзберг Б.А. Курс экономики. – М.: Инфра-М, 1997.

8. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М.: «ЮНИТИ». 1996.

9. Экономика. / Под ред. А.И. Архипова. – М.: «Проспект»,1998.

10. Экономика. / Под ред. А. С. Булатова. – М.: «Бек», 1997.

11. Экономика и бизнес / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ, 1993.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по экономике

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(17.2 KiB, 27 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!