Характеристика закономерностей и принципов социального управления

Социальное управление основывается на объективных закономерностях общественного развития и, соответственно, на знании и использовании этих закономерностей, на принципах управленческой деятельности, которые как важнейшее звено механизма управления синтезируют в себе социальные законы и конкретные подходы к их реализации на практике.

 Под закономерностями общественного развития следует понимать устойчивые повторяющиеся связи и отношения между явлениями, определяющие объективные условия существования и развития данного социального феномена. Закономерность отражает не зависящие от воли человека причинно-следственные отношения и связи в социальном управлении. Надо иметь в виду, что в отличие от закона закономерность носит вероятностный характер, т. е. близка к категории случайности. Иными словами, закономерность – это форма конкретного проявления закона. В целом законы и закономерности социального развития остаются еще недостаточно изученными.

Закономерностей управления много, поэтому  важнее не перечислять их, а классифицировать  по одному из критериев. Рассмотрим для примера два критерия. По критерию специфики  систем можно выделить три группы закономерностей:

  • действующие на уровне социальных институтов и социальной структуры общества (классовая, слоевая принадлежность, статус в обществе, формы проявления политического, экономического поведения, культура и т. д.);
  • действующие на уровне организации (функционирование трудовых коллективов, групп; распределение функций, ответственности, иерархия подчиненности, полномочий и т. д.);
  • действующие на уровне психологии личности[1].Исходя из реализации организационно-технических целей управления можно выделить следующие закономерности:
  • Первой наиболее общей закономерностью управления можно назвать необходимость приведения его систем и механизма в соответствие с уровнем развития производственных и общественных отношений. Второй закономерностью управления является зависимость его эффективности от сближенности целей управляемых и управляющих систем. Третьей закономерностью выступает потребность установления демократических процедур обратной связи, регулирующей жизнедеятельность его систем.
  • обусловленность организации субъекта управления особенностями объекта;
  • относительный консерватизм структур управления по сравнению с подвижностью, изменчивостью его функций;
  • цикличность, непрерывность процесса управления;
  • развитие функциональной специализации систем управления по мере его усложнения.Под принципами управления понимаются исходные основополагающие требования, которыми руководствуется субъект социального управления в данной общественной системе. В отличие от закономерностей принципы субъективны по своей природе. Значение принципов состоит в том, что они служат основой практической реализации объективных законов и закономерностей в процессе жизнедеятельности социальных систем. В принципах социального управления выражены необходимые основания деятельности органов управления и самоуправления, руководящих кадров, самих трудящихся, т. е. субъектов управленческих отношений. Эти основания обусловливают формы и методы воздействия управляющих органов на социальные процессы, устойчивые свя­зи и отношения компонентов системы управления, характерные черты стиля руководящих кадров, работников управленческого труда. Иными словами, принципы управления – это исходные основные правила, руководящие установки, формы деятельности по упорядоче­нию системы социальных отношений, управлению социальными ресурсами.Значение принципа политического подхода в управлении определяется многообразием интересов общества, его социальных целей. Сущность этого подхода заключается, во-первых, в совпадении общенародных интересов с интересами отдельной общности, коллектива и личности; во-вторых, в оценке самих социальных явлений как объектов управления через их социально-групповое содержание, что позволяет определять на основе методологии стратегию и тактику социально-экономического развития общества, пути решения практических задач; в-третьих, он обращен к интересам трудящихся масс, что требует объективного подхода к управлению социальными явлениями и процессами, учета закономерных тенденций их развития.Управлять на базе принципа объективности означает опираться на достоверную, научно проанализированную информацию. Данный принцип позволяет управляющей системе использовать объективные законы для достижения целей управления. Он направлен против субъективизма и волюнтаризма, производственных решений, поспешных действий, не учитывающих реальные ситуации и противоречивые процессы. Управлять в соответствии с требованиями принципа объективности – значит создавать условия, которые обеспечивают широкий диапазон действия законов общественного развития. Включение всей полноты научного знания в практику социального управления служит показателем зрелости субъективного фактора, сознательности, целеустремленности, организованности людей, повышения их роли в управлении.Принцип демократического централизма. Важнейшим принципом социального управления, определяющим содержание, формы и методы деятельности всех управленческих органов, руководителей и исполнителей на всех уровнях системы управления, является принцип демократического централизма. Сущность данного принципа состоит в сочетании, нерасторжимом единстве демократизма с централизмом. Демократизм по отношению к централизму выступает как способ его реализации. В этом качестве демократизм проявляет себя двояко. Во-первых, централизм демократический подразумевает свободную и всестороннюю включенность народа в обсуждение, выработку и принятие управленческих решений на всех уровнях общественной системы. Во-вторых, демократизм есть специфический подход к содержанию и способ реализации управленческих решений центра.Принципы организации процесса управления. Эти принципы стоят в ряду важных принципов, обеспечивающих эффективную работу механизма управления. К ним, прежде всего, относится принцип основного звена. Данный принцип требует постоянного глубокого анализа действительного положения дел, выявления сложной системы связей и взаимодействия социальных явлений, предвидения качественных изменений и сдвигов в общественных отношениях. При решении практических вопросов управления главное внимание должно сосредоточиваться на решении ключевых проблем общественной жизни. Здесь большое значение приобретает принцип проблемной ориентации, выступающий как конкретизация, как способ реализации принципа основного звена. Принцип проблемной ориентации позволяет выявлять характеристику проблем, соизмерять их по масштабу, глубине, неотразимости решения. Данный принцип дает возможность определить сильные и слабые звенья в управляемом объекте, чтобы можно было сконцентрировать усилия на преодолении последних, выявить основные направления деятельности в достижении поставленных целей, отделить ближайшие практические задачи от перспективных.
  • Важно отметить такой принцип управления, как принцип конечно-целевой направленности управления (целенаправленности), сущность которого в том, что поставленная цель определяет способ и характер действий. Цель постоянно находится в центре внимания субъекта управления, и ее достижение служит мерилом качества и эффективности выполняемой управленческой работы. Именно цель является тем объединяющим началом, относительно которого рассматриваются функции и характер взаимодействия всех элементов системы социального управления, оцениваются их роль и задачи в процессе достижения цели; принцип адресности, сущность которого в том, что дости­жение цели управления строго связано с деятельностью конкретных исполнителей.
  • Принцип активного участия трудящихся (персонала) в управлении. В системе социального управления данный принцип выступает как инструмент реализации прямой и обратной связи между субъектом и объектом, органами власти и народом. Сущность принципа – это обеспечение доступности обсуждения и компетентного участия трудящихся в принятии управленческих решений на основе широкой информиро­ванности, изучения и учета общественного мнения.
  • Принцип комплексности и системности. Решение социальных задач требует учета особенностей развития социальной системы. При управлении социальными процессами решение технических, экономических, социальных задач тесно взаимосвязано. Социальное управление тем самым требует, во-первых, тесно связанных, осуществляемых на единой основе действий различных органов управления и служб, т. е. управление должно базироваться на системном принципе. Принцип системности предполагает не обычную координацию, например, между деятельностью различных подразделений на основе согласования планов, а связь планов в единую целевую программу, в которой они выступают как тесно взаимосвязанные и взаимозависимые элементы. Во-вторых, социальное управление требует интеграции компонентов, принадлежащих различным сферам жизни общества, и подход к управлению в этом случае должен носить не только системный, но и комплексный характер. Принцип комплексности в управлении состоит в том, что в каждом явлении надо учитывать все его аспекты: экономические, социальные, идеологические, психологические, организационные. Это как бы особая сторона системности в управлении – не только организованная полнота и целостность, но и полнота охвата всех сторон явления.
  • Принцип объективности. Сущность управления сводится к тому, чтобы достичь соответствия действий субъекта управления требованиям объекта управления, соответствия управленческой деятельности объективным законам его функционирования и развития. Строгое следование требованиям объективных закономерностей, учет имеющихся возможностей, действительного состояния социальных процессов составляет содержание важнейшего принципа управления – принципа объективности, который непосредственно проявляется в научной обоснованности и реалистичности задач социального управления. Сознательное использование социальных законов и самой науки управления – необходимый элемент в механизме их действия.
  • В теории и практике социального управления выделяются принципы политического подхода, объективности, комплексности и системности, основного звена, гласности и др. Рассмотрим их содержание.
  • На основе познания закономерностей управления и опыта практической деятельности формируются принципы, цели, функции управления, создаются организационные структуры управления, определяются основные методы социального управления.

