Индустриально развитые страны и их роль

Содержание

Введение           3
1. Социально-экономические модели индустриально развитых стран 4
2. Различные модели управления экономикой в развитых странах  7
3. Роль индустриально развитых стран в мировой экономике  12
Заключение           20
Список литературы         21

Введение

В настоящее время в современном мире активно идет процесс глобализации, и, соответственно, увеличивается взаимозависимость между экономиками стран.
Однако изучение мировой экономики невозможно без рассмотрения отдельных элементов мирового хозяйства, то есть отдельных государств с их национальными хозяйствами. Дело в том, что мировая экономика и внешнеэкономические взаимоотношения обусловлены особенностями и характером развития крупнейших игроков на мировых рынках.
Индустриально развитые страны сконцентрировали на своей территории значительную часть мирового общественного производства. При численности населения в 840,5 млн. человек (14,2% от общей численности жителей Земли) в 1997 г. они произвели ВВП стоимостью 18 070 млрд. долл. (52,8% мирового объема). К тому же они расширяют свой контроль над экономикой остальных государств через внешнюю торговлю, систему зарубежных инвестиций, сеть транснациональных корпораций (ТНК), монополизацию научно-технических достижений и т.д. (7)
Основные сложности, возникающие в мировой экономике и дестабилизирующие ситуацию в мире в целом, - это проблемы не только развивающихся, но и развитых стран, поэтому мировое сообщество, а точнее, международные финансовые организации должны уделять им особое внимание. Справедливость этого утверждения наглядно показал мировой финансовый кризис 1997-1999 гг. когда экономические «сверхдержавы» потянули в пучины кризиса все остальные страны.
В данной контрольной работе рассматриваются особенности экономики индустриально развитых стран мира и их роль в мировой экономике.

