Гуманизация — главное направление будущей культуры
В истории человечества открывается новая глава - развертывание общемировой социальной конвергенции. Процессы планетарного мироустройства проходят в системе координат общечеловеческих ценностей.
Осознанию приоритета общечеловеческих ценностей, человека как явления Вселенной и одновременно явления уникального, способствовали люди разных культур, национальностей, политических и идеологических ориентации, разных религий и художественных пристрастий. Их объединял XX век: Ромен Роллан и Франсуа Мориак, Эрнест Хемингуэй и Бернард Шоу, Томас Манн и Лао Шэ, Токутоми Рока и Махатма Ганди, Альберт Швейцер и Лев Толстой и многие другие выдающиеся представители духовной культуры.
Мир уже находится в планетарной эре, но еще нет общепланетарной культуры, потому что еще не осознана, не прочувствована острейшая необходимость человеческой солидарности. «Разобщенность человечества угрожает ему гибелью. Лишь планетарное сотрудничество в условиях интеллектуальной свободы, высоких нравственных идеалов позволит людям преодолеть и угрозу всеобщей войны, и голод лишения, и оглупления в дурмане «массовой культуры» и со многими иными бедами и трудностями, которые поджидают человечество в III тысячелетии» (6),-подчеркивал А.Д. Сахаров.
В этих условиях возрастает роль духовной, в том числе художественной культуры, как стимулирующей моральное прозрение современного человека.
Гуманитарный вектор цивилизации - как главный ориентир выживания человечества - это «открытие» второй половины XX века. Гуманизм III тысячелетия вбирает в себя все те гуманистические ценности, которые культивировались на протяжении всей истории человечества и открывает новые черты, важные для нашего времени.
Человек во всех сферах деятельности - политике, экономике, науке, искусстве должен поступать как ЧЕЛОВЕК, и как человек ВСЕЛЕННОЙ, то есть ощущать свою причастность Вселенной, нести ответственность не только за себя, но и за Вселенную, поступать не только по своим «человеческим меркам» но и по «меркам Вселенной». Такой опыт человечество уже накопило в художественной культуре, теперь важно его перенести на всю культуру. Художественная культура - одна из немногих сфер деятельности человека, где гуманистические ценности наиболее полно, последовательно и ярко воплощались в произведениях искусства на протяжении всей ее истории, «подпитывая» и «очищая» человечество, не давая ему забывать о гуманизме.
Гуманизм сегодня и тем более завтра - это новая система ценностей и регуляторов поведения человека в мире. Приоритет гуманистических ценностей - условие решения радикальных проблем современности.
Осознание своей принадлежности к общечеловеческим ценностям, ощущение себя частью человечества не предполагает усред-ненности, нивелировки уникальности и самобытности каждого человека. Наоборот, понимание себя человеком мира, человеком Вселенной открывает огромные возможности для проявления индивидуальных способностей, для культивирования в себе духовной уникальности и исключительности. Вся практика развития художественной культуры демонстрирует реальность и реализуемость гуманитарного вектора существования человечества.
Гуманитарный подход - это интегративный подход с позиций общечеловеческих ценностей ко всем сторонам жизни: в экономике - это примат кооперативных усилий над конкурентными; в политике - примат гармонии над насилием и подавлением, в культуре - примат плюралистичности над насильственной монистич-ностью и «единомыслием» и т. д.
Происходит осознание необходимости общественного обустройства на приоритетах личности. Общество в будущем может выбирать или традиционное устройство, где на вершине находится государство, а все граждане - пассивный объект воздействия, управления, манипулирования со стороны государства; или устройство, где приоритетна личность с ее суверенными и неотъемлемыми правами и свободами, где государство и его властные структуры лишь средство, обеспечивающее равные исходные возможности своим гражданам. Перспективное общество, построенное на принципах демократии. Они сегодня наиболее совершенные принципы политической организации, единственный эффективный способ гуманизации общественной жизни. В условиях демократии наиболее ярко развивается личность, расцветает духовная жизнь, благоприятно живет художественная культура. Демократия позволяет обществу не только выживать, но и совершенствоваться.
Сама по себе форма демократии - тот набор характеристик, которые проявляются в выборности руководства, всеобщем и равном избирательном праве, в плебесцитах и референдумах, в наличии общественного мнения. Это не абсолютная гарантия гуманизации общества, но демократические условия позволяют обеспечить «волю большинства» и «законные права меньшинства», развивают и поощряют общественное мнение, даже оппозиционное и не подавляют личного мнения; создают атмосферу, где талант приобретает определенные привилегии реализации.
В этих условиях ценится не только небольшая группа лиц, в чьих руках сосредоточена власть, но и активность широкой общественности. В конце XX века народы активнее вмешиваются в международные отношения, влияют на принятие тех или иных политических решений. Опыт нашего времени подсказывает, что именно широкие общественные организации призваны создавать новые структуры, отношения, ценности, на которых может строиться новый мир.
Гуманизация жизни современного общества по-новому может высветить проблему соотношения высших универсальных ценностей и культурного своеобразия.
Есть всеобщие человеческие ценности - право человека на жизнь, свободу, труд, право на мир, кров и еду, на возможности приобщиться к культурным, художественным ценностям. Эти права человека - лишь «прихожая» перед зданием обязанностей человека в этом мире. Общечеловеческие ценности - это равновесная система прав и обязанностей человека перед обществом, а общества перед человеком.
