Художественная культура греческой классики
Более ярко проявляют себя европейские ценности в VI—IV вв. до н. э. Этот период получил название «греческая классика». В основе культуры «греческой классики» лежат представления о мере и гармонии, завещанные ей прежней культурой и в отношении к природе, и в отношении новых и старых ценностей: между новой и старой системами ценностей сохраняется подвижное равновесие. Это создает благоприятные условия для расцвета художественной культуры.
Ведущая роль в развитии художественной культуры в Элладе принадлежит Афинам. Расцвет Афин справедливо связывают с именем первого стратега Перикла (444—429 гг. до н. э.). Около него группировалась интеллектуальная и художественная элита — поэт Софокл, архитектор Гипподам, «отец истории» — Геродот, знаменитые философы того времени. Победа демократии несомненно расширили возможности художественного развития афинян. Показательно в этом смысле сравнение между Афинами и Спартой, где в одно и то же время по-разному развивается государство. Спарта — яркий образец государства казарменного типа, где вся жизнь предельно регламентирована и подчинена военному распорядку — не оставила ярких образцов взлета культуры. Афины же, наоборот, в условиях демократии поощряют развитие искусств, всех проявлений художественной культуры, о чем с гордостью заявлял Перикл:
«...называется наш строй демократия, ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства. По законам в частных делах все имеют одинаковые права... Никогда... человек, способный принести пользу государству, не бывает лишен к тому возможности из-за бедности, вследствие ничтожности своего положения...», и далее: «Мы любим красоту, соединенную с простотой, и любим образованность, не страдая слабостью духа... каждый человек в отдельности... может у нас проявлять себя полноценной и самостоятельной личностью в самых разнообразных положениях с наибольшей ловкостью и изяществом».
Искусство классической Греции убедительно показывало, что афиняне чувствовали себя в этом мире победителями; они были убеждены, что божественную гармонию, разлитую в космосе, они способны воплотить в своих творениях. Они умели ценить своих мастеров и гордились ими.
Архитектура, музыка, театр, скульптура, монументальная живопись, литература — как хоровод муз входят в жизнь граждан Афин. Афиняне .были окружены прекрасным. Красота понималась как высший закон искусства. Плутарх утверждал, что в Афинах больше статуй, чем живых людей.
Государство поощряло и поддерживало такую атмосферу в обществе, оно создавало благоприятные условия для развития художественной культуры, для распространения культурных ценностей и приобщения к ним всех граждан. Строились специальные здания для хранения картин мастеров — плеотеки (плео — многочисленный, теке — хранилище). Устраивались выставки и обсуждения. Надо отметить, что античному образу жизни присуще состязательность, соперничество — «агон». Соперничали между собой государства — полисы, соперничали в своем мастерстве ремесленники и политические деятели, соперничали авторы трагедий, желавшие увидеть свои творения на подмостах афинского театра, и государство поощряло в своих гражданах этот дух творческой состязательности. Оно же заботилось о малоимущих гражданах, раздавая им деньги, чтобы все имели возможность посещать театр. Грамотность становится не привилегией избранных, а достоянием многих. Появился читающий человек. Свои поэты и историки были почти в каждом полисе, а число античных авторов превышало несколько тысяч.
Скульптура. В Афинах в это время работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет. Значительная часть их работ дошла до нас в римских мраморных копиях.
Величайший скульптор V в. до н. э. Фидий, главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах, создает грандиозные скульптуры Афины Промахос, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос. Под его же руководством увидело свет скульптурное убранство Парфенона. Его образы наделены одухотворенной красотой и жизненностью. Фидию удалось органично включить скульптуру в архитектурные сооружения.
В своих творениях «Дискобол», «Афина и Марсий» и других утверждает силу и красоту человека Мирон. В теоретическом трактате «Канон» Поликлет выводит цифровой закон идеальных пропорций человеческого тела, а потом воплощает свои расчеты в знаменитой статуе «Дорифор», изображающей юношу сильного, красивого, спокойного. Этот образ стал нормой представлений греков о совершенстве человека.