1. Социально-экономические модели индустриально развитых стран

В организации социально-экономических систем развитых стран преобладают вытекающие из их одинаковой сущности общие черты, а не особенные, хотя последние видны «невооруженным глазом» и должны в полной мере учитываться при изучении курса мировой экономики.
Сущность современных социально-экономических систем развитых стран, пожалуй, может определять следующая дефиниция: рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный капитализм (современный капитализм). В период противоборства двух общественных систем, особенно после' Второй мировой войны, слово «капитализм» крайне редко использовалось на Западе в обществоведческих публикациях. Считалось, что оно вызывало у широких масс весьма негативные ассоциации с жестким капитализмом (капитализмом свободной конкуренции) XIX в., что в обстановке борьбы двух систем представлялось неприемлемым. Для характеристики социально-экономических систем использовались разного рода «некапиталистические» термины: «постиндустриальное общество», «социальное рыночное хозяйство» и др. (3, с. 371)
Для всех развитых стран характерен трехуровневый («трехслойный») хозяйственный механизм как совокупность форм и методов регулирования хозяйственной жизни. Исторически эти три уровня сформировались не одновременно. Уровень спонтанно-рыночного регулирования начал формироваться еще в XVI - XVII вв., т.е. в период зарождения капиталистических отношений в Западной Европе (раньше всего в Нидерландах и Великобритании), и вполне сложился там и в США к 50-60-годам XIX в., когда материальной базой хозяйственной жизни стало крупное машинное производство и высокого уровня развития достигло общественное разделение труда. Это вызвало к жизни развитую систему рыночных отношений, важнейшим регулятором которых выступает рыночная цена товара. Движение цен происходит в зависимости от издержек производства и соотношения спроса и предложения на него.
Уровень корпоративного регулирования сформировался в последние 20 - 25 лет перед Первой мировой войной. Сложившиеся к этому времени мощные корпорации, сосредоточивая в своих руках значительную или даже преобладающую долю производства или иного товара, получили возможность целенаправленно воздействовать на цены, а также объем производства и сбыта соответствующих товаров. В отличие от этого для мелких фирм цена выступает как внешний регулятор производства и сбыта, на который они не могут влиять и к которому они должны приспосабливаться.
Уровень государственного регулирования сложился после самого глубокого в истории капитализма «великого» кризиса 1929 - 1933 гг. и особенно после Второй мировой войны. Этот кризис показал, что существовавший в то время «двухслойный» хозяйственный механизм не способен обеспечивать более или менее стабильное состояние и развитие капиталистической экономики, а следовательно, и общества в целом. Стало очевидным, что без резкого усиления экономической роли государства традиционный капитализм не имеет будущего. Заметное повышение роли государства в экономике отчетливо выразилось, например, в увеличении совокупных государственных расходов по отношению к ВВП. Так, если это соотношение в среднем по рассматриваемой группе стран составляло в 1870 г. 9%, 1913 г. - 10, 1920 г. - 17, то в 1937 г. - 22, 1980 г. - 44 и в 1995 г. - 48%. (8)
Различия социально-экономических моделей скорее количественные, чем качественные. Они касаются относительной роли каждого из указанных трех «слоев» в хозяйственной жизни и степени социальной ориентации («социальности») государства и общества. При этом на первом и втором уровнях хозяйственного механизма различия между отдельными развитых стран прослеживаются в наименьшей степени. Это вполне закономерно, ибо именно на этих уровнях наиболее полно находит выражение сущность капитализма как социально-экономической системы, движимой, мотивом частной прибыли и рыночной конкуренцией. Различия отчетливее проявляются на третьем уровне, в экономической и социальной политике государства.
В большинстве развитых стран, кроме некоторых малых (Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Португалия, Финляндия), ведущую роль в экономике играют мощные концерны, функционирующие как ТНК. В хозяйствах указанных выше малых развитых стран нет ТНК мирового класса, ведущую роль играют средние (по международным меркам) фирмы, которые, однако, для масштабов этих стран являются достаточно крупными. Во всех PC в последние два-три десятилетия наблюдается ренессанс мелкого бизнеса. В результате во всех развитых странах постоянно воспроизводится широкий средний класс как важный фактор социальной стабильности общества (9, с. 452).
Одна из главных характеристик современных национальных хозяйств PC - их «открытость» в мировое хозяйство, открытость внешнему миру, прежде всего друг другу. Все развитые страны ведут интенсивную внешнеэкономическую деятельность, активно используя преимущества международного разделения труда. Господство развитых стран в мировом производстве непрерывно воссоздает условия для их доминирования и в системе международных экономических отношений. Это же обстоятельство, как и высокая эффективность национальных хозяйств развитых стран, позволяет им проводить либеральную внешнеэкономическую политику.
Превалирующая часть внешнеэкономической деятельности развитых стран приходится на экономический обмен друг с другом, осуществляемый в различных формах, о которых речь пойдет ниже. Это обусловлено целым рядом причин, среди которых необходимо отметить прежде всего следующие: падение доли сырья и повышение роли готовых изделий в мировой торговле после Второй мировой войны (сырье производится в большой степени за пределами группы развитых стран, тогда как готовые изделия преимущественно в самих этих странах; перенос центра тяжести в международном разделении труда с межотраслевого на внутриотраслевое, резкое повышение в последние десятилетия уровня самообеспеченности развитых стран (кроме, пожалуй, Японии) продовольствием, образование у большинства из них аграрных излишков, что привело к падению в их внешнеторговом обороте доли импорта продовольствия из-за пределов группы развитых стран; наибольшая емкость рынков (измеренная в платежеспособном спросе) развитых стран по сравнению с прочими странами; близость политических систем развитых стран, что побуждает их правящие круги содействовать средствами государственной внешнеэкономической политики развитию экономических отношений между ними. Большое влияние на развитие и углубление экономических связей между развитыми странами оказывают ТНК.
Доминирующая роль развитых стран в международном обмене экономической деятельностью прослеживается по всем важнейшим направлениям их внешнеэкономической деятельности.

