Хайдеггер М. О сущности истины

ПЛАН

Введение.
1.Философские проблемы познания. Истина и познание.
2.Хайдеггер М. «О сущности истины».
Заключение.
Работа над понятиями.
Список использованной литературы.

Введение.

Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей своей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы познания. Человеку всегда важно знать, какими познавательными возможностями он располагает: способен ли он выработать адекватное знание, позволяющее ему жить и действовать в реальном мире? Существуют ли какие-то препятствия для получения такого адекватного знания? Каковы границы познавательной деятельности или же процесс познания безграничен? Какими средствами осуществляется познавательный процесс? Что такое истина и каковы ее критерии? На эти вопросы мы и постараемся дать ответ в данной работе.
Данная работа не претендует на какое–то новое слово в теории познания, скорее всего это – попытка систематизации и обобщения знаний в данной области.

1. Философские проблемы познания. Истина и познание.

Знание всегда носило практический информационный характер. Если появлялась потребность в каких-то идеях, то они получали на производстве, в практике более быструю реализацию, чем в университетских лабораториях и на кафедрах.
Гносеология (греч. gnosis - знание, познание) является одним из разделов современной философии. Она исследует природу человеческого познания, формы и методы перехода от поверхностных знаний к глубинным.
Процесс познания изучается с точки зрения форм, закономерностей развития, возможности достижения истины. Существуют его различные подходы, модели. Материалистические модели имеют основной принцип отражения мира в сознании человека: у Демокрита — образы (эйдосы), у философов Нового времени — сенсорные сигналы, у В. И. Ленина -ощущения субъекта, которые дают субъективный образ объективного мира. Идеалисты полагают, что познание не имеет дела с реальным, объективным миром. Лейбниц считал, что познание есть воздействие обожествленной идеи на врожденные понятия человека. У Гегеля - самопознание абсолютной идеи. У Маха, Авенариуса и других субъективных идеалистов (конец XIX — начало XX вв.) процесс познания — это реализация простой и экономной связи ощущений. Познание неизбежно сталкивается с такими вопросами: Познаваем ли мир? Как это происходит? Существуют ли границы познания или нет?
Позиции мыслителей в целом можно определить следующим образом:
• когнитивный оптимизм;
• скептицизм;
• агностицизм.
Оптимисты абсолютно уверены в возможности познания мира (Г.Гегель, В. И. Ленин и др.); скептики выражают сомнение (Д. Юм); агностики отрицают возможность познания мира (И. Кант — «вещь в себе» непознаваема, отсюда — надо дать предпочтение вере, а не разуму). Агностицизм — гипертрофированная форма скептицизма.
Познание и практика находятся в тесной связи. Об этом всегда говорили материалисты. Интерес представляют взгляды на познание немецкого философа Ю. Хабермаса. В труде «Познание и интерес» он выделяет три фундаментальных типа интересов, которыми руководствуется в своей деятельности человек:
1) технический,
2) практический,
3) эмансипационный.
Первый вид интереса соответствует трудовой деятельности; второй - общению; третий - рефлексивной деятельности сознания.
Личность в целом, а не только ее познающая основа - мозг, занимается познанием. Познание вплетено в различные виды жизни и деятельности людей. Оно слито с потребностями, интересами, целями людей. Сущность процесса познания связана с практикой. Категория практики дает возможность осмыслить общественно-исторический характер познавательной деятельности, ступени развития познания, субъект и объект познавательного процесса.
Объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся анализу, изучению. Так, сознание человека исследуется разными науками: историей, философией, психологией, биологией, медициной. Но у каждой есть свой «участок», свой срез, свой угол исследования. Предмет исследования - конкретный аспект научного поиска.
Человек есть участник, и творец исторического процесса. Это усложняет процесс познания роли субъекта. А. Г. Спиркин выделяет следующие виды субъектов познавательной деятельности: 1) все человечество; 2) отдельные народы; 3) группы индивидов (скажем, сообщество ученых); 4) личность; 5) под субъектом познания часто имеют в виду некий безличностный сгусток интеллектуальной активности.
Обыденное познание базируется на социальном опыте различных сфер быт человека. Знание на обыденном уровне характеризуется здравым смыслом, обыденным языком, наивными представлениями; адекватное отражение действительности соседствует с иррациональным; велика роль опыта. Знание на обыденном уровне формирует рецепты деятельности, правила использования, различные предписания. Обыденное знание дает верное, но неполное представление об объекте исследования.
