Художественная культура поздней античности
В IV—III вв. до н. э. Рим подчиняет себе весь Апеннинский полуостров; в III—II вв. до н. э. покоряются Карфаген, Греция и все восточное Средиземноморье. Создается мощное военно-административное государство с хорошо отлаженным строем жизни, иногда напоминающим казарменный быт; работают новые «механизмы» управления обществом. Государство учится жить по законам и прививает своим гражданам правовое сознание. Постепенно в общественном сознании укрепляется убеждение, что закон может и должен гарантировать права и свободы граждан. На этом этапе культура открыла и продемонстрировала на практике особую форму сосуществования разных народов и культур, а также возможности централизованной власти.
Римская культура развивается на своей древней основе — культуре этрусков, которая по сравнению с культурой Древней Греции того же периода (VIII в. до н. э.) была более мрачной и суровой. Это накладывает отпечаток на всю дальнейшую культурную традицию Рима. Художественная культура Рима носит более прозаический и прагматический характер. Римлян больше заботит проблема удобств и комфорта в быту, чем тонкости внутреннего мира человека. Они строят хорошие дороги, прокладывают акведуки, возводят общественные здания, где бурлит деловая, торговая и политическая жизнь. Римляне живут реальными, практическими интересами, а не идеалами. Но и им не чужды некоторые древнегреческие ценности. Патриции предпочитают давать своим детям греческие имена, их жизнь украшают предметы быта греческого происхождения, они заимствуют некоторые привычки и обычаи Древней Греции. Но дух греческой культурной жизни их не увлекает; римлянам чужда состязательность древнегреческой культуры. Римляне практичны и им кажется бесполезным тратить время на дискуссии и философские споры, а вот занятие литературой для них не лишено смысла. Литература — оружие, которое способно служить государству в воспитании граждан, в укреплении государства и прославлении его правителей.
В эпоху римских завоеваний искусство убеждать — красноречие — было составной частью художественной и политической культуры. Римские полководцы были, как правило, хорошими ораторами,— это помогало поддерживать дисциплину и воодушевлять воинов. Школой красноречия был Сенат, где прославили свои имена Марк Порций Катон (234—149), противостоящий римской аристократии, Марк Туллий Цицерон (106—43) с его девизом: «Знай дело, слова найдутся» и многие другие.
В Риме появляется первая крупная частная библиотека. Она становится центром культурного общения и объединения не по культовым или профессиональным, а по культурным интересам — это кружок Сципиона — римского полководца, куда входили Поли-бий — историк, Теренций — комедиограф, Гай Лелий — юрист и другие видные граждане республики. В I в. до н. э. эта традиция распространяется на другие города. Даже в маленьких городах Римской империи возникают подобные объединения. Широкую популярность получила «Вилла Папирусов» — настоящий греческий гимнасий. Вдохновителем этого кружка был философ-эпикуреец Филодем, именно его хорошо подобранная библиотека дала название вилле. К вилле примыкал сад, где были расставлены статуи греческих мудрецов, греческих и римских поэтов, правителей эпохи эллинизма. На вилле бывал Тит Лукреций Кар (99—55). В своей поэме «О природе вещей» он в поэтической форме раскрывает свое понимание природы, культуры, человечества. Лукреций настаивает, что подлинный герой страстно желает «сорвать с ворот природы запоры», смело шагнуть за ограду мира и мыслью и духом обнять всю безграничную Вселенную.
Складывается римская система обучения и воспитания, в основе которой лежала система образования эллинизма. Школа была частью городской жизни и, хотя существовало домашнее воспитание, римляне предпочитали отдавать детей в эти школы. Они были убеждены, что делать все сообща — врожденное свойство людей, именно в школьном коллективе рождается полезный дух состязательности. В школе давали знания по литературе, грамматике, риторике.
В республиканском Риме открывают ценность поэзии. В жанре лирики не было равного по таланту поэту Гаю Валерию Катуллу (77—47). Темы его стихов — любовь, дружба, переживания человека. Из «Ненавижу и люблю!» — так начинается его стихотворение, обращенное к неверной возлюбленной.
Развивается и жанр комедии. Римский комедиограф Тит Макций Плавт (ок. 250— ок. 184) занимается переложением греческих комедий на римский лад. Он мастерски объединяет несколько пьес в одну, заимствует удачные сюжеты и помещает их в римские условия. Из пьес Плавта до нас дошли поговорки и идиомы: «Человек человеку — волк», «Пустить козла в огород» и другие. Другой римский комедиограф Афр Теренций (190—159)— африканец по происхождению, несмотря на то, что был рабом, после своего освобождения и благодаря таланту, был принят в кружок Сципиона. В своих комедиях «Свекровь», «Братья», «Евнух» он проводит идеи гуманистического воспитания, ибо ему близки греческие идеалы меры и гармонии.
