Идеализм

План

Введение           3
1. Основной вопрос философии и разграничение материализма
и идеализма          4
2. Гносеологические корни идеализма      7
3. Основные положения идеализма       8
Заключение          13
Список литературы         14

Введение

Как объяснить и обосновать саму возможность философии в качестве объективного, достоверного знания? Как убедиться в том, что положения и выводы философии не произвольны, а имеют истинное содержание, выражают действительные отношения бытия и познания? Такой вопрос стоит, конечно, и перед другими науками, но там он решается значительно проще. Во-первых, потому, что специальные науки опираются на опыт - в общепризнанном, достаточно определенном его понимании. Во-вторых, в результате плюрализма философских теорий, который допускает не один, а несколько подходов к объяснению сложных явлений реальности.
В данном реферате мы рассмотрим особенности идеализма, как воззрения, определяющего объекттивную действительность как идею, дух, разум.

1. Основной вопрос философии и разграничение материализма и идеализма

Основной вопрос философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, материи к сознанию. От характера его решения зависит деление всех философов на два лагеря, две школы, представляющие противоположные направления в философии, - идеализм и материализм.
Те философы, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые в конечном счете так или иначе признали сотворение мира, составили идеалистический лагерь. Те же, кто основой всего считал природу, образовали различные школы материализма [1].
Расходясь в самой своей основе, представители этих направлений ведут борьбу друг с другом. Вся история философии - это не только история открытия наиболее общих законов природы, общества и человеческой мысли, но и история борьбы философского материализма против идеализма.
Мир, природа развиваются по своим собственным законам, которые человек не может игнорировать. Природа существовала и тогда, когда еще не было человека и его сознания. Люди получают свои знания в конечном счете из опыта, практической деятельности, то есть при взаимодействии с материальными объектами, вещами. Таковы основные положения материализма. Отсюда вытекает важная особенность материализма - его тесная связь с естествознанием и практикой [6, c. 54].
Для философа-идеалиста мысль, идея выступает как нечто первичное, определяющее по отношению к внешнему миру. Замечая, что люди преобразуют мир согласно своим идеям, теориям, желаниям, но не будучи в состоянии понять, что эти идеи, теории, желания - результат взаимодействия человека с окружающей действительностью, идеалисты приписывают сознанию самостоятельность, наделяют его животворной силой. Как правило, ими игнорируется деятельность людей с материальными объектами, ибо они считают ее недостойной внимания философов, поэтому с экспериментальной наукой идеализм связан гораздо слабее материализма. Однако интерес к процессам, которые происходят в сознании, интерес к миру мысли давал ему в течение длительного времени (вплоть до возникновения марксистской философии) преимущества перед материализмом в познании этой важной области.
В истории философии были и такие мыслители (Р. Декарт, И. Кант и др.), которые в решении основного вопроса философии занимали двойственную позицию. Например, Декарт признавал две первоосновы - материальную и духовную, которые якобы существуют независимо друг от друга. В таком случае нельзя ставить вопрос, что первично - материя или дух, сознание. Такое мировоззрение называется дуалистическим (от лат. dual - двойственный) в отличие от монистического (от греч. monos - единый) взгляда на мир, который может быть как материалистическим, так и идеалистическим. Дуализм не составляет самостоятельной третьей линии в философии наряду с материализмом и идеализмом, так как в конечном счете дуалисты проводят или материалистическую линию, или идеалистическую.
Философский материализм, будучи в корне противоположным идеализму и религии, внутренне связан с атеизмом. Материалисты, как правило, были атеистами и вели борьбу против религии, против извращенного представления о мире. Идеалисты же часто выступали в союзе с церковью и религиозным мракобесием [4].
Материализм боролся с идеализмом в тесном союзе с наукой и достижениями практики, а идеализм имел, как правило, своим союзником религию и церковь. Если оружием материализма были истина и сила разума, то оружием религии - сила огня, виселиц, яда и других не менее жестоких средств физического уничтожения людей. Вот некоторые примеры: древнегреческий философ Анаксагор был изгнан из Афин по обвинению в безбожии. Труды материалиста Демокрита были уничтожены. Сократ, который, хотя и способствовал возникновению учений идеализма, был обвинен в развращении юношества религиозным вольномыслием, осужден и выпил кубок яду по приговору суда. Религиозные фанатики растерзали Гипатию - женщину-математика и философа, преподававшую философию в Александрийском музее. Джордано Бруно был сожжен на костре инквизиции. Азербайджанский поэт и философ И. На-сими умер мучительной смертью: по подстрекательству духовенства с него живого содрали кожу. Только в Испании число жертв инквизиции превысило 350 тыс. человек, из которых 45 тыс. были сожжены заживо! Однако церковь не могла убить в людях жажды знания. Философская материалистическая мысль неуклонно развивалась.
Материализм и идеализм - противоположные философские учения. На протяжении всей истории философии они вели (и продолжают вести) сложный, напряженный и содержательный спор друг с другом, находя в противоречивой действительности все новые и новые аргументы для укрепления и защиты своих позиций. Определенной попыткой сближения, компромисса между ними можно считать дуализм - философское учение о сосуществовании двух не зависимых друг от друга начал: материального и духовного. (Типичным примером такого рода взглядов были философские построения Декарта, Канта.) Однако дуализм нельзя назвать «третьей линией» в философии (равнозначной материалистической и идеалистической). Дуализм - лишь разновидность идеализма, поскольку, как и идеализм в целом, признает независимость, невыводимость духа из материн (природной и социальной).
Когда спор мировоззрений материализма и идеализма удерживался в границах теории, от него выигрывали обе стороны, обогащалась философия в целом. Но нередко было иначе: против «еретиков» и инакомыслящих в условиях идеологического и политического противостояния выдвигались отнюдь не доводы разума, а аргумент грубой силы - моральной, а то и физической расправы над ними. К сожалению, подобными примерами богато не только прошлое, но и наше столетие.

2. Гносеологические корни идеализма

Гносеологические корни идеализма вырастают из одностороннего «раздувания» отдельных моментов процесса познания, из возможности отлета фантазии от жизни.
Человечество сталкивается с тем, что над людьми господствует власть исторически сложившихся норм права, нравственности, эстетических вкусов, правил языка и мышления, различных идей. При этом давно замечено, что идеи, зафиксированные в словах, обладают большей устойчивостью во времени, чем отражаемые ими вещи: яблоко мы съедаем, а идея яблока остается, мудрый человек умирает, а понятие мудрости сохраняется.
Духовная сторона жизни отдельного человека и общества обладает относительной самостоятельностью. Она имеет внутренние законы развития и активно влияет на сознание отдельных людей и их поведение. Относительную независимость идей определенные мыслители истолковывали как нечто абсолютно самостоятельное, исходное, первичное, как конечную причину всего существующего и происходящего в мире. «Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота - вот гносеологические корни идеализма» [7, c. 68].
Одной из причин существования идеализма является ограниченность, неполнота наших знаний о мире: вымыслы присутствуют там, где отсутствуют достоверные знания. Людей всегда поражала целесообразность строения растений и животных, гармония движения небесных тел, бесконечность мироздания и т. д. Все это наталкивало их на ложную мысль, что гармония мироздания не могла возникнуть стихийно, сама собой, а создана какой-то всемогущей сверхъестественной силой - Богом. Отсюда связь идеализма и религии. Говоря о теснейшей связи идеализма с религией, в то же время их нельзя отождествлять. Если религия в своих выводах опирается на слепую веру, то идеализм обращается к разуму, стремится доказать выдвинутые им положения.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!