Государственный строй Древней Руси
Государственный строй Древней Руси можно определить как раннефеодальную монархию.
После объединения славянских племен полян, древлян, кривичей, дреговичей и других в единое государство местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствоваи на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжес-ого совета. С X в. идет замена местных племенных князей младшими членами рода Рюриковичей — наместниками великого киевского князя Уже сыновья Владимира Святославича, а затем и внуки расселись на местных княжеских столах.
В IX-X вв. сформировался важнейший формально-юридический признак раннефеодальной монархии — наследственная передача княжеской власти. Даже при наличии регентства Олега при малолетнем Игоре и Ольги при малолетнем Святославе передача власти по сыновней линии является фактом совершившимся.
С конца X в. в организации власти великого князя происходят серьезные изменения. Между ним и князьями-наместниками, которые приобретают все больше веса и самостоятельности, устанавливаются отношения вассалитета. Во главе управленческой лестницы как сюзерен находится великий киевский князь, но он лишь первый среди равных. Остальные моловшие князья - его вассалы. Их отношения строятся на основе договора (ряда) или «крестных грамот» (от «целовать крест», приносить присягу). Младшие князья были обязаны оказывать старшему особый почет, военную помощь, экономическую поддержку, особенно во время войны, что определялось формулой: «быти в воле», «быти в послушании». В свою очередь сюзерен брал на себя обязанность защищать вассала от обид и притеснений какой-либо третьей стороной, оделять его землей.
Государственное единство Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура .государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, сеньор — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (участвовать в его военных экспедициях и платить ему дань). В свою очередь сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие такими иммунитетными правами, как право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов.
Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством. Поначалу князь Владимир Святославич пытался использовать в государственных интересах языческий культ, установив иерархию языческих богов во главе с Перуном — богом грозы и войны, но затем переориентировался на христианскую религию и крестил Русь. По преданию он долго раздумывал, прежде чем сделать выбор в пользу православия. Христианство, официально принятое в 988 г., распространялось медленно, постепенно отвоевывая позиции у языческих культов. Даже в начале XII в. не все славянские племена были крещены (например, вятичи). Крещение Руси происходило в значительной степени насильственным путем, особенно в северных русских землях, где население не желало отрекаться от веры отцов и дедов.
Так или иначе, но как только Русь приняла христианство, в рост пошла церковная организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном (коллективном) феодале, но и как сила, способствовавшая укреплению отечественной государственности. Во главе церковной организации стоял митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом (князья пытались добиться права назначения митрополитов самостоятельно, но в рассматриваемый период безуспешно). При митрополите действовал собор епископов. Территория страны была разбита на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит. В своих епархиях епископы управляли церковными делами совместно с коллегией из местных священников.
Крещение Руси имело важные культурные и политические последствия. Страна становится частью христианского мира, воспринимает его правовую и государственную идеологию. Признанием этого факта, а также подтверждением роста могущества и влияния Руси стали многочисленные династические браки с европейскими монархами.