Художественная культура Африки
Прежде чем рассматривать эту тему, необходимо оговорить, что обычно, когда речь идет об «африканском искусстве», подразумевают проявления художественной культуры населения не всего континента Африки. Север Африки весьма органично связан с культурой арабского мира, да и с культурами Средиземноморья как в отдаленном прошлом, так и в наши дни. Поэтому - собственно «африканское искусство», так или иначе, связывается с Африкой к югу от Сахары, с обширными пространствами, населенными преимущественно негроидами, людьми негроидного расового типа. Отсюда и общеупотребительное наименование - «Черная Африка».
В силу значительной неосведомленности мы часто либо почти ничего не можем сказать об Африке и ее духовных ценностях, либо ограничиваемся какими-то общими словами: «негры», «там-тамы», «магия», «идолы» и т. п. Все это очень поверхностно и весьма далеко от действительности. Она - эта действительность - отличается исключительным богатством и многообразием форм и проявлений того, что мы и называем «искусство». Понятие это неотделимо от представлений о «красивом», которое и для нас самих, хотя и привычно, но не всегда легко определимо. Тяга к гармонии и яркому, образному, убедительному и очевидному соответствию представлений «хорошо» и «плохо» тому, что мы видим и слышим вокруг себя в природе и среди людей, к соответствию созданного природой и людьми - вот во многом проявления представлений о «красивом» и «некрасивом». Гармония, внешнее и внутреннее соответствие, соизмеримость - это «красиво», это - «искусство» (если это создано людьми), отсутствие соразмерности - «некрасиво», лежит за рамками «искусства». Определить это в конкретных формулах трудно. Зато в любой культуре вырабатывается и передается из поколения в поколение свое представление о «красивом». И то, что «красиво» для одних культур и народов, может оказаться неприемлемым для других.
Так долгое время относились в Европе и к достижениям народов Африки, потому что они были непонятны, непривычны, не соответствовали критериям красивого, принятым в искусстве европейских стран и народов, хотя в собственном историческом прошлом Европа имела очень похожий на африканский «язык» художественных образов (в музыке, в литературных жанрах, в изобразительном творчестве). Это совпадение или близость Африки и Европы относится к поре первобытности. Лишь становление цивилизации в Европе выводит искусство на иные пути, превращая его в принадлежность и жизненную среду высших слоев рабовладельческого и феодального общества.
Отделившись от мира Средиземноморья около двух тысяч лет назад постепенно высыхавшей Сахарой, Африка во многом стала следовать по особому историческому пути, который к концу XIX века, к началу этапа европейской колонизации привел к оформлению устойчивого образа культуры, весьма непохожей ни на что в мире и, прежде всего, на культуру Европы.
«Открытие» Африки европейцами происходило, в целом, на протяжении XIX- первой половины XX века как насильственное включение в экономику, государственное устройство, систему образования, как навязывание языка и образа мышления со стороны европейцев. Это явление известно как колонизация. Однако сама Европа брала от Африки не только сырье, рабочую силу, воинские контингента для ведения собственных войн и того же колониального управления. В самом начале XX века наблюдалось удивительное явление: артистические, художественные круги в Европе увлеклись культурным наследием африканцев. Экзотика, необычность африканского искусства вошли в моду. Первыми к творчеству африканцев как источнику вдохновения обратились живописцы и скульпторы круга П. Пикассо, А. Дерена, Ж. Барака. Первыми среди искусствоведов на эстетические достоинства африканской скульптуры обратили внимание русский исследователь В. Марков (В. Матвей) и немецкий К. Энштейн в 1914-1915 гг. Непосредственно перед Первой мировой войной и сразу после нее в моду входят и элементы африканской музыки, уже синтезированные в джазе американских негров. Постепенно некоторые заимствования проникают в область дизайна (одежда, ювелирные изделия и т. д.).
Европейцев' до поры до времени привлекает в художественных традициях Африки прежде всего необычность, которая дает импульсы ориентированной на бесконечные поиски нового, неизведанного цивилизации Запада. В начале XX века это находит отражение в формальном подобии эстетики африканского искусства, оперирующего чистыми геометрическими формами, объектами и образами, поискам европейской эстетики в условиях научно-технической революции с нарождающимся культом техники, строящейся по законам математики, геометрии, механики. Осознанно или неосознанно это-то и привлекло в африканском искусстве художников Европы. В то время как Эйфелева башня с ее геометрией двух симметричных экспонент стала эстетическим символом Запада, в очевидной, но весьма поверхностной геометрии африканской скульптуры европейские авторы разглядели возможность совмещать образы элементов машин с образами человеческих лиц и фигур. Внутреннее содержание эстетики африканского искусства на тот момент европейцев не интересовало. Но по мере нарастания в Европе внутреннего сопротивления крайним проявлениям поклонения «идолу техники», по мере развертывания собственно духовных исканий в европейской культуре в 20-30-х гг. XX века намечается и новый поворот интереса к африканцам и их искусству.
