Художественная культура Ближнего и Среднего Востока
Художественная культура этого обширного региона многогранна. При желании в ней можно увидеть прежде всего мистические и экзотические аспекты. Мы же сосредоточимся на тех ее сторонах, которые оказали наиболее заметное влияние на мировую цивилизацию, в том числе европейскую. Этот период наивысшего культурного расцвета в основном приходится на Средние века в Европе.
Сам термин «Ближний Восток» сложился в Европе во времена существования Турецкой Османской империи, которая включала практически всю современную территорию арабских стран, Турции, Израиля (Палестины), а также некоторых Балканских стран. «Средний Восток» - условное наименование района Западной Азии между Европой и Пакистаном (т. е. Турция, Иран, Афганистан). Все эти страны в историческом и культурном отношениях достаточно тесно взаимосвязаны, поэтому есть тенденция употреблять объединенный термин «Ближний и Средний Восток». В западноевропейской и американской традициях в этом случае часто говорят просто «Средний Восток» (MiddleEast).
Культурное влияние стран региона ощущается далеко за их пределами, особенно в исламском мире. Следует также учитывать, что регион расположен на стыке трех континентов - Азии, Африки и Европы: в Европе находится часть Западной Турции, в Африке - ряд арабских стран (Египет и страны так называемого Магриба:
Алжир, Марокко, Мавритания, Тунис, Ливия), остальные - в Азии. Государства региона, в свою очередь, испытывали и испытывают соответствующее внешнее культурное влияние.
Страны Ближнего Востока относятся к кругу средиземноморских культур (это влияние слабее ощущается на Аравийском полуострове). Далее на восток, включая Северную Индию, а также в Средней Азии очень ощутима иранская культурная традиция. Что касается собственно турецкого культурного влияния, то оно уступает первым двум (традиционные культуры тюркских народов, степных кочевников по происхождению, ярче проявляются в Средней Азии).
Большим своеобразием отличается Израиль, образовавшийся в конце 1940-х годов главным образом за счет евреев - недавних переселенцев со всего мира. И сейчас его культура состоит из двух слабоинтегрированных культур ашкеназим (евреи из Европы и США) и сефардим (восточные евреи, в культурном отношении имеющие много общего с арабами).
В странах Ближнего и Среднего Востока широко представлены локальные варианты общерегиональной культуры, продолжают существовать и развиваются древние культуры многих народов (курдов, берберов Северной Африки, армян, выходцев с Северного Кавказа и других) и этноконфессиональных групп (арабы-христиане, алавиты Сирии и Турции, ассирийцы-несториане и другие).
Общие черты культуры и искусства стран региона сложились под влиянием двух факторов: возникновение ислама с его системой мировоззренческих взглядов и вхождение практически всех этих стран в течение VII-XII веков в государство Арабский халифат. Историю Арабского халифата принято делить на два периода: в первый период во главе его стояла династия правителей-халифов из рода Омейядов (до 750 года); во второй - Аббасидов (750-1258). При Омейядах, которые опирались в первую очередь на Сирию и имели столицу в Дамаске (часто это государство называют также Дамасским халифатом), преобладало византийское культурное влияние, а при Аббасидах (их столицей был Багдад) - персидское. По мере распада Арабского халифата создавались самостоятельные государства, в которых усиливались национальные элементы общей культуры.
В IX-Х вв. возникают иранские княжества, лишь номинально зависевшие от арабов. После распада государства Саманидов восточный Иран с частью Средней Азии и современного Афганистана вошел в состав первого тюркского государства Газневидов. Чуть позже началось вторжение тюрок из племенного объединения огу-зов, создавших обширное, но очень быстро распавшееся государство Сельджукидов, которое в самом конце XI века на короткий срок подчинило себя территории всего Ирана, Северной Сирии до Палестины, Византии почти до Константинополя (сельджукское нашествие стало формальным поводом для организации Западной Европой крестовых походов). В 1220-1256 гг. монголы завоевали Иран, в 1258 г. захватили Багдад, окончательно покончив с номинальным существованием Багдадского халифата. Иран сумел восстановить свою государственность в основном в XV веке под знаменем исламского течения - шиизма. На этот период приходится возрождение как политического, так и культурного значения Ирана в регионе.
