Государственный контроль и управление качеством окружающей среды

Оглавление

Введение            3
1. Нормативно-правовая база осуществления государственного контроля
и управления качеством окружающей среды     4
2. Система экологического контроля       6
3. Организация экологического мониторинга и управления качеством окружающей среды         12
Заключение           20
Список литературы          21

Введение

Государственный экологический контроль представляет собой один из видов административно-управленческой деятельности и предполагает в отличие от мониторинга не только сбор и анализ необходимой информации, но и проверку соблюдения экологических требований и нормативов субъектами природопользования, выявление нарушений экологического законодательства. Он носит надведомственный характер и включает в свою систему органы общей и специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среда. Особое место среди них занимают специальные природоохранительные инспекции - государственная лесная охрана, охотничья инспекция, рыбоохрана, государственная санитарно-эпидемиологическая служба и др.
Организация и проведение государственного экологического контроля и обеспечение межотраслевой координации деятельности государственных органов в этой сфере возложены на Государственный комитет РФ по охране окружающей природной среды.
В данной работе мы рассмотрим нормативно-правовую базу государственного контроля и управления качеством окружающей среды.

1. Нормативно-правовая база осуществления государственного контроля и управления качеством окружающей среды

Рассмотрим правовые основы регулирования экологического контроля в Российской Федерации. В числе законодательных актов можно выделять общие и специальные экологические законы, а также обеспечивающие акты.
Бесспорно в качестве общих выступают Федеральные законы от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133), от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556).
Экологический контроль и управление качеством в области атмосферного воздуха и климата регулируются следующими нормативными актами: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222), Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3609) (11).
Экологический контроль и управление качеством в области животного мира и заповедных территорий регулируются следующими нормативными актами: Федеральный закон от 24 апреля 1995г. № 52-ФЗ «О животном мире» (СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462), Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024), Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «Об охране озера Байкал» (СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2220), Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713); Федеральный закон от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования малочисленных народов» (11).
Экологический контроль и управление качеством в области морской среды и ресурсов континентального шельфа регулируются следующими нормативными актами: Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ (СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694; 2003. № 17. Ст. 1557), Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ (СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273; 2003. № 17. Ст. 1555), Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ (СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833; 2003. № 17. Ст. 1556). Многие институты, содержащиеся в этих законах, идентичны, но все же объекты правового регулирования в них имеют свою специфику. Аналогов ни одному из входящих в эту группу законов в нашей стране не было (11).
Экологический контроль и управление качеством в области охраны и природопользования земель (почв) регулируются следующими нормативными актами: Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 142), Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399), Федеральный закон от 2 февраля 2000 г. «О государственном земельном кадастре» (СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 149); Федеральный закон от 18 июня 2001 г. «О землеустройстве» (СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2582); Федеральный закон от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю» (СЗ РФ. 2001. № 30. Ст. 3060); Федеральный закон от 24 июля 2001 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018); Закон РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» (Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 44. Ст. 1424); Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. (СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147) (11).
Экологический контроль и управление в области охраны здоровья от вредных воздействий среды обитания, веществ, продуктов регулируются следующими нормативными актами: Основами законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. (Ведомости РФ. 1993. № 33. Ст. 1318), Федеральным законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650), Федеральным законом от 30 марта 1999 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650), Законом РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г, в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. (Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст. 766; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140), Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» (СЗ РФ. 2002. № 52. Ст. 5140).