2. Различные модели управления экономикой в развитых странах

В области государственного регулирования экономики между ними имеется много общего по его целям, средствам, направлениям и формам. В пирамиде целей госрегулирования важнейшими являются формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности в обществе. Все прочие цели госрегулирования так или иначе производны от этих двух.
К средствам госрегулирования прежде всего относится административно-правовой инструментарий. Во всех развитых странах существуют отличающиеся друг от друга в конкретном оформлении и нюансах развитые системы хозяйственного права, создающие рамочные условия функционирования рыночной экономики и регламентирующие все важнейшие стороны хозяйствования. По уровню развития хозяйственного права развитые страны намного превосходят другие страны (3).
Важнейшим средством госрегулирования во всех развитых странах выступают государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета и централизованных («полугосударственных»), публично-правовых фондов социального страхования, через которые перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП развитых стран.
После Второй мировой войны государственные финансы стали активно использоваться для целенаправленного воздействия на темпы к пропорции общественного воспроизводства, сглаживания циклических колебаний. Антициклическое налоговое регулирование включаете маневрирование ставками налогов на доходы и прибыль для изменения величины инвестиций и потребительского спроса; введение (отмену) налоговых льгот и ускоренных амортизационных списаний; изменение правил и сроков выплаты налогов (например, установление предварительной выплаты налогов в фазе циклического подъема, чтобы ограничить спрос, или, напротив, откладывание сроков выплаты налогов в фазе кризиса, чтобы стимулировать спрос).
Средства государственного бюджета используются для предоставления частному бизнесу субсидий, льготных займов и гарантий по частным кредитам с целью стимулирования предпринимательской деятельности и соответственно экономического роста. Эти средства служат также источником закупок промышленной и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, они используются для проведения отраслевой и региональной структурной политики, содействия подготовке и переподготовке рабочей силы соответствующей квалификации и стимулирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок. По отдельным развитым странам государство финансирует 30 - 60% всех затрат на НИОКР.
Вторым по значению средством госрегулирования является денежно-кредитный инструментарий. Денежно-кредитная политика включает следующие основные элементы: а) маневрирование учетной ставкой центрального (государственного) эмиссионного банка (Центробанка), т.е. изменение процента, взимаемого этим банком при приобретении коммерческих векселей у частных банков. Это влияет на общий уровень ссудного процента, ибо частные банки взимают процент, как правило, на 1-1-1,5 процентных пункта превышающий учетную ставку центрального банка; б) изменение нормы минимальных резервов, т.е. процентного отношения денежных фондов, которые коммерческие банки должны отвлекать от своих операций и содержать на своих беспроцентных счетах в центрального банка, к величине текущих и Долгосрочных вкладов в этих банках; в) операции на «открытом рынке», т.е. акты купли-продажи государственных ценных бумаг (казначейских векселей, облигаций и др.), совершаемые центральным банком и частными банками (8, с. 371).
При помощи денежно-кредитного инструментария государство в лице центрального банка влияет на объем денежной и кредитной массы, величину ссудного процента, а тем самым и на темпы и пропорции воспроизводства капитала.
К средствам госрегулирования относится и государственная собственность. В первые годы после Второй мировой войны она играла сравнительно большую роль в экономике значительной части стран Западной Европы (а во Франции и Австрии - даже ведущую) и Японии, ибо временная слабость частного капитала, связанная с послевоенной разрухой, вынудила там закрыть образовавшуюся в экономике «брешь» до завершения восстановительного периода и структурной перестройки соответствующих национальных хозяйств. В США, Канаде, Австралии и Швейцарии государственная собственность всегда была на вторых, если не на третьих ролях.
С начала 60-х гг. в странах Западной Европы и Японии наблюдается постепенное снижение роли государственной собственности. Временным масштабным исключением из этого правила была лишь мощная волна национализации, осуществленная в начале 80:х гг. по политико-идеологическим соображениям во Франции правительством социалистов (при участии коммунистов). Но с 1986 г. она сменилась реприватизацией. В целом в ходе «дерегулирования», охватившего в той или иной мере все PC (об этом речь пойдет ниже), средняя для этих стран доля государственных предприятий в производстве ВВП снизилась с 9% в начале 80-х до 7% в середине 90-х гг. Причем во всех развитых стран этот показатель ныне близок к 1%, причем государственные предприятия функционируют почти исключительно в сфере инфраструктуры (железные дороги, почтовая связь, энергетика, коммунальное хозяйство) (6, с. 341).