Турецкое государство, часто называвшееся до Первой мировой войны Османской империей по имени правящей династии, начало складываться в 20-х годах XIV века, поглотив остатки сельджукских княжеств, и наибольшего территориального расширения достигло в XVI веке, когда в его состав вошли почти все арабские страны, обломки Византийской империи (ее столица - Константинополь, ныне Стамбул, был взят штурмом 29 мая 1453 года), Балканы, в вассальной зависимости находились Дунайские княжества (ныне Румыния и Молдавия), государства Закавказья, Крым, ряд территорий Северного Кавказа.
Турки усвоили многие культурные достижения покоренных народов, но в разном соотношении. Вместе с исламом распространились знания арабского языка и арабо-мусульманской науки, но литература, особенно поэзия, испытала сильное воздействие персидской, поскольку тюркские племена в течение веков находились в прямом контакте с ираноязычными территориями Средней Азии и собственно Ирана, сказалось также и влияние суфийской философии и культуры Ирана. Технические навыки, прежде всего в области архитектуры, турки унаследовали от Византии. Следует также учитывать, что Турецкая империя была многонациональным и многоконфессиональным государством, и в культурном отношении между населявшими ее народами постоянно поддерживался обмен идеями и навыками, несмотря на то, что характерной чертой империи был суровый, часто неоправданно жестокий деспотизм. Наконец, Турция никогда не теряла связей с Европой, и европейское влияние сказывалось практически во всех областях, включая культуру.
Таким образом, классический период наивысшего подъема искусства государств региона закончился в целом к XVI веку (а начал клониться к упадку во многих странах еще раньше), в эпоху Высокого европейского Средневековья, когда португальцы (с помощью арабского лоцмана Ахмеда Ибн Маджида) открыли морской путь в Индию и захватили контроль над экспортом пряностей, что привело, наряду с другими причинами, к экономическому оскуд-нению мусульманских стран, прежде всего арабских. Вслед за этим последовал регресс и застрой, из которого исламский мир начал выбираться уже в XIX веке, когда он перенял некоторые идеи Французской Революции и Просвещения, научные и технические достижения своего времени.Однако наряду с этими положительными веяниями сдерживающее влияние на возрождение и развитие национальных культур оказывали западноевропейские колонизаторы, косность и деспотизм местных правителей, прежде всего турецких султанов.
Ислам, с одной стороны, усвоивший и развивший ряд положений христианства, иудаизма и некоторых других региональных религий, а с другой - проповедующий принципиальную неразделимость мирской и духовной жизни, оказал значительное влияние на искусство мусульманских стран. В архитектуре это сказалось в появлении и широком распространении новых типов зданий, таких, как культовые (мечети, минареты, ханаки), религиозно-учебные (медресе) и торговые (караван-сараи). Запрещение изображать божество обусловило отсутствие развитой религиозной тематики в изобразительном искусстве и привело к ограничениям в изображении человека и живых существ. Это произошло не сразу, а по мере упадка мусульманских государств, наступления в них клерикальной реакции, отчасти как ответная реакция на вторжение западноевро-пейцев (крестовые походы). Начиная с XI века суннитские и шиитские богословы начинают безоговорочно осуждать изображения животных и людей в общественных местах, но допускают их включения в орнаментацию бытовых предметов (керамическая и бронзовая посуда, ткани и т. п.). Конкретное толкование этих предписаний зависело от реальных условий, так, в Иране, где национальная живописная традиция была сильнее, сюжетная живопись, даже на религиозные темы, существовала в течение всего Средневековья. В арабских странах и Турции запрет выражался сильнее и после XIV века изображения живых существ встречались редко даже в прикладном искусстве. В начале XX века практически все эти богословские возражения были сняты, за исключением «изготовления идолов».
Такое положение вещей, видимо, сказалось и на иконописи местных христиан - их произведения в большинстве случаев весьма упрощены по рисунку и бедны по колориту.