Дальнейшее развитие скульптуры связано с возрастанием интереса к внутреннему миру человека. На смену мужественности и суровости образов классики приходит скульптура, где авторам удается пластическими средствами передать тонкий и богатый душевный мир. В работах «Афродита Книдская», «Отдыхающий сатир» знаменитый античный мастер Пракситель <">к. 390— ок. 330 до н. э.) воссоздает изящную и одухотворенную кр:' 'оту. Его героям свойственны душевная взволнованность, грусть, задумчивость. Уроженца острова Парос Скопаса (IV в. до н. э.) в скульптурных образах проявляется драматическое напряжение духовных сил. Мастеру удается передать накал эмоций, порой трагический надлом, который нарушает гармоническую ясность, столь свойственную высокой классике. Его «Менада» — спутница Диониса — изображена в стремительном танце: так с помощью движения художник передает бурный порыв страсти. Скульптура Скопаса рассчитана на круговой обзор. Игра светотени усиливает впечатление динамики образа. Третий скульптор IV в. до н. э. Лисипп, работая в бронзе, ставил перед собой иные задачи. Его интересует человек в момент душевного спада, когда он далек от состояния идеального совершенства. Лисиппа интересуют модели, которые позволяют ему передать сложный, а порой и противоречивый внутренний мир. Его «Апок-симен» — спортсмен после состязаний, усталый, отдавший выступлению все силы.
Театр. Важное место в жизни древних греков занимал театр. Именно в нем можно было выразить свои чувства и эмоции, сопереживая происходящим на сцене событиям, таким же, как те, в каких они сами принимали участие в реальной жизни. Театр не только отражал их жизнь, богатую событиями, но и служил проявлением их интереса к политике.
Древняя Греция оставила три имени авторов трагедии: Эсхил, Софокл, Еврипид, и одно имя комедиографа — Аристофан.
В греческих трагедиях поднимались темы, актуальные не только для Древней Греции, но и, как оказалось, для всей последующей истории человечества. Главная среди них — утверждение человека в мире, через борьбу, торжество и поражения. Проблему судьбы и личности, которая пытается противостоять ей, разрабатывает отец трагедии Эсхил (525—456 г. до н. э.) Сохранилось всего 7 произведений Эсхила. В «Прометее Прикованном», в трилогии «Орестея» автор проводит мысль о том, что мир устроен справедливо и потому не следует сопротивляться судьбе; он предостерегает человека от нарушения им космической «меры», что может обернуться для него бедой.
Софокла (ок. 496—406 гг. до н. э.) интересует проблема взаимоотношения человека и государства. В трагедиях «Антигона», «Электра» он воспевает мощь свободного человека — его героиня Антигона, нарушает запрет государя и совершает высоконравственный поступок, хоронит погибшего брата; своим поступком она утверждает новые законы в обществе. Софокл же, стремясь к равновесию между старыми и новыми порядками, предостерегает против нарушения традиционных законов гражданского общества;
он осуждает деспотизм государя, законы же человеческой морали он ставит выше законов рода.
Театр Еврипида (ок. 485/480—406 гг. до н. э.) — высшая ступень в развитии греческой трагедии. «Философом на сцене» называл Еврипида Аристотель. Наиболее известны его трагедии «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде». Великий драматург изображает жизнь реальных людей и их судьбы. Он смело вводит бытовой элемент в свои трагедии. Его героям свойственны и возвышенные чувства (патриотизм, справедливость) и человеческие слабости и пороки (ревность, оскорбленное достоинство, месть). Как и его друг Сократ, Еврипид одним из первых указывает на самоценность личности, на необходимость познания своей индивидуальности во всех сложных и противоречивых ее проявлениях.
Комедии Аристофана (ок. 445— ок. 385 гг. до н. э.) — это сатирическое зеркало афинской политической и культурной жизни. Его сюжеты в «Лисистрате», «Лягушках», «Облаках» необычайно злободневны. Человек в комедиях Аристофана представлен в суетной повседневной жизни; он обнаруживает тщеславие, лень, трусость и другие человеческие слабости и пороки.
Архитектура. Большое место в художественной культуре греческой классики занимает архитектура. И это не случайно. Более убедительное и наглядное свидетельство способности преодолеть природные стихии и превратить естественный хаос в порядок по человеческим меркам, чем архитектура, трудно найти. Акрополь в Афинах — Олимп демократии, над которым работали архитекторы Иктин и Калликрат, а оформление принадлежит Фидию — важная культурная победа в Древней Греции.
