Имидж музея и библиотеки
Формирование имиджа музея в настоящее время является социальной необходимостью, результатом сознательной работы [20]. Позитивный корпоративный имидж музея будет работать на своего носителя без приложения особых усщцгй с его стороны. Оживляя имеющиеся в нем предиспозиции, образ музея должен пройти через фильтры недоверия, невнимания, характерные для массового сознания. При его создании следует опираться на модели, апробированные человеком и обществом в культуре.
Часто имидж выстраивается в условиях не очень благоприятных, поэтому формировать его следует так, чтобы добиться однозначных и необходимых внутренних и внешних реакций. Если раньше имидж любой организации, в том числе и музея, задавался прежде всего идеологическими источниками и установками, то в настоящее время выстраивание корпоративного образа представляет сознательный творческий процесс, отражающий:
- возможности;
- способности;
- ценностные ориентации;
- профессиональную компетентность;
- мобильность;
- информированность всех без исключения сотрудников и руководителей.
Основополагающие элементы общества, в том числе и человек, существуют не только в реальном, но и в символическом мире. Как феномен символического мира имидж музея задает сущностные характеристики человека или организации в концентрированной форме. В определении «музей - знак культуры» реальные и символические формы совмещаются.
Правомерно исследовать имидж музея любого типа как корпоративный или организационный, сформированный в общественном сознании и позволяющий решать его современные проблемы без больших экономических затрат и прежде всего на коммуникативном уровне. Действительно, вся информация, связанная с музеем, создает ему определенную имидж-репутацию, которая позволяет эффективно проводить текущую работу и решать перспективные задачи. Отсюда к любой информации о музее следует относиться очень ответственно.
Имидж музея проявляется в наиболее оригинальной, запоминающейся подаче сообщения в средствах массовой коммуникации, программе мероприятия, буклете и т.д. Событийная коммуникация, насыщенная информацией, также привлекает к себе внимание и конструирует имидж. Известность - это качество, необходимое для продвижения и реализации. Пресса, радио, телевидение приносят славу часто на пустом месте, открывают или губят таланты, они могут, как полагал П.А. Сорокин, «преобразовывать» средние способности в гениальные или «задушить истинного гения». Даже незначительный поток негативной информации может представлять угрозу позитивному имиджу, который создается десятилетиями, а люжет быть разрушен в короткий срок.
Не менее важен оценочный уровень имиджа музея, который существует потому, что любая информация о музее сопровождается эмоциями и оценками, обладающими различной интенсивностью, направленностью, позитивностью или негативностью. Значительную роль в оценке имиджа музея играют прошлый опыт, ценностные ориентации, общепринятые нормы, традиции, принципы. Безусловно, общей целью работников музея является формирование позитивного имиджа, который повышает его востребованность в современном обществе, включенность в современное образовательное и культурное пространство, конкурентоспособность в сравнении с другими формами просвещения и досуга.
Имидж конкретного музея - краеведческого, литературного, художественного, этнографического - определяется уникальным аксиологическим уровнем, отражающим содержание, направленность, перспективность его работы. Вместе с тем он должен ориентироваться и на ценностный мир современного человека, прежде всего семью, историческую память, патриотизм, его природу, здоровье, досуг. Очеловечивание любой организации, в том числе и музея, приближение его к реальному человеку есть стратегия близости, диалога, взаимопонимания.
Эстетика музея связана в первую очередь с его чувственным воздействием на человека. Имидж музея должен быть эстетически привлекательным, гармоничным, концентрированным, а цветовое оформление - информационным. Эстетический уровень имиджа музея представлен такими важными качествами, как ритмичность, ассоциативность, содержательно-значимые признаки, суггестивные характеристики. Ритм является важнейшей характеристикой сообщения, вызывает определенные ассоциации, которые обращены к чувственному миру человека, создают то или иное настроение. Существует даже специальная шкала, определяющая, какое настроение вызывает у человека тот или иной цвет. Например:
- красный цвет проявляет скрытое возбуждение, агрессию;
- синий и голубой - уверенность;
- белый - чистоту;
- зеленый - спокойствие;
- коричневый, серый, черный - депрессию;
- фиолетовый - тревогу;
- желтый - поиск, радость, надежду.
Удачно, по нашему мнению, была выбрана эмблема научно-практической конференции «Музейная педагогика: Музей в системе непрерывного образования» [20], изображающая пресловутого Тяни-толкая и соответственно отражающая специфику ее проблемного поля. Наконец, суггестивная характеристика определяет, насколько знак, символ, текст, словосочетание побуждают человека к позитивному действию, к поступку, в данном случае - к общению с музеем не от случая к случаю, а на постоянной основе.