Особое место в римской культуре занимает скульптура и, прежде всего, скульптурный портрет. Римский скульптор ставит своей задачей не только точно передать физическое своеобразие черт изображаемого лица, портретное сходство, но и выразить своеобразие характера. Образы деловых людей, ораторов, граждан республики лишены идеализации, они естественны и реалистичны.
С конца II в. до н. э. происходят серьезные изменения в архитектуре. Строительная практика обогащается новым материалом — бетоном. Это нововведение позволило увеличить размеры зданий, разнообразить их внешний вид и внутреннее устройство. Теперь можно возводить своды и купола больших размеров. Появляются сводчатые сооружения мостов, акведуков, складских помещений. Возник новый тип общественных зданий — базилика. В ее залах заседают суды, совершаются торговые и биржевые сделки. Появилась триумфальная арка, которая ставилась в честь героев-победителей. Изменилось отношение к архитектуре жилого дома. Он приобрел парадность. Стены жилого дома расписываются фресками. Дом окружает сад, а на внешние стены домов наносят пейзажи; утверждается культ облагороженной природы,
Оформляется центральная площадь Рима — Форум. На площади размещались основные общественные здания — сенат, суды, архивы, тюрьма, главные храмы, трибуна, с которой выступали ораторы. На центральной площади ставились прижизненные и посмертные памятники героям.
В конце I в. до н. э. Римское государство приходит к диктатуре и превращается из республики в империю. Первым императором Рима стал Октавиан, который принял титул Август, то есть «божественный». Наступил последний период античной культуры, который завершился закатом античности в V в. н. э.
Особое место в Римской империи занимали города. Они росли с огромной скоростью. За одно столетие они выросли и протянулись на юге до границ с пустыней, на севере до берегов европейских рек. Именно в этот период были заложены многие европейские города — будущие столицы Европы. Все они обретали облик Рима:
регулярная планировка улиц, которые вели к центру политической и культурной жизни. Города в Римской империи — это центры культуры. Сеть городов — своеобразная система распространения римской государственности, права, образа жизни, искусства. В города стремились риторы, поэты, интеллектуалы, художники. Каждый город считал за честь иметь свою школу, свой форум, театр, то есть быть похожим на просвещенный Рим. Культура приобретает довольно единообразный характер.
Город становится миром, а мир — городом. Город в представлении римлян — властелин мира. Рим же воплощение всемогущей космической силы — власти. Город и, прежде всего Рим, направляет человечество от хаоса к порядку, от дикости к цивилизации.
Все императоры Рима считали делом чести укреплять, развивать и украшать Рим. Они соперничали между собой в грандиозных градостроительных проектах, заказывая общественные здания, поощряя строительство частных особняков с садами и парками. Каждый император, желая укрепить личную славу, сооружал новые площади, устраивал торжественные церемонии, перестраивал Рим. Октавиану приписывают слова: «Я взял Рим глиняным, я оставляю его мраморным».
В эпоху римской империи возникает Капитолий, поражающий своей пышностью, строится Колизей (от лат.— колоссальный) — амфитеатр, который вмещал более 50 000 зрителей. Все ярусы его были украшены колоннами дорического, ионического и коринфского ордера. Инженерный расчет обеспечивал прекрасный обзор арены с любого яруса и места. С помощью особых механизмов из подземных помещений поднимались декорации, люди, животные. В Колизее устраивались гладиаторские бои, общественные игры. Римляне любили зрелища, на них рождались общие переживания, чувство единения — фундаментальные ценности римской культуры. Не случайно пророчество гласило: Когда падет Колизей, падет Рим, Когда падет Рим, падет и Мир.
Из всех благородных искусств античности, которые в Древней Греции «ходили хороводом», в Риме выделяется архитектура. Она — самое наглядное и убедительное средство прославления величия Рима.
При императоре Траяне (109—113) архитектором Аполлодором сооружается грандиозный Форум. К площади Форума примыкали две библиотеки с латинскими и греческими рукописями. На площади стояла колонна Траяна и храм в его честь. При императоре Адриане (117—138) был возведен Пантеон — «храм всех богов». Особое внимание было уделено интерьеру, он был огромен, но пропорционален и гармоничен. Стена разделена на два яруса, в нижнем, в глубоких нишах стояли статуи богов.
Римский зодчий и теоретик Марк Витрувий (вторая половина I в. до н. э.) обобщает многовековой опыт греческой и италийской архитектуры и техники в «Десяти книгах об архитектуре». В них он дает определение архитектуры: «прочность, польза, красота» и посвящает свой труд Августу.
В империи проводилась государственная политика покровительства искусству. В художественной культуре рождается новое явление — меценатство, названное по имени приближенного императора Августа Гая Цильния Мецената (между 74 и 64 — 8 г. до н. э.), обладавшего безупречным эстетическим вкусом и покровительствовавшего людям искусства. Его имя стало нарицательным и положило начало моде в великосветских домах Рима — заниматься филантропической деятельностью. Некоторые римские императоры (Адриан, Марк Аврелий) даже предпочитали славу покровителя муз славе повелителя или завоевателя.