В классической Греции успешно осуществляется программа градостроительства. После 446 г. до н. э. город Пирей приобретает правильную планировку под руководством архитектора Гипподама. В 479 г. до н. э. восстанавливается сожженный Милет. Но если до сожжения он представлял собой город со свободной планировкой, то теперь в него также вносится «гипподамова система». С юга на север и с запада на восток город пересекали две магистрали под прямым углом, на их пересечении организовывался общественный центр. Ширина улиц увеличивалась в два раза. Прямоугольная сетка регулирования прокладывалась при любом рельефе местности.
«Гипподамова система» становится господствующей в планировании городов и в последующие периоды европейской культуры.
В эстетической традиции Древней Греции разрабатывается проблема воспитательной роли искусства. Появляется понятие «кало-кагатия». Слово состоит из двух частей: «калос» — прекрасный, «агатос» — добрый. В античной культуре это означает гармоничный человек, физически крепкий, красивый и нравственно добродетельный, гармонию физического и духовного. В эстетической традиции Древней Греции по большей части царило убеждение, что искусство способно выполнить задачу по воспитанию гармоничного человека, достойного гражданина полиса. От Пифагора, интуитивно угадавшего психотерапевтическое воздействие искусства на человека, до Аристотеля, разработавшего учение о катарсисе, т. е. об очищающем воздействии искусства на человека и получении им эстетического и художественного удовольствия — у каждого находились свои аргументы в пользу этой позиции, каждый выделял свой аспект при рассмотрении проблемы воспитания средствами искусства. Особняком стоит Платон, который считал, что искусству нет места в идеально организованном государстве, ибо искусство развращает молодых людей, делая их изнеженными и не способными к исполнению гражданского долга. Такая позиция Платона может быть объяснена тем, что философ отдавал предпочтение древней системе ценностей и его настораживало то новое, что утверждалось в античной культуре, прежде всего сознание индивидуальности и независимости личности.
Античная культура сформировала много ярких, самобытных индивидуальностей, которые, создавая античную культуру, развивали себя и, совершенствуя свою индивидуальность, благотворно влияли непосредственно или опосредованно на античную художественную культуру периода классики.
Конец V—IV вв. до н. э.— поздняя классика, когда нарушается гармония между природой и человеком, культурой, между древневосточной и европейской системами ценностей в пользу культуры, человека, в пользу европейских ценностей.
Во второй половине IV в. до н. э. происходит выдвижение Македонии. Эта новая империя объединяла разные племена, народы: в контакт вступали разные традиции, верования, обычаи. Однако в империи Александра Македонского многие ценности классической Греции оказались невостребованными. В огромной державе военно-бюрократического типа не было места демократии.
В эту эпоху, эпоху эллинизма, государство проводит специальную политику и в художественной культуре.
Центрами эллинистической культуры становятся города: старые — Афины, Милет, Коринф и другие; и новые — Александрия, которые возникали на Востоке. Эти города превращались в центры образованности. Формируется интеллигенция «большого города». Она занимается своеобразным просветительством, так как верит во всемогущество разума. В это время даже религия становится «разумной».
Под покровительством государства в Александрии формируется знаменитая библиотека и научная школа — Александрийский му-сейон — прототип новоевропейских Академий наук. В Александрию приглашались ученые, писатели, историки. Они жили и работали в храме покровительниц искусств — Мусейоне, на средства из царской казны. Государство же заботилось о пополнении библиотеки:
каждый корабль, входящий в гавань, обязан был сдавать книги. С них снимали копии и при отъезде копии вручались владельцам книг. Так пополнялась библиотека, каталог которой состоял из 120 свитков. В библиотеке были представлены труды по философии, истории, ораторскому искусству, поэзии.
Поощряется развитие специальных теоретических областей, которые разрабатывают разные стороны профессиональной художественной деятельности — поэтики, риторики, искусствознания. Оформилась в науку филология. Ученые Александрии и Пергама спорят о возникновении языка и о грамматических нормах. В Александрии изучается по преимуществу поэзия, в Пергаме филологи отдают предпочтение изучению прозы.
Литература. Эти исследования сказались и на расцвете литературы в первой половине III века до н. э. В Александрии, Сиракузах, на островах Эгейского моря творили многие поэты, оставившие след в истории мировой литературы. Среди них Каллимах (315— 240 гг. до н. э.) — ученый и поэт. Именно он составил знаменитый каталог Александрийской библиотеки, он же проявил себя как новатор греческой поэзии. Его заботит точность поэтических образов, лаконичность описаний. В своем основном произведении «Причины» он в поэтической форме рассказывает о полузабытых обычаях и обрядах и объясняет их смысл. Его друг поэт Арат в изящной стихотворной форме описывает и разъясняет астрономические открытия Евдокса из Александрии.