Из вышеизложенного видно, что основными направлениями госрегулирования, выделяемыми по объектам воздействия со стороны государства, являются регулирование инвестиций, сбыта продукции и услуг, рынка труда и НИОКР. В рамках этих направлений можно выделить различные аспекты.
Заметные различия между развитыми странами состоят прежде всего в интенсивности реализации перераспределительных функций государства через его финансы. Наиболее интенсивно эти функции реализуются в Западной Европе и в значительно меньшей мере - в США и Японии. Это имеет прямое отношение к экономической и социальной политике государств.
В 1995 г. в центральный (федеральный) государственный бюджет Японии поступило 17,6% ВВП страны, США - 19,0, Австралии - 22,35, тогда как в странах - членах EG этот показатель был в диапазоне между 28,75 (Испания) и 43,75% (Бельгия). Из западноевропейских стран близкий к США и Японии показатель имела только Швейцария (21;5%), В целом налоги включая социальные составляют около 1/3 ВВП в США, Японии, Канаде и Австралии. В то же время во всех западноевропейский странах этот индикатор достигает 40-50%, а в Швеции и Дании - даже выше 50%.
При этом структура государственных доходов по странам неодинакова. Так, в среднем за 1991-1995 гг. в поступлениях средств в центральные (федеральные) бюджеты и фонды социального страхования налоги на доходы от наемного труда, прибыль и капитал составили 63,9% - в Австралии; 50,9 - США; 49,3 - Канаде и 38,7% - в Японии. В странах - членах ЕС этот показатель был между 24,7 (Португалия) и 38,6% (Ирландия), в Норвегии и Швейцарии он намного ниже - соответственно 16,0 и 14,7%. В то же время в странах - членах ЕС в указанных поступлениях выше удельный вес взносов на нужды социального страхования и других источников.
Платя огромные налоги и взносы на нужды социального страхования, граждане стран Западной Европы, прежде всего ЕС, в то же время защищены гораздо более мощными и прочными системами социального страхования, чем население США и Японии, В последней это частично компенсируется патерналистскими системами социальных гарантий со стороны крупных частных компаний (система пожизненного найма, защищающая от увольнений, пенсии и др.). В США же граждане должны (в духе традиционного либерализма с его лозунгом о приоритете «самопомощи») прибегать прежде всего к заключению Договоров больничного страхования с соответствующими частными компаниями, регулярно выплачивая им солидные взносы.
В целом степень социальной ориентации государства (его «социальности») в странах Западной Европы заметно выше, чем в США, а тем более в Японии. Так, в 1995 г. удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах центральных (федеральных) бюджетов составили в Японии 45,2%, США - 55%, тогда как в большинстве западноевропейских стран - 60% и более, а во Франции и Австрии - даже 72,55 и 77,8% (9, с. 255).
Конечно, капитализм представляет собой общественную систему, в которой индивидуализм имеет безусловный приоритет над взаимопомощью и солидарностью членов общества. Это в конечном смете придает ему большей динамизм.; В то же время между индивидуализмом и солидарностью постоянно должен обеспечиваться разумный баланс. В противном случае эта система может оказаться на грани пропасти, как это было в 1929-1933 гг. В наибольшей степени этот баланс обеспечивается в Западной Европе. Западноевропейский капитализм в целом более солидарный, чем американский и японский. Политически это во многом объясняется прочными позициями в Западной Европе партий социал-демократического толка, входящих в Социалистический интернационал. Эти партии многое сделали и делают для развития систем социального обеспечения в духе принципа солидарности. В то же время в США социал-демократы всегда играли маргинальную роль.
Явная перегруженность бюджетов развитых стран расходами на социальное обеспечение, экономику, а у стран - членов НАТО - и на военные нужды к середине 70-х гг. привела государственные финансы этих стран в состояние глубокого кризиса. Дефициты государственных бюджетов PC к этому времени достигли 5% и более ВВП, что стало мощным фактором, подстегивающим инфляцию. В то же время постоянное наращивание в послевоенный период налогового бремени достигло своего предела, Чрезмерные налоговые изъятия стали подрывать стимулы к эффективному труду и предпринимательству и провоцировать распространение теневой экономики.

