Государственный бюджет

Содержание

1. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики

2. Сущность и структура государственного бюджета. Проблема сбалансированности.

Список литературы

1. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики

Бюджет, понимаемый в буквальном смысле слова как «денежная сумка», кошелек для помещения, хранения, извлечения денег, имеет двоякое толкование. С одной стороны, это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, бюджет - это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

Для любого человека понятие «бюджет» ассоциируется с его финансовым состоянием, накоплением денежных средств, соответствием денежных доходов и расходов, избыточностью или дефицитностью личного кошелька.

Бюджетная система и бюджетирование образуют один из важнейших элементов экономической системы, воплощают базисный способ финансового регулирования экономики.

Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета.

В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной - финансовым.

В странах с рыночной экономикой ситуация несколько иная. Составлению, утверждению, анализу исполнения государственных годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном уровне и уровне территориальных единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования. Кстати, этот факт опровергает представление о том, что в условиях рыночной экономики нет места централизованному государственному планированию. Реальная ситуация говорит об обратном. Бюджетно-финансовое планирование в странах с рыночной экономикой поставлено лучше, чем в государствах с традиционно плановой социалистической системой ведения хозяйства.

Принципиально важен и тот несомненный факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым правительства лишены возможности тратить народные деньги направо и налево, как им заблагорассудится.

В принципе бюджеты стали и у нас предметом рассмотрения и утверждения. Но утвердив бюджет, часто с запозданием, о нем обычно забывают и принимают затем решения, его разрушающие.

Огромное значение для поддержания стабильности хозяйства, предотвращения кризисных ситуаций, обеспечения пропорциональности и сбалансированности, функционирования и развития разных секторов и сфер экономики имеет контроль за финансовыми потоками, своевременная корректировка доходных и расходных статей бюджета. Естественно, что реальные финансовые соотношения отличаются от намеченных в проектах и планах. Обычно денежные расходы превышают первоначальные наметки, а доходы оказываются ниже ожидаемых. Отсюда возникает необходимость корректировки бюджетов, использования резервов с тем, чтобы направить экономические процессы в нужное русло, согласовать их с финансовыми возможностями.

Важно, что на бюджетном регулировании, осуществляемом посредством формирования доходных и расходных статей государственного и регионального бюджетов, сказывается степень демократизации финансового управления. Одно дело, когда финансами через бюджет распоряжаются органы народовластия. И совсем другое, когда содержимое «денежной сумки» распределяют руководители государственного аппарата, чиновники из министерств и ведомств, руководствующиеся узковедомственными, преходящими, личными интересами.

В целом в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в образование, движение, распределение финансовых ресурсов предприятий и граждан гораздо меньше, чем в экономике нерыночного типа. Вместе с тем бюджетно-регулятивная функция государства в ряде стран с рыночной системой достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию. Так что бюджетная система представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой.

С помощью бюджетов, так же как и посредством связанных с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы - это две стороны одной медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике.

2. Сущность и структура государственного бюджета. Проблема сбалансированности.

Рассматривая финансовую систему, мы отмечали, что сфера государственных финансов состоит, в частности, из государственного бюджета, который охватывает совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны.

Бюджетные отношения характеризуют в свою очередь финансовые отношения, возникающие между предприятиями, учреждениями и населением с государством и связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления. Бюджетные отношения характеризуются многосторонностью в силу того, что опосредуют разные направления распределительного процесса (финансовых связей между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный). Бюджетные отношения зависят от методов ведения хозяйства, социально-культурного развития страны, от финансовой политики государства. Необходимость в таких отношениях связана с тем, что в руках государства концентрируется определенная доля национального дохода (отчисления в виде налогов и платежей с доходов), которая должна быть распределена для нужд воспроизводства всего общества, для решения общественных задач, таких, как управление, оборона, социально-культурное развитие. В процессе функционирования бюджетные отношения овеществляются в бюджетном фонде страны, величина которого зависит от потребностей общества в развитии тех или иных отраслей народного хозяйства, структурных сдвигов в экономике.

По своей экономической сущности государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.

Особенностью этого звена финансовой системы является то, что бюджет связан с обособлением части национального дохода в виде налогов и платежей в руках государства и ее использованием в общественных целях. Государственный бюджет в отличие от финансовой системы в целом перераспределяет лишь имеющуюся у него часть национального дохода (а не все национальное богатство) между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности в пропорциях, определяемых в первую очередь потребностями расширенного воспроизводства в целом и финансовой политикой государства.

