Индустриализация в Российской Империи на рубеже XIX — XX веков
Российская промышленность в пореформенный период развивалась значительно динамичнее аграрного сектора. В структурном отношении в ней сочетались мелкое товарное производство в основном, в виде крестьянских промыслов, капиталистическая Мануфактура, фабричное производство. Несмотря на увеличение удельного веса последних кустарные промыслы быстро приспосабливались к рыночным отношениям, находя свое место «под солнцем». В 60-80-х гг. XIX в. их продукция по своему объему превышала продукцию мануфактур и фабрик. Мелкое производство гибко реагировало на рыночную конъюнктуру, переходя на производство новых товаров и находя новые рынки сбыта. Вместе с тем, тенденция в развитии промыслов состояла во все большем использовании наемного труда и в укрупнении производства.
Тяжелая промышленность в первое пореформенное десятилетие находилась в кризисном состоянии. Основанная главным образом на крепостном труде, она испытывала значительные трудности в результате отмены крепостного права. Доля российского чугуна в мировом производстве упала с 4% в 1860 г, до 2, 5% в 1870 г. Однако в дальнейшем ситуация меняется.
Завершение к 80-м гг. промышленного переворота дало значительный толчок экономическому развитию страны. По темпам развития тяжелой промышленности Россия вышла на первое место в мире. Особенно быстро росло производство чугуна (с 1886 по 1896 гг. его выплавка утроилась), добыча угля и нефти. Темпы роста легкой промышленности и машиностроения были меньшими. Однако запоздалый старт и слишком большое изначальное отставание России к 1861 г. не позволили ей догнать к сер. 90-х гг. передовые страны.
Высокие темпы, развития российской промышленности объяснялись технической помощью и примером «старых» стран, возможностью использовать иностранные капиталы, технику, технический персонал.
Усилению притока иностранного капитала в Россию способствовали дешевизна рабочей силы, наличие богатых природных ресурсов, постоянное повышение пошлин на ввоз товаров, правительственная гарантия государственных займов и облигаций железных дорог. Все это обеспечивало ему высокие прибыли. Европейский капитал вкладывался в основном в тяжелую промышленность. Отечественные предприниматели «облюбовали» легкую промышленность, приносившую более высокие прибыли.
С завершением промышленного переворота в стране сложились реальные условия для индустриализации. Ее программа была создана к сер. 90-х гг. по инициативе министра финансов С. Ю. Витте и нацеливала на стабилизацию финансового положения и изыскание необходимых денежных ресурсов для модернизации экономики. Намеченные задачи предполагалось достичь за счет жесткой налоговой политики, увеличения косвенных налогов, введения государственной монополии на производство и продажу водки; введения твердой конвертируемой валюты - золотого рубля в ходе проведения финансовой реформы; развития банковского дела; широкого привлечения иностранного капитала.
Эти меры позволили направить значительные инвестиции на развитие приоритетных для государства отраслей промышленности и обеспечить стабильно и долговременно высокий индустриальный рост. Ведущим звеном в цепи российской индустриализации явилось железнодорожное строительство, темпы развития которого впечатляющи. С 1893 по 1900 гг. в стране было построено 22 тыс. километров железных дорог, больше, чем за 20 предшествующих лет.
Железнодорожное строительство не только формировало современную инфраструктуру, без которой невозможно динамичное развитие экономики, но и стимулировало развитие промышленности, создание новых рабочих мест, явилось своеобразным детонатором российского индустриального взрыва. За десятилетие 1891-1990 гг. промышленное производство в стране удвоилось. При этом производство средств производства утроилось и составило 40% суммарного объема промышленной продукции. На предприятиях, создаваемых в Новых для России отраслях и в технически развитых регионах, вводились новейшие организационные формы крупного капиталистического производства. В этих отраслях была изначально высокая концентрация производства и рабочей силы.
В ходе индустриализации произошли значительные сдвиги в размещении производительных сил страны. На Юге (Донбасс, Кривой Рог) возник новый центр металлургии, оттеснивший Урал. На базе добычи нефти и ее переработки вокруг Баку возник еще один новый промышленный район.
В целом к концу XIX в. был сделан огромный скачок в развитии тяжелой промышленности, происходили рост машиностроения, техническое перевооружение заводов, увеличился ввоз машин. С 1860 по 1896 гг. число машиностроительных заводов выросло в 5,5 раз.
Были осуществлены решающие шаги в превращении страны из аграрной в аграрно-индустриальную, но завершение процесса индустриализации тормозилось отсутствием достаточной материально-технической базы и пережитками крепостничества. Кроме того, имея неограниченные возможности для развития вширь, освоения окраин империи, в структурном отношении российский капитализм развивался не так динамично, как того требовало положение догоняющей страны.