3. Роль индустриально развитых стран в мировой экономике

Все развитые страны активно участвуют в мировой торговле. Их экспортная квота (отношение объема экспорта к ВВП) после Второй мировой войны достигла впечатляющих показателей: у крупных стран (Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия) она тяготеет, к 25%, у малых развитых стран Западной Европы - близка к 40 - 50%. Экспортная квота США формально около 10%. Однако этот показатель не отражает степень «вовлеченности» США в мировую торговлю и значение последней для национального хозяйства этой страны. Дело в том, что США обладают за рубежом крупнейшей «второй экономикой» в виде филиалов американских ТНК, занимающих главенствующие позиции в транснациональном бизнесе. Поставки, например, из одного зарубежного филиала американских ТНК в другой не учитываются в объеме внешней торговли США и фигурируют в международной статистике как внешняя торговля прочих стран. Однако при научном анализе мировой торговли подобные товаропотоки должны учитываться для оценки значения внешней торговли для народного хозяйства США и их роли в мировом товарообмене.
За последние два десятилетия доля развитых стран в мировой торговле товарами колеблется в пределах 70 - 76% (75% - 1997 г.), развивающихся - 20-24% и социалистических (ныне стран с переходной экономикой) - 6-8%. Крупнейшими в мире экспортерами и импортерами в последние три десятилетия неизменно выступают США, Германия (до объединения - ее западные земли) и Япония (9, с. 338).
Основная доля мирового товарообмена (60%) приходится на торговлю между самими развитыми странами. При этом страны - члены ЕС осуществляют большую часть внешнеторгового оборота, обмениваясь друг с другом. Тенденция к повышению роли взаимного товарооборота наблюдается с 1994 г. и в НАФТА (после вступления в силу договора о ее образовании). В целом 3/5 мирового товарообмена происходит в треугольнике ЕС - Северная Америка - Япония, и существенное изменение такой ситуации, по меньшей мере, в среднесрочной перспективе не представляется вероятным. Правда, она заметно может измениться через 20 - 30 лет. К этому времени, как предсказывают эксперты (например, Всемирного банка), резко повысится роль в мировом производстве таких стран, как КНР, Россия, Бразилия, Индонезия и некоторых других, что неизбежно повлечет за собой увеличение их доли в мировой торговле при снижении доли нынешних развитых стран.
Еще заметнее роль развитых стран в мировой торговле услугами, стоимостной объем которых в последние годы составляет около 1/4 мирового экспорта, причем данный показатель обнаруживает тенденцию к росту. На развитые страны в настоящее время приходится около 4/5 мирового экспорта услуг. Тройка ведущих экспортеров услуг в 1997 г. выглядела следующим образом: США, Великобритания, Франция, а импортеров - США, Япония и Германия.
Ранжировка развитых стран как экспортеров и импортеров услуг вслед за США варьируется из года в год. Так, в 1997 г. Великобритания и Франция как экспортеры услуг поменялись местами по сравнению с 1996 г. (9, с. 334)
Среди различных видов услуг в наибольшей степени традиционно вовлечены в мирохозяйственный оборот транспортные и туристические услуги, а в последние два десятилетия - в растущей мере новые виды услуг, связанные с современным этапом научно-технической революции: информационные, консалтинговые, инжиниринговые. Поскольку доля новых видов услуг в международном экспорте и соответственно импорте обнаруживает явную тенденцию к росту (а здесь лидерство развитых стран выражено гораздо более отчетливо, чем по традиционным видам), то по меньшей мере в среднесрочной перспективе можно ожидать некоторого повышения или, как минимум, сохранения доли развитых стран в мировом экспорте услуг.
Внешнеторговый режим развитых стран характеризуется наивысшей степенью либерализации, что является закономерным следствием высокой международной конкурентоспособности их национальных экономик. После Второй мировой войны процесс либерализации внешней торговли развитых стран, сменив негативные тенденции к протекционизму и автаркизму периода между двумя мировыми войнами, принял поступательный характер. Так, величина таможенных пошлин развитых стран уменьшилась с 30-40% в 50-е гг. до 7-10% в 70-е гг., а в 1997 г. их средневзвешенный показатель упал до рекордно низкой отметки - всего 4%. Указанная степень либерализации внешней торговли развитых стран достигнута прежде всего за счет либерализации их товарообмена друг с другом. По отношению к развивающимся странам и странам с переходной экономикой применяется менее либеральный режим и нередко пускаются в ход антидемпинговые процедуры. По числу действующих антидемпинговых мер в настоящее время лидируют США, ЕС и Канада. США с 1993 по 1996 г. 61 раз применяли экономические санкции против 35 стран, преимущественно не из их группы.
