Государственный строй Римской Империи II в.
Перемены в соотношении социальных сил и в отношении центра и провинций, происшедшие в средиземноморском мире в первые столетия нашей эры, повлекли за собой изменения и в политической организации Римского государства. Развитие политического строя при Флавиях и Антонинах совершалось в направлении централистских и абсолютистских тенденций, наметившихся еще при первых прин- цепсах. Ожесточенная борьба между принцепсом и сенатом, составляющая содержание политической истории первых десятилетий принципата, с конца I в., со времени вступления на престол Нервы, ослабела. Между принцепсом и сенатом установились миролюбивые отношения, продолжавшиеся до конца II в. Установление мирных отношений между принцепсами и сенатом объяснялось переменой социального состава сената и изменениями курса римской политики в интересах провинций, вернее, в интересах муниципальной плутократии.
В «счастливый век» Антонинов старая римско- италийская знать, сильная еще при Клавдиях, почти совершенно исчезла. Новая же аристократия, выходившая из провинциалов или возвысившаяся на государственной службе, в гораздо большей степени чувствовала свою зависимость от императора и не имела прочных сословных традиций. С другой стороны, и сами императоры II в., по своему происхождению, родственным связям и культуре принадлежавшие к провинциальной знати, не имели оснований с ней ссориться. На почве солидарности интересов на некоторое время и установились мирные отношения в среде господствующего класса, позволившие смягчить особенно грубые проявления императорского абсолютизма, освободить общественную мысль от давивших ее тисков и обеспечить, хотя бы в ограниченных пределах, свободу слова. Отношение аристократии к императорам «счастливого периода» выражено в словах Тацита в «Жизни Агриколы», сказанных в отношении Нервы, но которые с полным правом можно отнести также к Траяну, Адриану и вообще ко всем представителям римского «просвещенного абсолютизма», как иногда, по аналогии с западноевропейским абсолютизмом XVIII в., называют римский абсолютизм II в. «Нерва, — замечает Тацит, — сочетал, казалось бы, две несочетаемые вещи — свободу и принципат».
Политику «просвещенного абсолютизма» Нервы продолжал усыновленный им начальник нижнерейнских легионов испанец Улъпий Траян, первый прин- цепс провинциального происхождения. Траян отменил суды об оскорблении величества, понизил налоги, в частности снизил непопулярный налог на наследство, вернул «коронное золото», взимавшееся при вступлении нового принцепса, строго соблюдал традиционные правила при выборе магистратов, ослабил цензурные условия, из года в год принимал звание народного трибуна, подчеркивая тем самым политическое значение этой магистратуры, и т.д. За это благодарный сенат увенчал Траяна почетным титулом «наилучшего» (optimus).
Либеральную политику Траяна продолжали его преемники — Адриан и в особенности Антонин Пий и «император-философ» Марк Аврелий, усыновленные своими предшественниками-императорами. С конца I в. вошло в обычай усыновление правящими императорами полководцев или видных государственных деятелей.
Умеренно-конституционный уклон императоров II в. не изменил, однако, общего смысла государственной организации и не ослабил исторически закономерного роста императорского абсолютизма. Функции государства как определенной общественной организации в принципе оставались теми же, что и прежде. Как и раньше, государственная организация являлась средством закрепления диктатуры рабовладельческого класса над массой рабов и мелких производителей свободного состояния для поддержания внутреннего порядка и для защиты границ от покушений соседних народов. Разница заключалась только в том, что в предшествующий период государство являлось политической организацией рабовладельческого класса по преимуществу Италии, в период же «просвещенного абсолютизма» государство консолидировало и охраняло интересы рабовладельцев всего Средиземноморья, всей римской Ойкумены. Императорская власть росла в силу «объективных причин», помимо воли того или иного носителя верховной власти. Перерождение республиканских учреждений и магистратур в бюрократические органы совершалось медленно, но закономерно.