Широкое распространение получает жанр «идиллия». Ее классиком является Феокрит (пер. пол. Ill в. до н. э.). В своих идиллиях (букв. картинки) поэт изображает безмятежную жизнь на природе, в гармонии с ней. Герои идиллий — пастухи-буколы и их подружки. Эта поэзия помогала горожанам, уставшим от сутолоки городов, мысленно погрузиться в спокойствие природы.
Возрождение мощного и сильного государства в эллинизме не приводит к утрате интереса к личности. Более того, эллинзм — это культура, где культивируется индивидуализм. Разрабатываются ценностные критерии и принципы, которые обнаруживают повышенный интерес к психологии человека, к оттенкам его настроений и но переживаний. Эллинистическая культура— это культура изысканных чувств и даже чувствительности. Порой в этой культуре нарушаются мера и гармония, и в искусстве проявляются такие черты, как жеманство, манерность, резонерство.
Культ индивидуализма и забота об изяществе в творчестве дают импульс развитию эпиграммы — краткого лирического стихотворения. Это новое мироощущение Каллимах выразил так:
Не выношу я поэмы циклической. Скучно дорогой Той мне идти, где снует в разные стороны люд;
Ласк, расточаемых всем, избегаю я, брезгую воду Пить из колодца: претит общедоступное мне.
Театр. Интересна судьба театра в эпоху эллинизма. Первое произведение создателя «новой комедии» — комедии нравов Ме-нандра (342—291 гг. до н. э.) посвящено жизни простых афинских семей с их заботами, повседневными проблемами, радостями и печалями. Комедию Менандра, где была представлена частная жизнь, греческая публика не приняла. Она привыкла к героическим сюжетам и к иным героям. Но постепенно греки стали чувствовать себя в театре как дома, для них был понятен и приятен язык комедий, пропитанный поговорками и прибаутками: «Время исцеляет любые раны», «Друзей и недругов надлежит судить одной мерой» и другие. Произведения Менандра были столь жизненны, что родилось высказывание: «Менандр и жизнь. Кто из вас кому подражает?»
Скульптура. Те же чувства и настроения, темы и образы, которые волновали поэтов и драматургов, и прежде всего — внутренний мир человека,— волнует и скульпторов. Они создают реалистические портреты простых людей: рыбаков, пастухов, рабов, уличных мальчишек. Скульптура была способна выразить лирические и поэтические настроения (статуэтки из Танагры), передать живость бытовой сценки («Старик, вынимающий занозу из ноги», «Мальчик с гусем», работы Боэфа).
Внимание художественной культуры к тончайшим настроениям и переживаниям человека удивительным образом сочеталось с увлечением крупными формами. Масштабность, монументальность, гигантизм в художественной культуре призван был демонстрировать мощь и богатство государства. Успешно решаются градостроительные задачи, города строятся в соответствии с «гип-подамовой системой». Возводятся дворцы, храмы, зрелищные сооружения. В 353 г. до н. э. в Галикарнасе воздвигается гигантская гробница царя Мавсола (отсюда — «мавзолей»), в которой соединяется торжественная восточная пышность декора с изяществом греческого ионического ордера. В Эпидавре по проекту архитектора Поликлета Младшего (360—330 гг. до н. э.) возводится знаменитый театр. На его каменных скамьях могло разместиться 10 000 зрителей, а блестящая акустика позволяла слышать голоса актеров с последнего ряда. Ученик Лисиппа, скульптор Харес создает статую бога солнца Гелиоса, высотой в 32 метра, вошедшую в историю как Колосс Родосский. В то же время возводится Форосский маяк — произведение инженерного искусства. Его высота свыше 100 метров.
Для площадей, храмов, общественных сооружений создается скульптура со сложной композицией. Особой славой пользовался монументальный алтарь Пергама, где была изображена битва богов и гигантов. Автор изобразил победу богов-хранителей порядка и гармонии в природе и обществе, а в реальной жизни побеждали иные ценности. Готовится почва для нового этапа античной культуры, завершающего этот период истории человечества — Римской культуры.