Либерализация отнюдь не означает, что развитые страны пассивны во внешней торговле. Напротив они всячески поддерживают своих экспортеров, в том числе посредством субсидирования экспорта и особенно гарантирования экспортных кредитов. Если последнее охватывает все отрасли, то субсидирование - ограниченный круг отраслей. К ним традиционно относятся сельское хозяйство, а также структурно-кризисные отрасли (прежде всего судостроение во всех развитых стран и угледобыча в Западной Европе). Кроме того, финансовая помощь оказывается новейшим высокотехнологичным производствам до достижения ими высокой конкурентоспособности и рентабельности. Так было, например, в период формирования международной структуры по производству западноевропейских аэробусов.
Развитые страны, безусловно, доминируют и в области миграции (экспорта и импорта) капитала. При этом первостепенную роль играет их превалирующее положение в сфере прямых инвестиций (в отличие от портфельных инвестиций они обеспечивают не только дивиденд, но и управленческий контроль над инвестиционным объектом за рубежом), которые непосредственно содействуют росту и совершенствованию производства, продвижению научно-технического прогресса, поскольку они сопряжены с передачей соответствующих технологий и ноу-хау.
Развитые страны являются не только главными экспортерами капитала в форме прямых инвестиций в мире (в 1997 г. они владели 90% всех накопленных в мире прямых инвестиций), но и их импортерами (в этих странах было размещено 68% указанных инвестиций). Главным субъектом экспорта и импорта капитала выступают ТНК, имеющие местом своего происхождения и основного базирований прежде всего развитых стран. На основе экспансии ТНК в форме прямых инвестиций PC создали за рубежом мощные «вторые экономики. Их ежегодный оборот достиг 7 трлн. долл., что превышает стоимостной объем мирового экспорта товаров. Зарубежное производство достигает 1/4 ВНП развитых стран.
Среди экспортеров капитала в форме прямых инвестиций лидером выступают США и Великобритания - соответственно 114,5 и 58 млрд. долл. только за 1997 г. (весь мир - 424 млрд.  долл.), среди импортеров - также эти две страны - 91 и 37 млрд. долл. (9, с. 188)
Интересно, что Япония как страна приложения капитала весьма далека даже от первой десятки импортеров его в форме прямых инвестиций. Это обусловлено не только наименее либеральной по сравнению с другими развитыми странами, а нередко и неприкрыто рестриктивной политикой японского государства в отношении иностранных инвесторов. Дело прежде всего в том, что ТНК, базирующиеся в Северной Америке и Западной Европе, испытывают объективно огромные трудности при создании своих производств в Японии в адаптации к ее специфическим социально-экономическим и этническим условиям.
Среди 50 крупнейших (по обороту) ТНК мира нет ни одной, которая бы происходила не из PC. В среднем ТНК в стране основного базирования производят 2/3 своей продукции и сосредоточивают 2/3 своего персонала. ТНК остаются компаниями, преимущественно национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. В стиле их деятельности доминируют национальные черты страны происхождения.
Осуществление примерно 1/2 прямых инвестиций за рубежом сопровождается слияниями и поглощениями фирм. Это еще более укрепляет доминирующие позиции ТНК и соответственно PC в международной миграции Капитала в этой форме.
До Второй мировой войны основная масса прямых инвестиций направлялась из центров мирового капитализма на его периферию (особенно из метрополий в колонии и полуколонии). Это было обусловлено многими факторами, прежде всего существованием мировой системы колониализма и преобладанием сырьевых отраслей и действующих в них компаний в миграции капитала.
После Второй мировой войны географическая структура прямых инвестиций коренным образом изменилась. В настоящее время движение капитала в форме прямых инвестиций на 4/5 их экспорта и импорта осуществляется между PC, в «треугольнике» Северная Америка - Западная Европа - Япония. Такой сдвиг был обусловлен крушением мировой системы колониализма, перемещением центра тяжести прямых инвестиций (в ходе развертывания научно-технической революции) из сырьевых отраслей в обрабатывающие (особенно в наукоемкие, высокотехнологичные отрасли, где безраздельно доминируют развитые страны) и другими факторами.