В организации государственного аппарата и государственных учреждений после Августа и Клавдия больше всего было сделано Адрианом. Разрозненные мероприятия своих предшественников Адриан систематизировал, расширил и дополнил, сделав государственную машину более мощной, централизованной и механизированной. Римская конституция при Адриане выглядела приблизительно таким образом. Нити всего государственного управления сходились в интимном совете императора (consilium principis), состоявшем из приглашаемых императором, по собственному усмотрению, сенаторов и всадников. От императорского совета зависела целая сеть департаментов, носивших различные названия: финансовый департамент (a rationibus), юридический (a libellius), департамент прошений на имя императора (ab epistulis). В каждом департаменте работала масса мелких чиновников различных рангов и специальностей: писцов, счетоводов (tabularii), кассиров (dispensatores) и пр. Особое место в системе государственного управления занимало ведомство личного имущества и личной казны императора (patrimonium).
Стоявшие во главе военных и гражданских ведомств сенаторы и всадники постепенно утрачивали свои сословные отличия, сливаясь в один разряд имперской служилой аристократии. Откупная система при сборе налогов и пошлин при Адриане была заменена прямым сбором через императорских прокураторов. Интересы фиска при возникавших на почве обложения и сборов конфликтах защищал специальный уполномоченный императора фискальный чиновник, адвокат фиска (advocatus fisci). В целях контроля и поддержания связей между отдельными областями государства при Адриане была учреждена государственная почта (cursus publicus).
К той же серии централистических мероприятий Антонинов относится создание «Постоянного эдикта» (Edictum perpetuum) Адриана, создавшегося в результате сложной редакционной работы ученой комиссии под председательством видного юриста Салъ- вия Юлиана. Работа комиссии состояла в пересмотре прежних преторских эдиктов (alba pretoris), выборке и составлении из них единого свода законов. Потребность в «Постоянном эдикте» вызывалась административной практикой. Императорские чиновники (прокураторы) нуждались в сборнике законодательных норм, которыми они могли бы руководствоваться в своей административной практике. Эдикт Адриана знаменует важный сдвиг в правовых понятиях и судебной практике Рима.
В основу «Постоянного эдикта» положено «право народов» (ius gentium), рассматриваемое римскими юристами классического периода II—III вв. как естественное право (ius naturale), противопоставляемое старому гражданскому, или квиритскому, праву. Исторически «право народов» развилось из прсторско- го права, в особенности из права провинциальных преторов (ius honorarium). В силу предоставленного римской конституцией преторам права согласовывать юридические нормы с жизненными запросами преторы могли по своему усмотрению толковать, расширять и даже в отдельных случаях создавать новые правовые нормы.
С каждым столетием преторское право, как и вообще все права республиканских магистратур начинали отмирать, управление государством переходило в руки назначаемых императором чиновников и велось не устным, как это было прежде, а письменным путем через канцелярии. Со времени Адриана развитие права представляется уже не в виде развития преторского права, а в виде развития императорского права.
Находившиеся на государственной службе чиновники получали от императора жалованье в размере от 100 до 600 тысяч сестерций, в зависимости от занимаемой должности, и чины, располагавшиеся по известной градации, вошедшей в практику с конца династии Антонинов: vir clarissimus (светлейший), vir perfectissimus (совершеннейший), vir egregius (выдающийся) и т. д. Постепенно создавалась иерархия должностей и чинов, характерная для Поздней империи.
Сложные задачи управления требовали более квалифицированного и образованного чиновничества. Особенно ценилось юридическое образование, необходимое условие для занятия всех высших должностей. Для подготовки кадров высшего чиновничества Адриан основал в Риме Атеней (Athenaeum), высшую школу, нечто вроде академии с двумя отделениями: греческим и латинским. Преподававшие в Атенее профессора считались состоящими на государственной службе и обеспечивались определенным содержанием.
Как во всех других отношениях, так и в отношении образования пример подавал сам император. «Он лепил, рисовал и хотел быть сведущим во всех видах мирного и военного искусства, относящихся к верховному правителю и частному человеку, не терпя при этом никакого превосходства с чьей бы то ни было стороны»1.