Отдавая предпочтение универсальным культурным ценностям, важно уважать национальную, региональную самобытность культуры. Культура имеет право на своеобразное проявление, с учетом национальных, региональных, этических, психологических особенностей народов, их традиций и обычаев.
Культурная интеграция не должна завершаться тоталитарным единообразием, которое убивает культуру. Новая система ценностей предполагает бережное и деликатное обращение с национальной самобытностью культур. А этой самобытности угрожает не только политика и идеология, но и технические достижения. Технический прогресс по своей природе космополитичен и он может оказать нивелирующее действие на самобытность языков, художественных культур. Поэтому особенно важно заботиться о сохранении неповторимости и своеобразия культур, художественных традиций.
Гуманитарная глобальная культура предполагает не нивелирование культур, в том числе художественных, а их синтез, гармоническое соотношение и плодотворное сочетание.
Творчество представителей различных национальных культур - Коперника и Шопена, Гете и Чайковского, Рабле и Шоу, Сметаны и Пикассо, сохраняя национальное своеобразие, принадлежит общей культуре, культуре всего человечества.
Процессы консолидации разных народов и культур, при бережном отношении к их самобытности, происходят в Европе. Европа уже сейчас может стать регионом, который не знает границ, является миром для людей. Здесь открыт доступ к свободному общению между людьми, сняты преграды для путешествия и туризма, а это позволяет лучше знать, понимать, чувствовать культуры других народов, ценить их. Духовная жизнь Европы не задерживается у пограничных столбов Европейского сообщества. Происходит сближение между культурами Востока и Запада, есть стремление понять друг друга, сотрудничать в разнообразных сферах и областях. При этом проявляется забота о культивировании уважения особенностей традиций каждой из культур.
Гуманизация пронизывает и такую сферу культуры, как наука. Изменяется сама сущность науки. Принципиально меняется характер познания. В процессе познания в помощь человеку подключается компьютерная система. Это создает основу для расширения возможности науки, обогащения и облегчения научного поиска. Освобождается время человека для подлинно научного творчества.
В науке происходят процессы, которые можно определить, как ее гуманизацию.
Зарождаются и получают общественное признание новые общенаучные теории - теория адаптации и оптимизации, синергетика и другие, которые непосредственно выходят на социальные проблемы, раскрывают гуманистический потенциал современной науки.
Происходит формирование нового мышления, интегративного по своим подходам к изучаемым объектам и ноосферное по своей сути, по определению академика Н.Н. Моисеева (4). На основе этого мышления можно преодолеть традиционное противопоставление общества и природы, изменить традиционную ориентацию на самодостаточность и изолированность систем знаний о природе и систем знаний об обществе и человеке. Обе системы осознаются как взаимосвязанные по предмету - человеку, они активнее используют взаимно наработанный научный инструментарий. Науки о природе, в конечном счете, тоже о человеке, они изучают условия жизни и развития человека. Результаты изысканий в области астрономии, геологии, физики, химии и так далее имеют жизненно важное значение для человека.
В современной науке происходит интересный процесс интеграции методов и средств познания между такими сферами, как наука и искусство. Если традиционная «точная» наука долгое время скептически относилась к возможностям художественного познания и понимания мира, то современная наука более чутко и заинтересованно прислушивается к возможностям художественного отражения и даже черпает в искусстве способы образного, поэтического восприятия мира, что помогает обогатить арсенал ее средств познания.
Происходит процесс синтеза рационального знания, основанного на логике, и иррациональной информации, которая может быть не менее достоверной.
Математика, физиология, другие естественные науки проникают сейчас в области, традиционно считавшиеся прерогативой общественных и социальных наук. Точные и гуманитарные науки сближаются, обогащая друг друга и вместе постигая мир.
Гуманитарные знания, которые нередко раздражали своей неточностью представителей традиционных естественнонаучных дисциплин, сегодня ими же воспринимаются как способ познания не менее достойный, чем в точных науках. Б.В. Раушенбах, размышляя над этой проблемой, приходит к выводу, что образность, эмоциональность, непосредственность, художественность информации не слабая сторона познания, а один из возможных вариантов понимания мира, без которого будущая наука не сумеет обойтись (7).
Объектом современной науки все чаще становятся не отдельные, фрагментарные, частные явления, а большие системы действительности. И, одновременно, современных ученых все больше интересует - и к этому их «подталкивает» логика современных исследований - изучение объектов уникальных, неповторимых, единичных, где сложно использовать только традиционные методы, не прибегая к художественным средствам постижения.
Гуманитарность современной науки проявляется в том, что художественное познание все шире используется в современном естествознании, в точных науках, а наука и технические достижения все активнее проникают в сферы духовной, художественной культуры, давая ей новое звучание, новое содержание, обогащая «язык искусства».
В середине XX века культура пережила потрясение, когда осознала, что две ветви ее - наука и искусство - разошлись в разные стороны и утратили перспективы взаимного сближения. Эта тема будоражила европейскую и мировую общественность, возникали дискуссии и дебаты о перспективности искусства. Порой высказывались мысли, что искусство исчерпало себя и не будет востребовано в условиях научно-технического прогресса. Конец XX века убедительно показывает, что искусство, художественная культура важны в жизни человечества, необходимы как доминанта в решении острейших проблем современности.
Гуманитарный вектор развития современной культуры позволяет говорить о той эволюции, которую проделывает культура в жизни общества, о тех внутренних изменениях, которые происходят в системе «культура».