Внутренний уровень имиджа музея выявляет мнение сотрудников о своем музее, которое они выносят во внешний мир, а также руководителей, представляющих организацию во внешних сферах. К основным детерминантам внутреннего уровня имиджа музея относятся следующие:
- личностная культура музейного персонала;
- социально-психологический климат в коллективе;
- традиции и инновации музея как социокультурной организации.
Значимость личностного и корпоративного имиджа постоянно возрастает в связи усилением воздействия многочисленных, порой противоречивых информационных потоков. Человеку приходится обрабатывать все большее количество информации. Поэтому имидж, как картина-символ, заменяет сложную структуру, становится важной составляющей деятельности любого человека и организации, влияет на их финансовое состояние, положение в реальном и виртуальном пространстве.
В настоящее время наблюдаются определенные изменения в отношении общественности к музейной системе. Представляя результат сознательной, последовательной и кропотливой работы, имидж музея повышает социальную значимость данной культурно-просветительской организации в том случае, если является:
- современным;
- нацеленным на перспективное развитие;
- целостным, имеющим согласованный характер;
- постоянно эволюционирующим;
- отражающим требования элитарного и массового сознания.
Библиотека - компонент культурно-образовательного пространства современного общества, она привлекает наиболее активную часть населения, осуществляя культурно-образовательные, информационные, посреднические функции между населением и властными структурами. Как любая социальная организация, библиотека одновременно является носителем трех параллельных имиджей: идеального, зеркального, реального.
В настоящее время возросла роль библиотеки и библиотекаря, который должен соответствовать образу доброжелательного, приятного в общении, опрятного, хорошо информированного советника, наставника, педагога, психолога, консультанта широкого профиля. В сети Интернет представлены информационные ресурсы различных библиотек. В последнее десятилетие активно проводятся международные форумы библиотечных работников.
Особое внимание обращается на визуальный имидж библиотеки и библиотекаря. Заведующая библиотекой № 22 г. Саратова Е.А. Федорова, проходившая повышение квалификации в Институте дополнительного профессионального образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского в 2003/04 учебном году по программе «Библиотека в системе образовательных комплексов», провела анкетирование студентов 1-3 курсов С ГУ, будущих политологов и экономистов, с целью определения критериев выбора библиотеки читателями. Результаты анализа анкет таковы:
- более 50% посещают библиотеку по необходимости и лишь небольшая часть обучающихся делает это по собственной инициативе;
- 35% отдают в выборе библиотеки предпочтение ее фонду;
- 30% отдают предпочтение ее расположению, близости к дому;
- 30% отдают предпочтение приветливости библиотечных работников, в частности, манере общения, свободному владению информацией;
- около 50% указали на значимость при выборе всех моментов.
О результативности работы библиотеки судят по совпадению:
- направленности зеркального и реального образов в сторону идеального;
- зеркального образа в представлении руководства и персонала;
- зеркального и реального образов, т.е. о единстве мнений читателей и библиотекарей о комфортности и качестве обслуживания;
- реального образа с тем, который стремится формировать библиотека и который она подтверждает своей повседневной деятельностью [42, с. 273- 274].
В Саратовской области проводится спектр мероприятий по формированию привлекательного имиджа библиотеки:
- семинар в Новоузенском и Ровенском районах «Имидж библиотеки и библиотекаря»;
- организация творческой лаборатории «Сельские библиотеки: поиск собственного облика» в Краснокутском районе;
- конкурсы профессионального мастерства и на лучшую рекламу в Вольском и Красноармейском районах.
Центральная библиотека Балаковского района получила грант Института «Открытое общество» на реализацию проекта «Уверенный библиотекарь». Регулярно проводятся социологические исследования, позволяющие определить приоритетные направления формирования имиджа библиотеки: анкетирование «Библиотека глазами читателя» в Ершовском районе, «Как вы оцениваете работу библиотекаря?» в Аткарском районе, День читательской критики в Самойловском районе [4, с. 47-57].
Имидж библиотеки в сравнении с другими учреждениями культурной сферы имеет свои особенности:
1) комплектация библиотечного фонда;
2) профессиональная компетентность сотрудников библиотек в работе с посетителями;
3) визуальный образ здания библиотеки, библиотечных залов и библиотекарей;.
4) выполнение библиотекой многочисленных специфических функций, в том числе информационных, образовательных, развивающих, досуго-вых, воспитательных;
5) библиотека успешно работает в тесном контакте с учебно-образовательными, культурными, досуго-выми организациями на партнерской основе;
6) посетителем библиотечных читальных залов, абонемента, библиотечных мероприятий может стать каждый человек независимо от возраста, образования, национальности, пола. Главное требование для каждого читателя - соблюдение основных правил посещения библиотеки.