В искусстве императорского Рима возрождается интерес к героической теме. Римские императоры были заинтересованы, чтобы их жизнь и деятельность прославлялась художественными средствами. Август считал литературу мощным средством прославления своей персоны, формирования благоприятного общественного мнения относительно своей деятельности. Рим нуждается в литературе, которая бы отражала величие римской державы, нужен был свой Гомер. И он появился, им стал Публий Вергилий Марон (70—19), участник кружка Мецената. Он создает римский эпос «Энеида».
Автор подражает Гомеру в выборе героя, в описании отдельных коллизий. Но это эпос уже иного времени. Повествование, смена его картин подчиняется изменениям внутреннего состояния героя — Энея. Этого у Гомера не было. Нету Гомера и интереса к настоящему и будущему, а главный герой Вергилия не только знает прошлое, но живо интересуется настоящим, его волнует будущее, в котором скрыта его судьба и судьбы его потомков. Словами одного из героев Вергилий так определяет будущее назначение Рима:
Ты же, о Рим, научись народами править державно, В этом искусство твое — назначать условия мира, Милость являть покоренным, смирять войной непокорных.
Время Августа — это время «золотой латыни». В западной части Римской империи побеждает латинский язык, язык — энергичный, активный, его отличает логическая стройность. Мысль на нем может быть выражена ясно и кратко. Глагол в латыни «командует», подчиняет себе все остальное, он дисциплинирует мысль. А «мыслить дисциплинированно», отмечает на закате римской культуры философ Боэций (ок. 480—524/5),— это значит противостоять хаосу, укреплять порядок.
«Золотая латынь» — это язык Вергилия, Цицерона и Горация. Марк Туллий Цицерон (106—43) — римский государственный деятель, знаменитый оратор. До нас дошли его речи и трактаты:
«Оратор», «Брут», где впервые налатинском языке была разработана теория ораторского искусства. Квинт Гораций Фланк (65—8) — автор сборника «Сатиры» придал латыни звучание греческой лирики. Гораций не только лирический поэт, он не забывает и прославлять своих благодетелей — Августа и Мецената.
Время правления Августа знает еще одного прославленного поэта Публия Овидия Назона (43—17), который был выслан из Рима и умер в изгнании. Это тонкий мастер лирических поэм и любовных посланий. Овидий решил еще одну творческую задачу — изложил в стихах греческие мифы и римские предания.
В век Флавиев эпическая муза римской поэзии умолкает. Теперь торжествует сатирическая поэзия, в которой римское общество представлено не с лучшей стороны. Появляется едкая сатира Гая Петрония Арбитра (I в.) — автора любовно-бытового романа «Сатирикон», где разворачивается сатирическая панорама нравов римского общества. Автор безжалостен в бичевании аристократов-бездельников, выскочек из вольноотпущенных. Эти герои рождали у римской публики живые ассоциации с реальной жизнью. Децим Юрий Ювенал (ок. 60—127) — классик «суровой сатиры», где в форме философской диатрибы — бесед, рассуждений на моральные темы — разоблачается все римское общество..
Во II—III вв. особую популярность завоевывают романы, где герои отправляются в путешествия, с ними происходят интригующие приключения, чудеса, фантастические истории, а попутно они совершают благородные поступки, вступая в борьбу со злодеями и защищая обездоленных и униженных. Один из блестящих романистов этого времени — Луций Апулей пишет бытовой роман «Метаморфозы» (известный также под названием — «Золотой осел»). В романе описываются невероятные приключения юноши, колдовскими чарами превращенного в осла.
История скульптурного портрета прошла в своем развитии несколько стадий. Вторая половина I в. отмечена появлением интереса к тонкой характеристике человеческих чувств — портреты императоров Веспасиана и Вителлия. Затем наступает время идеалов ~ во II в. создаются скульптурные портреты императора Адриана и конная статуя Марка Аврелия — «философа на троне». Император изображен в состоянии глубокой задумчивости: «Время человеческой жизни — миг, ее сущность — вечное течение, ощущение смутно, строение всего тела — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава — недостоверна». Это строки из его дневника. Портреты III в. глубоко правдивы, жизненны и беспощадны. Они передают тревожное состояние человека и общества, которое все более погружается во мрак. Человека терзают мучительные раздумья, страх; неуверенность, отчаяние.
В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную (Византийская культура). В 476 г. Западная Римская империя пала. Культура античности, погибая, передала эстафету другим культурам, прежде всего новоевропейской и мировой.
Европейская и во многом мировая культура построены на фундаменте античных ценностей. Античность «выстрадала» их и передала в наследство последующим эпохам, раскрыв высокую ценность человеческой личности в ее свободном развитии, оставив высочайшие образцы художественной культуры в самых разных ее проявлениях, убедительно подтвердив, что если художественная культура является системообразующим компонентом культуры в целом, то человечество способно достойно решать трудные проблемы своего развития и совершенствования.