В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона для большей части иностранных («гостевых») рабочих (значительное число таких наемных работников приходится и на богатые нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока, особенно на Саудовскую Аравию). Легально пребывающие в развитых стран (большое число иностранцев работают в этих странах нелегально в сфере теневой экономики) составляют 5 - 10% самодеятельного населения развитых стран Северной Америки и Западной Европы; в Японии этот показатель намного ниже. Наплыв иностранных рабочих побудил развитые страны принять в последние годы жесткие иммиграционные законы, в ряде случаев доходящие до абсурда. Так, в Австрии иностранец, не происходящий из одной из стран «европейского экономического пространства», сначала должен получить разрешение на право претендовать на определенное рабочее место, которое гарантирует приобретение годичного вида на жительство в этой стране. Лишь после этого соответствующая фирма подает в службу труда прошение о собственно разрешении на работу для данного иностранца, причём предприниматель должен доказать, что на это рабочее место нет или не может быть претендентов из «европейского экономического пространства». Получается, что иностранец, имея вид на жительство с целью последующей работы по найму, может так и не получить ее. Подобные казусы имеют место и в иммиграционном законодательстве других развитых стран.
Иностранные рабочие выполняют в развитых стран, как правило, малоквалифицированную или полуквалифицированную работу со сравнительно низкой оплатой, почти или вовсе не конкурируя на рынках труда с местной рабочей силой, ибо граждане развитых стран стремятся к получению более квалифицированной и лучше оплачиваемой работы. В то же время возрастающую роль в международной миграции рабочей силы играет приток в PC из прочих стран ученых и высококвалифицированных специалистов (стихийная или направляемая развитыми странами «утечка умов»), для которых предусматриваются льготные условия въезда в эти страны. Так, в ежегодной иммиграционной квоте США для таких лиц гарантируется выделение не менее 20%. Особенно «охотятся» фирмы и соответствующие государственные службы США за специалистами в области математики, ядерной физики, информатики, программного обеспечения ЭВМ, генной инженерии, биотехнологии и других новейших, устремленных в будущее отраслей.
Из рассмотренных выше процессов закономерно вытекает и доминирующая роль развитых стран в сфере международных валютно-расчетных отношений, в том числе в соответствующих международных организациях, прежде всего в МВФ и Всемирном банке.
Все развитые страны обладают первоклассными твердыми валютами, для которых характерна их полная конвертируемость, путь к которой был достаточно долог и тернист. К началу восстановительного периода в экономике развитых стран после Второй мировой войны действительно конвертируемыми валютами были только доллар США и швейцарский франк. Валюты прочих западноевропейских стран и Японии вследствие послевоенной разрухи в их народных хозяйствах не были, да и не могли быть конвертируемыми. Объективные условия для перехода к конвертируемости были весьма неблагоприятными, тем не менее, развитые страны сразу же взяли курс на поэтапное движение в этом направлении.
В Западной Европе важным промежуточным этапом на пути к конвертируемости стало внедрение с 1949 г. системы многостороннего валютного клиринга через Базельский банк международных расчетов, которая предусматривала взаимный зачет требований и обязательств. К концу 50-х гг. западноевропейские страны достигли конвертируемости их валют по текущим операциям (торговля, некоммерческие трансферты и т.д.) и значительно либерализовали движение валютных потоков, связанных с миграцией капитала. Полной конвертируемости отдельные развитые страны достигли не одновременно, ибо либерализация в области движения капиталов более или менее затянулась. Так, Франция сумела добиться здесь полной либерализации лишь в 1986 г.
Для всех развитых стран характерна либеральная валютная политика; какие-либо валютные ограничения, к которым вновь и вновь вынуждены прибегать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, в PG в настоящее время применяются крайне редко или не используются вообще. Воздействие на курс национальной валюты осуществляется прежде всего средствами денежно-кредитной политики (особенно дисконтной) и валютными интервенциями (центральных банков, предлагающих дополнительно или скупающих свои валюты.
В Бреттон-Вудской валютной системе (1945 - 1976 гг.) доллар США играл роль ключевой, резервной валюты. После распада Бреттон-Вудского механизма и формирования с 1976 г. Ямайской валютной системы доллар США перестал быть такой валютой, но продолжает играть в нынешней системе ведущую роль. Расчеты по многим товарам и услугам осуществляются в большой степени или преимущественно, а по некоторым, например, по нефти, исключительно в долларах. В долларах устанавливаются и мировые цены, если они вообще существуют на те или иные виды товаров и услуг.
С организацией валютного союза стран - членов ЕС и их переходом к евро эта коллективная валюта стала играть первостепенную роль в мировом хозяйстве, успешно конкурируя с долларом и во многом потеснила его.