2. Система экологического контроля

Экологический контроль - это одно из наиболее масштабно применяемых организационно-правовых средств управления охраной окружающей среды. Экологический контроль осуществляется абсолютно на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду, можно сказать, тотально. В нем заняты многие органы и лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабам полномочий. Так, одни субъекты осуществляют лишь экологический контроль в узком смысле как проверку соблюдения и исполнения законодательства по охране окружающей среды. Другие наделены правом осуществлять и надзор в сфере государственного экологического управления. В литературе подробно описываются различные виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный и общественный (1, с. 59).
Государственный экологический контроль осуществляется: а) от имени государства; б) специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; в) носит вне- и надведомственный характер; г) представляет собой одну из функций государственного экологического управления; д) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановлением деятельности, лишением права природопользования, наложением штрафов и других административных взысканий). В литературе указывается на существование нескольких видов государственного экологического контроля: в зависимости от стадии контролируемой деятельности - предупредительного и текущего; по критерию субъекта контроля - общего и специального. Так, общий экологический контроль осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные субъекты, наделенные общей компетенцией либо компетенцией особого рода, например, в области экспортного контроля за ввозом и вывозом возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и растений, технологий, которые могут быть использованы для разработки оружия массового поражения, и т.п. (1, с. 61) Передача ими полномочий в области экологического контроля другим субъектам должна быть оформлена особо, отражена в нормативном правовом акте, соответствовать статусу и другим правомочиям этих субъектов. Специальный же контроль проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и их должностными лицами. Права и обязанности последних детально урегулированы экологическим и административным законодательством. Как правило, этому посвящены либо отдельные главы федеральных законов, либо статьи, либо подзаконные акты в целом, в частности ведомственные. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» осуществление экологического контроля (и надзора) возложено на федеральные службы в соответствующих сферах деятельности, а именно на: Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу безопасности.
В отдельных случаях контроль могут осуществлять и другие органы, например, в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 8331 и от 19 августа 2004 г. № 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» на указанное агентство возложены функции государственного земельного контроля (1, с. 64).
Объекты государственного экологического контроля. Они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю». К ним отнесены, например, объекты ядерной энергетики, объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности либо оказывающие негативное воздействие на включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия памятники, а также способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды, и т.п. Опасными для окружающей среды и поэтому контролируемыми на федеральном уровне являются - независимо от форм собственности - такие объекты хозяйственной и иной деятельности, на которых размещаются более 10 тыс. тонн отходов 1-го и 2-го классов опасности в год; сбрасывается более 15 млн. куб. метров сточных вод в год; выбрасывается в воздух ежегодно более 500 тонн вредных веществ и т.д.
Муниципальный экологический контроль осуществляется органами местного самоуправления, их должностными лицами (4, с. 122).
Ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли. Так, ведомственный контроль за предприятиями атомного комплекса осуществляет Федеральное агентство по атомной энергии, но осуществление государственного экологического контроля возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. На Министерство природных ресурсов РФ возложен ведомственный контроль за работой комитетов субъектов РФ, но государственный - в области использования лесов, недр, вод и т.п. всеми иными субъектами хозяйственной и управленческой деятельности - осуществляет находящаяся в его ведении Федеральная служба по надзору в области природопользования.
Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб (главным инженером, главным энергетиком, начальником лаборатории и т.п.), либо специально организованными экологическими службами (отделами) на основании предоставленных им нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием прав и обязанностей. Виды контрольных структур предприятия и масштабы, способы их деятельности зависят от его организационно-правовой формы. Обычно производственный экологический контроль включает проверку: а) выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, снижение затрат энергоресурсов, уровня потребления природных ресурсов; б) соблюдения экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности; в) строительства природоохранных объектов; г) проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранения иных негативных последствий производственной деятельности (4).
Общественный экологический контроль в последние годы получил широкое развитие не только в РФ, но и в других странах. Его существование как важного правового института основывается на многих международных документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, которые могут повлиять на состояние окружающей среды, связаны с экологическими рисками и угрозой наступления экологического вреда, а также регулируют доступ граждан и их объединений к экологической информации. Направления и формы экологического общественного контроля постоянно расширяются. Эти тенденции, а возможно - даже закономерности современной правовой и эколого-правовой реальности - находят свое отражение в законодательстве. Трудно отыскать закон или подзаконный акт, в котором не предусматривались бы - пусть в общей форме или с ограничениями - права общественных объединений в области контроля, судебного обжалования действий публичной власти и, главное, обязанности таковой реагировать на инициативы и требования общественности (7, .с 155).
По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: а) общественные слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в природоохранительные, правоохранительные органы и суды. Косвенно общественный экологический контроль проявляется в актах протеста, митингах, демонстрациях, иных формах выражения общественного мнения по поводу государственной экологической политики или в связи с планированием и осуществлением отдельных мероприятий, затрагивающих экологические права и интересы граждан, а также в сообщениях и других публикациях средств массовой информации. Здесь достаточно напомнить о реакции общественности на планы ввоза радиоактивных отходов в страну.
Вопросы разделения контрольных полномочий являются не только предметом теоретических дискуссий или размышлений законодателя. Судебная практика реагирует на эту проблему, учитывая и экологическую и экономическую значимость обеспечения надлежащего контроля со стороны всех заинтересованных в соблюдении экологического законодательства субъектов. Так, в определении Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 26 мая 2003 г. указывается: «Наделение органов государственной власти полномочиями на осуществление государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности не лишает органы местного самоуправления права на осуществление на тех же объектах, находящихся на территории муниципального образования, муниципального экологического контроля» (1, с. 78).
Именно путем экологического контроля достигаются следующие задачи: выявление нарушений экологического законодательства; пресечение правонарушений; обеспечение доказательственной базы для последующего расследования и наказания виновных; поддержание законности и правопорядка; предотвращение нарушений экологических требований и наступления экологического вреда.
Экологический контроль проводится наряду с иными формами (видами) контроля и надзора: авторским, санитарным, радиационным, строительным и др. Иногда это приводит к дублированию и столкновению ведомственных интересов, иногда помогает решить проблему за счет объединения сил и усиления «давления» на хозяйствующих субъектов.
Права и обязанности должностных лиц органов экологического контроля. Перечень этих прав и корреспондирующих им обязанностей в принципе не отличается от иных в сфере государственного управления и контроля. Указанные лица имеют права на: запрос и получение информации, необходимой для выполнения возложенных на них функций; проведение проверок как документации, так и фактического положения дел, в том числе путем взятия проб, проведения замеров, обследований и т.п.; вход на подконтрольные объекты (в необходимых случаях с соблюдением установленных режимных ограничений); получение устных и письменных объяснений от руководителей и других работников предприятий, организаций и учреждений, иных лиц; дачу заключений о соответствии деятельности,   состояния  объекта,   изделий,   материалов,   сырья, продукции и отдельных параметров и показателей требованиям экологического законодательства; выдачу обязательных предписаний об устранении недостатков и нарушений в деятельности; приостановление и (или) прекращение экологически опасной деятельности; приостановление и аннулирование выданных лицензий (разрешений)   в   случае   нарушения   их   условий;   применение   мер административного взыскания, и т.п. Некоторые категории имеют право на применение служебного оружия, спецсредств, обыск и досмотр. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т.е. обследование вещей, производимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения, в том числе орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и т.п., должностные лица производят в присутствии понятых. В исключительных случаях, например, если при физическом лице находится оружие, эти действия могут производиться без понятых. Составление протокола обязательно; кроме того, в случае необходимости ведется фото- и киносъемка, видеозапись, применяются иные способы фиксации вещественных доказательств. Об этом делается запись в протоколе.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!