Художественная культура Юго-Восточной Азии
Юго-Восточная Азия (ЮВА) - это обширный регион, охватывающий континентальные и островные территории между Китаем, Индией и Австралией. На континентальной части расположены Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд, на островной - Бруней, Восточный Тимор, Индонезия, Сингапур, Филиппины. Южную оконечность Малаккского полуострова и северную часть острова Борнео занимает Малайзия. Вьетнам, Камбоджа и Лаос еще называют индокитайскими государствами, а островные государства известны под общим названием Нусантара. Регион протянулся на 3,2 тыс. км с севера на юг и на 5,6 тыс. км с запада на восток. В нем проживает около сотни народов, составляющих почти восемь процентов всего населения земного шара, исповедующих различные религии и говорящих на разных языках.
Уже в давние времена в ЮВА благодаря сходству естественно-географических и природных условий сложился однотипный хозяйственный и культурно-идеологический комплекс, что давало основание древним китайцам говорить о единой культурной общности региона и обозначать его собирательным словом «кунь лунь».
В сфере производства эта общность характеризовалась возделыванием риса на орошаемых полях, приручением быков и буйволов, использованием металлов, развитием мореходства; в области общественного строя - большой ролью женщины и ведением родства по материнской линии, социальной организацией общинного типа, характерной для ведения ирригационного хозяйства; в религии - анимизмом, культом предков и богов плодородия, обычаем помещать гробницы на высоких местах, кувшинными или дольменными погребениями, мотивом дуплизма в мифологии (гора - море, духи воздуха - духи воды, жители гор - жители побережья и т. п.); в лингвистике - широким применением аффиксации для словообразования; в искусстве и культуре - распространением различных видов кукольного театра, оркестров гонтовых инструментов, специальных приемов окраски ткани (батик, икат), строительством жилых домов на сваях, появлением различных типов игр с ротано-вым мячом.
Наиболее высокоразвитой из цивилизаций, охватывавшей весь регион, являлась донгшонская культура (от названия деревни во Вьетнаме, где она была впервые обнаружена), относящаяся к поздней бронзе (I тыс. до н. э.- начало I тыс. н. э.). Для ее искусства характерны ритуальные бронзовые барабаны с антропоморфными изображениями, а также рисунками культового, бытового и военного содержания. Существовала также многочисленная скульптура, в основном реалистического направления.
Мощный толчок культура региона получила в результате распространения в ЮВА влияния Индии и Китая, проявившегося в первую очередь в усвоении местным населением буддизма, индуизма и частично конфуцианства (I-XV вв.). Особенно сильным было воздействие Индии, в результате чего ученые длительное время называли ранние средневековые государства региона «индуанизи-рованными». Искусство этого периода, в частности, в Камбодже (Ангкор), Мьянме (Паган), Индонезии (Центральная Ява) достигло высот, сравнимых с лучшими образцами европейского искусства.
Вместе с тем оно не было простым подражанием проникшим извне канонам. Внешнее влияние в процессе усвоения было преобразовано местными обществами как культура Древней Греции европейскими народами, приведено в соответствие со своими идеями и обычаями. Например, общественный строй в странах ЮВА почти не был затронут кастовой системой - основой основ индуизма, а женщина сохранила высокое положение, которое имела раньше. Сюжеты литературных произведений, заимствованные в Индии, наполнялись реалиями местной жизни, а каноны архитектурного искусства накладывались на местные традиции мегалитических сооружений. Даже вьетнамцы, длительное время находившиеся под властью Китая (I в. до н. э.- Х в. н. э.), создали культуру, сохранившую свой оригинальный облик. Более того, можно говорить и об обратном влиянии культуры народов ЮВА. В частности, в области мореходства индийцы и китайцы познакомились с лодками с балансиром от малайцев и до сих пор используют некоторые древнемалайские названия мер и весов.
Культурная самобытность ЮВА определялась не только исконным сходством, но и расширением культурных связей между различными территориями региона. Например, сильное воздействие на культуру Таиланда оказала Камбоджа, а на культуру Малайзии - Таиланд (на севере) и Индонезия (на юге). Немаловажным фактором, способствовавшим этому, было и то, что отдельные части ЮВА то и дело оказывались в составе огромных империй местного происхождения (суматранская Шривиджая, яванский Маджапахит) или под их влиянием, что расширяло возможности взаимопроникновения культурных элементов различных этносов.
Важный этап развития культуры в ЮВА связан с проникновением ислама (с VIII и особенно XIV вв.). Исламизация главным образом захватила Индонезию - ныне крупнейшее мусульманское государство мира (за исключением острова Бали, где сохранился индуизм в оригинальной местной форме под названием агама тирта - религия священной воды), Малайзию, частично Филиппины (т. н. народ моро на южных островах Минданао и Палаван), Вьетнам, Камбоджу (чамы). В этих странах и территориях ислам проник в систему верований, язык, литературу, музыку, обычное право - адат, оказал большое влияние на изобразительное искусство, усилив его декоративное начало.
Распространение христианства, сопровождавшее колониальные захваты западных держав (с XVI вв.), имело существенное значение только на Филиппинах и на Восточном Тиморе, не затронутых ранее сколь-либо глубоко внешним влиянием. Основной религией большинства населения здесь стал католицизм. Некоторое количество христиан имеется во Вьетнаме (католики), в Индонезии (католики и протестанты), а также среди горцев в Мьянме. В других странах духовно-религиозные ценности оставались прежними. Конечно, колониализм способствовал вовлечению стран ЮВА в мировой исторический процесс и приобщению их народов к западной культуре, но в то же время наложил негативный отпечаток на регион, затормозив процессы культурного общения между отдельными нациями.
Этот процесс оживился с крахом колониальной системы. В результате активной политики правительств освободившихся государств в настоящее время складываются объективные предпосылки для нового этапа культурного общения отдельных народов на основе синтеза исконных традиционных ценностей, сохранившихся, несмотря на все внешние влияния, и культурных связей при отстаивании национального своеобразия в каждой стране. Этому способствуют и интеграционные процессы, в частности деятельность объединяющей все страны региона Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).