Заключение

И в заключение данной работы, сделаем следующие выводы.
Одна из главных характеристик современных национальных хозяйств индустриально развитых стран - их «открытость» в мировое хозяйство, открытость внешнему миру, прежде всего друг другу. Все развитые страны ведут интенсивную внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), активно используя преимущества международного разделения труда. В организации социально-экономических систем развитых стран преобладают их общие черты, а не особенности, хотя последние должны в полной мере учитываться при изучении курса мировой экономики.
Хозяйственные механизмы всех индустриально развитых стран характеризуются наличием трехуровневой («трехслойной») структуры, включающей три уровня регулирования хозяйственной жизни - спонтанно-рыночного, корпоративного и государственного регулирования. Различия социально-экономических моделей развитых стран скорее количественные, чем качественные, модели различаются по относительной роли каждого из указанных трех слоев в хозяйственной жизни и по степени социальной ориентации («социальности») государства.
Для развитых стран характерна циклическая форма развития экономики, причем циклы продолжительностью четыре-семь лет сочетаются с длинными волнами конъюнктуры длительностью около 50 лет. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству (прежде всего друг другу) и либеральным режимом организации.
Господство развитых стран в мировом производстве определяет их доминирующую роль на всех направлениях международных, экономических отношений: мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях.

Список литературы

1. Амиров В. Страны АСЕАН - разные пути выхода из кризиса. // МЭиМО. - 1999. - № 5. - с.18-21.
2. Афонцев С. Кризис на развивающихся рынках и экономические институты. //МЭиМО. - 1999. - № 5,. - с.33-38.
3. Булатов А.С.Мировая экономика. – М.: Юрист, 2002.
4. Долгов С., Фрумкин А. О Проектах реформирования международной финансовой системы. // Деньги и кредит. - 2000. - № 6, с.54-63.
5. Доронин И. Мировой финансовый рынок - на пороге XXI века. // Деньги и кредит. - 2000. - № 5, с.52-60.
6. Ковалев Е. Продовольственная проблема в современном мире. // МЭиМО. - 1999. - № 6, с.30-35.
7. Современная экономика: Многоуровневое учебное пособие / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону, 1998.
8. Экономика зарубежных стран / Под ред. А.С.Булатова. – М.: ФиС, 2004.
9. Якобсон В.М. Развитые страны в мировой экономике. – М.: ФиС, 2003.

(25.0 KiB, 42 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!