Характерным примером может служить образ Лиса в известной сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Есть основания предполагать, что образ Лиса навеян автору знакомством с мифами догонов. Бледный Лис - Йуругу - выступает в качестве одного из основных персонажей преданий об устройстве мироздания.. Действие сказки происходит в Сахаре, в Африке, в местах, где бывал и сам А. де Сент-Экзюпери, неподалеку от места обитания хранящих многие загадки догонов. Появление рассказов о догонах в Европе в 1930-е годы вызвало подлинный переворот в культурных и научных кругах. Кстати, и образ баобабов в сказке вполне соответствует образу этого дерева и его месту в культуре жителей африканской саванны. В Западной Европе и в Северной Америке на фоне неуклонного технического прогресса, роста положительных знаний о мире и в то же время беспрерывных конфликтов, переходящих в мировые войны, в течение всего XX века ощущалась тяга к представлению о мистической предопределенности хода жизни, к поиску знаков и символов неведомой судьбы, ожидание трудно предсказуемых, но судьбоносных событий, источником которых бы выступали не сами люди и не Бог, а Космос с его неведомыми обитателями. Отсюда - интерес к чуждым системам верований и, в частности, к догонам и бамбара с их удивительными мифами, напоминающими элементы квантовой физики. Загадка всегда манит и привлекает.
В 30-40-х годах XX века Запад знакомится с поэзией получивших европейское образование африканцев (Л.С. Сенгор; Э. Сезар, который, будучи антильцем, тем не менее, впитал многие черты «афроевропейской литературы»). В 50-60-е годы начинается бум в африканской прозе. Этому способствуют борьба за независимость в колониях и начало осознания своего места в окружающем мире после обретения свободы.
Во многом под воздействием СССР и его союзников культура молодых африканских стран приобретает всемирную поддержку и распространение. Одним из проводников этого процесса выступает ООН и его специализированный на сфере культуры и гуманитарных программ орган - ЮНЕСКО. Как раз в годы, близкие к обретению независимости африканскими странами, а рубежом считается «Год Африки» - 1960 г., когда независимость получили 17 государств континента, широкое распространение получают идеи панафрика-низма. Речь идет о стремлении формировать единую африканскую культуру и единую африканскую государственность. Эти идеи так или иначе сопряжены с социалистической идеологией (в ее более или менее радикальных формах), а также с концепцией негритюда. Это учение принадлежит выдающемуся общественному деятелю Африки, внесшему огромный вклад в мировую культуру, Л.С. Сен-гору, бывшему президенту Республики Сенегал. Развивая представление об особом психологическом складе африканских негров, Л.С. Сенгор призывал деятелей африканской культуры и политики не копировать опыт Европы, опыт Запада, а искать самостоятельные пути существования в современном мире, отвечающие особенностям африканцев. В условиях раскола мира на два блока («Восток» и «Запад») учение Л. Сенгора встречало неоднозначную реакцию в мире и в нашей стране, где его воспринимали как попытку расколоть круг стран, симпатизирующих опыту социалистического строительства в СССР.
Однако теперь, в XXI веке, можно с уверенностью сказать, что поэт и философ Л.С. Сенгор предугадал фундаментальную проблему наших дней - оспоримость исторического опыта Европы и возможность построения иных отношений с Природой, с окружающим миром. Об этом говорят ученые-экологи и обществоведы Запада. Об этом свидетельствует «Декларация об устойчивом развитии», подписанная главами государств в Рио-де-Жанейро в 1993 году.
Осознание идеи возможности другого мира, другого порядка на Земле - без насилия, без конфликтов, на основе баланса интересов людей, людей и Природы - пронизывает так или иначе все современное художественное наследие Африки и тем обогащает мировую культуру, задавая в ней новые и, возможно, спасительные тенденции. По сути, романы, повести, стихи, музыкальные произведения, картины, скульптуры, инсталляции, архитектурные сооружения, рожденные в Африке на основе этих идей в последней трети XX века, формируют образный код новой цивилизации, отличной от признаваемой.за бесспорного лидера цивилизации Запада. Доступность и понятность этих произведений искусства способна обеспечить поиск новых направлений развития Человечества в целом. Здесь самое время отметить, что русская народная культура имеет, как это ни удивительно, много созвучного с культурой африканцев, на что обратил внимание, например, французский журналист и общественный деятель Ж.-Л. Гуро в своих статьях «Россия это - Африка» и «Африканская душа в России» (конец 1990-х гг.).
Более того, ряд публицистов и ученых утверждают, что XXI век будет именно «веком Африки». При этом во многом имеется в виду духовный кризис, господствующий в массовой культуре Запада и при этом - огромный нереализованный в мировом масштабе потенциал африканских культур, в рамках которых бурно развиваются искусство, литература, музыка и другие формы проявления духовной активности людей.
Фактическим признанием вклада африканского искусства в мировую культуру выступает и появление африканских собраний в крупнейших музеях мира: «Метрополитен» в Нью-Йорке, «Государственный Эрмитаж» в Санкт-Петербурге и др. Большой проект по созданию музея мировой культуры с участием коллекций произведений африканского искусства осуществляется в Париже.