Все подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в виде правил или требований. Назовём некоторые из них:

  1. принципы хозяйственного расчёта;
  2. принципы формирования потоков информации;
  3. принципы организации заработной платы;
  4. принципы создания оперативно-служебных коллективов (добровольности, компетентности, профессионализма, оперативности и т. д.);
  5. принципы формирования управленческих штатов и другие.
  6. Среди частных принципов могут быть и принципы "неформального" управления, основанные на обычаях, традициях, неформальных отношениях. У японцев это широкое идеологическое поле и отношение субординации, охватывающие работника с самого поступления его в организацию. Это могут быть всевозможные морально-трудовые кодексы, кодексы чести, правила поведения работников, требования к руководящим работникам, экономические, социальные, политические, правовые, бытовые и другие установки типа: "В нашем отделе не принято опаздывать на работу", "Принимаясь за работу, проверь наличие статического электричества", "Не делай замечания подчиненному в присутствии третьего лица", "Задания подчиненному выдавай только в письменном виде", "Уходя, не оставляй документы на столе" и т. д.

Таким образом, принципы управления определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления, то есть управление организацией (ОВД) осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней[2].

[1] Подробнее см.: Голиков В. Д. Менеджмент : учебное пособие. Уфа : УГАТУ, 2007. С. 31–35.

[2] Например, см. об этом: Кабушкин Н. И. Основы менеджмента : учебное пособие. 4-е изд. Минск. : Новое знание, 2001. С. 87–93; Основы управления в ОВД : учебник / под общ. ред. В. П. Сальникова –М., : ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 44–51; Голиков В. Д,, Михайлов В. И. Менеджмент в органах внутренних дел : монография. Уфа : ОН и РИО УЮИ МВД РФ, 2003. С. 25–31.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!