Теоретико-научное знание отличается от обыденного глубиной отражения объекта, проникновением в сущность вещей выявлением законов развития, использованием логического и понятийного аппарата. Научное знание носит концептуальный характер, его достижение связано с особой процедурой доказательства, с использованием методов проверки знания. Знание носит практический характер, позволяя человеку правильно ориентироваться в окружающем мире. Скажем, идеи академика С. П. Королева вывели людей в Космос. Они реализовали тысячелетние мечты человечества в действительность. Знание должно соответствовать законам объективного мира, то есть быть истинным. Истина — цель познания, она же предмет исследования, важнейшая категория гносеологии.
Аристотель понимал под истиной соответствие мысли объекту. Истина есть логическая форма, выраженная в виде мысли где утверждается или отрицается наличие тех или иных связей. Истинно то, что определяется объектом, а не соглашением.
Австрийский физик Эрнст Мах понимал истину как достижение наиболее простых и экономных связей между ощущениями. Внешний мир не брался в расчет. Знания соответствовали не объективной реальности, а принципу простоты и экономии мышления.
Развитие неевклидовой геометрии привело конвенционалиста Анри Пуанкаре к мысли о том, что лежащие в основе математических теорий системы аксиом есть результат соглашения, конвенции. Поэтому последователи данного течения в философии полагают, что внешний мир и знания не зависят друг от друга. Та или иная теория есть результат соглашения ученых по критерию удобства и простоты.
Прагматизм полагает, что истинно то, что полезно. Марксистская гносеология дает свое понимание истины. Объективность истины В. И. Ленин связывает со следующими положениями: 1) источник знания - объективная реальность; 2) качества субъекта сами по себе не определяют истинность утверждаемого суждения; 3) вопросы истинности не решаются арифметическим большинством; истина субъективна по форме своего выражения, носителем ее является человек; 4) категории для выражения, обозначения истины не создаются произвольной игрой воображения, а сформированы длительной эволюцией науки и социума; 5) истина есть процесс; 6) истина всегда носит конкретный характер.
В марксизме разработаны категории абсолютной и относительной истины. Абсолютное выражает момент устойчивости, неизменное в явлениях. Относительное - изменчиво, нисходящее в знаниях в связи с ростом новых фактов, теорий.
Несовпадение представлений субъекта с отражаемым объектом приводит к заблуждению, неистине. Знание должно соответствовать предмету исследования.
Истина и заблуждения не просто противоположности, они связаны друг с другом, переходят друг в друга и являются условием развития знания.
Заблуждения - спутник научного работника и ученого во все эпохи. Попытка создать вечный двигатель предшествовала открытию закона сохранения и превращения энергии. Идеи эфира, теплорода были предпосылкой развития волновой оптики и электродинамики, а также физического учения о тепловых процессах. Но бывают и более жесткие ситуации, когда искажение истины не приводит к ней, а дает в результате заблуждение.
Стремление к истине должно быть связано с ее критерием. Часть мыслителей (скажем, агностики) отрицали такой критерий. Другие считали, что таковым может быть опыт человека, то есть его ощущения; третьи полагали, что ясность и самоочевидность суждений суть их критерий.
Согласно К. Попперу, истинное подтверждение мажет проистекать только из неудач всех попыток опровергнуть данную теорию.
Марксизм считает, что практика - основа, цель и критерий истины. Практика, будучи критерием истины, не является абсолютизм критерием истины. Практика осмысливает общее направление путей, ведущих к решению проблемы критерия истинности. Важное значение при определении истинности противоречащих друг другу теорий могут сыграть так называемые вторичные критерии.
Таковыми принято считать принцип простоты и непротиворечивости теории, принцип красоты и изящества, принцип плодотворности и эффективности. Принцип простоты предполагает, что в основу теории должно быть положено наименьшее количество независимых понятий с тем, чтобы получись остальные как следствие исходных. Простота не есть нечто абсолютное. Теория может быть проста с точки зрения количества общих идей и принципов, в другом отношении она может быть сложной, например, с точки зрения применяемого математического аппарата.
При выборе любой теории предпочтение отдается той, которая более проста, экономична, непротиворечива. Вторичные критерии не заменяют основного — практику, и дополняют его.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!