Художественная культура во второй половине XIX в.
В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности.
Искусство критического реализма - основное художественное направление того времени - было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т.д.).
Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н.Г.Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной человеческой сущности, поэтому "прекрасное есть жизнь". Общественная функция искусства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении жизни, но и в вынесении "приговора о явлениях ее". Подобный тезис представлял собой новый аспект в понимании искусства.
В художественной литературе нашли отображение социальные проблемы пореформенного времени. Дух обличитель-ства, критическое отношение к действительности были характерны для произведений русских писателей этих лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, эти пути по-разному понимались: одни видели избавление от социальных несправедливостей в нравственном усовершенствовании человека, другие призывали к активной борьбе против них. Но русскую литературу всегда отличали демократизм, любовь к простому человеку, стремление помочь ему освободиться от векового угнетения.
Литература пореформенного времени представляла собой "яркое созвездие великих имен". В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху. Новое поколение писателей-реалистов, которое пришло в литературу в 60-70-е годы, принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе тех лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта крестьянства (очерки Н.В.Успенского, В.А. Слепцова, Г.И.Успенского и др.).
С общественным подъемом связано появление демократического романа, в котором действующим лицом стал разночинец (повести Н.Г.Помяловского "Мещанское счастье" и "Молотов"), первых произведений о жизни и быте рабочих (романы Ф-М.Решетникова "Глумовы", 'Горнорабочие"). Программным произведением 60-х годов был роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?", опубликованный в "Современнике" в 1863 г. Это было повествование о "новых людях", их морали и нравственных ценностях.
Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе 60-70-х годов было появление так называемого антинигилистического романа ("Некуда" Н.С.Лескова; "Взбаламученное море" А.Ф.Писемского; "Бесы" Ф.М.Достоевского и др.).
60-70-е годы - время наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И.С.Тургенев (1818-1883) и Ф.М.Достоевский (1821-1881). В романе Тургенева "Отцы и дети", опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи.
Творчество Ф.М.Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя Глубоко волновали Достоевского революционное подполье в России, нравственный облик некоторых его деятелей. Он выступал против смуты и крови как средства обновления мира.
Н.А-Некрасова (1821-1877/78) разночинская молодежь считала своим идейным вождем. Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В ней выражена не только мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы рабства (поэма "Кому на Руси жить хорошо").
Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л.Н.Толстого (1828-1910). Он ставил в своих романах, повестях, Драмах, публицистике "великие вопросы". Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея "Война и мир"). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого "Анна Каренина", в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор морали, нравам, устоям этого общества.
Состояние театра в пореформенную эпоху определялось успехами отечественной драматургии. Общественность, в частности театральная, привлекала внимание к животрепещущим вопросам развития театра: улучшению профессионального актерского образования, расширению сети театров за счет создания частных антреприз. В 1882 г. монополия казенных театров была отменена. Однако еще раньше частные спектакли возникали под видом "домашних спектаклей", "семейных вечеров" и т.д. Так, появились в Москве Артистический кружок - общественно-художественная организация (1865-1883), созданная по инициативе А.Н.Островского, Н.Г.Рубинштейна, В.Ф.Одоевского; первый народный театр на Политехнической выставке (1872).
Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России. В 60-е годы они действовали более чем в 100 городах. В это время открылись театры в Орле, Рязани, Костроме, Смоленске, Саратове, Пензе и др. Появился новый зритель из среды разночинской интеллигенции. Театр становился культурным центром провинции.
С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.
Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связано с именем А.Н.Островского (1823-1886), который считал театр "признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи". Драматургия Островского - замечательное явление национальной художественной культуры. С постановки пьесы "Не в свои сани не садись" в 1852 г. на сцене Малого театра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре. В 1882 г. в связи с 35-летним юбилеем литературной деятельности Островского И.А.Гончаров писал: '"Литературе Вы принесли целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой, русский, национальный театр"'. На драматургии Островского воспитывались многие талантливые русские актеры (П.М.Садовский, Н.Х.Рыбаков, П.А.Стре-петова, А.Е.Мартынов, Н.А.Никулина и др.).
Музыкальная культура этого времени также отличалась некоторыми новыми чертами. В 1859 г. по инициативе АТ.Рубинштейна (1829-1894) было организовано Русское музыкальное общество "для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов". Общество устраивало симфонические и камерные концерты. В Петербурге А.Г.Рубинштейном (1862), а затем в Москве Н.Г.Рубинштейном (1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России.
В Петербурге в 60-е годы композитором М.А.Балакиревым и преподавателем пения Г.Я.Ломакиным была открыта бесплатная музыкальная школа, существовавшая до 1917 г. Она ставила задачу распространения музыкальных знаний, пропаганды сочинений Глинки, Даргомыжского, композиторов "могучей кучки", лучших произведений зарубежных композиторов (Л.Бетховена, Ф.Листа, Г.Берлиоза и др.).
Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов "могучая кучка" [М.А.Балакирев (1836/37-1910), М.П.Мусоргский (1839-1881), Ц.А.Кюи (1835-1918), АЛ.Бородин (1833-1887), Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В.В.Стасов (1824-1906). Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием идей 60-70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов "могучей кучки" было стремление передать в музыке "правду жизни", национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы ("Борис Годунов", "Хованщина" М.П.Мусоргского). Композиторы "могучей кучки" много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60-70-х годах несколько сборников русских народных песен.
Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П.И.Чайковского (1840-1893). Он - один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица"; оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама"; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл "Времена года" и др.). Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия.
Чайковский создал основные произведения в 70-80-е годы. Наряду с лирическим жизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи черты трагедийности, особенно сильные в последних его произведениях.
Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведений. В.В.Стасов отмечал, что композиторы следовали примеру Глинки. "Наша эпоха, - писал критик, - все дальше и дальше отходит в сторону от "чистой" музыки прежних периодов и все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного, определенного содержания".
Реальная жизнь и ее проблемы ставили новые задачи и перед изобразительным искусством, в частномти перед живописью. Одна из статей "Современника" (1859) призывала художников "вдохновляться историей и движением современного общества".
60-е годы в истории русского изобразительного искусства характеризуются преобладанием социально-бытового жанра. "Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или нескольких художников, - писал В.В.Стасов, - а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жизни". С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В.Г.Перова (1833-1882) (картины "Сельский крестный ход на пасхе", "Проводы покойника". Тройка" и др.).
Развитие бытового жанра послужило предпосылкой одного из самых значительных событий русской художественной жизни второй половины XIX в., известного как "бунт 14-ти протестантов", происшедшего в Петербургской Академии художеств в 1863 г. Это было фактом общественной жизни 60-х годов. Ближайшими последствиями "бунта" (художники отказались писать дипломную работу на обязательную, заранее заданную академическим начальством тему) было заявление дипломантов во главе с И.Н.Крамским о досрочном выходе из Академии художеств. Впервые произошел открытый разрыв с академическим искусством. Это положило начало самостоятельному направлению в живописи, эстетика которого и идейные установки противостояли академизму, официальному направлению в искусстве на протяжении второй половины XVIII - первой половины XIX вв.
Идейно-художественное движение 60-х годов подготовило почву для возникновения 'Товарищества передвижных художественных выставок" (1871). Мысль о его организации возникла в 1865 г., когда по инициативе Крамского в Нижнем Новгороде была представлена выставка картин "Артели художников", имевшая успех. В Уставе Товарищества впервые четко была определена связь искусства с запросами жизни, подчеркивалась необходимость пропаганды произведений живописи. С этой целью устраивались "во всех городах империи передвижные художественные выставки в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами".
Передвижничество - ведущее направление в искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Программность творчества передвижников определяли гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.
Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н.А.Ярошенко (1846-1898) - "Курсистка", "Студент", "Кочегар"]. Излюбленной темой передвижников была родная природа. Художники сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой. В их работах есть и романтическая одухотворенность, и философское осмысление бытия (Ф.А.Васильев, И.И.Шишкин, И.И.Левитан). Картина А.К-Саврасова "Грачи прилетели", показанная на первой выставке передвижников (1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано настроение наступающей весны, обновления природы.
Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм. Их картины передавали социальный портрет эпохи, который "...представлял лиц, дорогих нации, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею" (И-Е.Репин).
Художником огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности был И.Е.Репин (1844-1930). Его мировоззрение складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение к народу показал Репин в картине 'Бурлаки на Волге" (1873). Художник утверждал скрытую в нем силу, зреющий протест. Репин видел в бурлаках могучие, самобытные черты и характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию блистательных образов - людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репина является портрет М.П.Мусоргекого (1881).
Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н.Н.Ге. "Петр I допрашивает царевича Алексея", 1871; И.Е.Репин. "Иван Грозный и сын его Иван", 1885).
Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством В.И.Сурикова (1848-1916). Его интересовали в русской истории большие социально-политические и духовные конфликты, проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Боярыня Морозова", 1887 и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинца.
Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М.М-Антокольский (1843-1902), сыгравший большую роль в развитии русской реалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений ("Иван Грозный', 'Петр Г, 'Нестор-летописец", "Ярослав Мудрый" и др.). А.М.Опекушин (1838-1923) - один из представители монументальной скульптуры - был автором памятника А-С.Пушкину в Москве. Открытие памятника великому русскому поэту, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в июне 1880 г. и стало событием огромного культурного значения.