Государственный бюджет следует рассматривать как средство реализации финансовых функций государства. Благодаря бюджетным отношениям происходит сосредоточение денежных средств в руках государства и их использование для выполнения государством своих функций. Распределительная функция проявляется в результате использования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворение общественных потребностей, причем сфера действия этой функции достаточно многообразна. Это межотраслевое, межтерриториальное, федеральное, городское перераспределение средств, обусловленное тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении средств, как они используются. Бюджет отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, благодаря чему становится видно, как поступают средства, в каких размерах. Проявление функций государственного бюджета находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме, являющемся реальным воплощением бюджетной политики, и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. Государство использует бюджет для регулирования экономики посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными ресурсами. В процессе осуществления бюджетной политики государство имеет возможность применять самые разнообразные формы воздействия на экономику: субсидирование и финансирование предприятий, осуществление государственных инвестиций, финансирование конверсии оборонных отраслей промышленности. Результатом такого воздействия служит рост национального дохода, решение насущных социальных проблем, расширение или уменьшение совокупного спроса и предложения, создание необходимой инфраструктуры.

В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Проявляются эти экономические отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. Создание рыночной экономики диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов. Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи, которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособность населения.

Налог — это обязательный платеж, который поступает к государству в бюджет в определенных законодательством размерах и в установленные сроки. Кроме налогов в бюджет поступают сборы: за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные сборы, акцизные сборы, таможенные пошлины и ряд других.

Следует отметить, что если налогоплательщик испытывает финансовые затруднения и не может вовремя заплатить налог, то у него есть право получить так называемый налоговый кредит. Это своеобразная льгота, которая может быть заключена на основании кредитного соглашения между налогоплательщиком и налоговой инспекцией. Разумеется, если в течение длительного срока, скажем, более двух лет, плательщик не платит налогов, то налоговая служба имеет право на иск о том, чтобы признать такого плательщика банкротом.

Расходование государственного бюджета — это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства. Расходы правительства представляются в самом общем виде как сумма правительственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей. Правительственные закупки включают, например, закупку оружия, разнообразное строительство, оплату услуг судей, учителей, пожарных, полицейских. Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий ветеранам... Чаще всего правительственные закупки называют истощающими расходами, так как они непосредственно поглощают или используют ресурсы. Трансферты же являются неистощающими, так как они не поглощают ресурсы, не связаны с производством. В то же время и трансферты и закупки оказывают влияние на распределение ресурсов. Если через правительственные закупки общество перераспределяет ресурсы от частного потребления к общественному, то через трансферты правительство лишь изменяет структуру потребления товаров частного сектора и не оказывает влияния на увеличение общественного потребления за счет личного; нужно отметить, что в результате этого государственное вмешательство в экономику будет эффективнее при помощи изменения объема правительственных закупок, нежели трансфертов.

Бюджетные расходы можно классифицировать по различным принципам: по их роли в воспроизводстве (расходы, направляющиеся в сферу материального производства и на развитие сферы услуг); по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, образование, здравоохранение); целевому назначению (капитальные вложения, дотации, расходы на заработную плату); общественному назначению. С учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться на нужды всего хозяйства, на социально-культурные мероприятия, на оборону, управление. В общей сумме расходов на хозяйство большую часть составляет финансирование из бюджета наиболее важных и крупных экономических программ. Так, за счет бюджетных ассигнований финансируются приоритетные программы, ориентированные на развитие ключевых отраслей экономики, на решение настоятельных социально-экономических проблем, на совершенствование производственной и социально-бытовой инфраструктуры.

Значительные бюджетные средства, расходуемые на осуществление социально-культурных мероприятий, направлены на то, чтобы развивать образование, поддерживать культуру, обеспечивать медицинское обслуживание населения и повышать социальное обеспечение тех слоев населения, которые в этом нуждаются.

В расходах бюджета на оборону основное место занимают закупки вооружения и военной техники, затраты на текущее содержание вооруженных сил, финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ и на военное строительство. Что касается расходов на управление, то они необходимы в связи с тем, что государство выполняет важные хозяйственно-организаторские функции и должно обеспечивать управленческую деятельность.

В условиях создания рыночной экономики проявилась насущная необходимость отказа от ранее использовавшихся административно-командных методов управления средствами, ассигнованными из бюджета. В этой связи приняты меры к сокращению бюджетного дотирования заведомо убыточных и низкорентабельных предприятий, последовательному отказу от применявшихся ранее методов финансирования отдельных предприятий. Теперь бюджетные ассигнования в основном направляются на осуществление целевых комплексных программ. Увеличены ассигнования средств на затраты по структурной перестройке и совершенствованию территориальной структуры производства.

Наряду с экономической классификацией расходов бюджета существует и организационная их группировка, в основе которой лежит распределение средств по целевым программам и уровням управления (федеральные расходы, расходы субъектов федерации, местные расходы).

Превышение доходной части бюджета над расходной называют профицитом бюджета. В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления необходимых расходов, возникает бюджетный дефицит. Проще говоря, бюджетный дефицит — это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены.

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике — ее развал, неэффективность финансовых связей, — тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% — критическим.

Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в условиях перехода к рыночной экономике в России — это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства. В связи с этим в середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП, в 1998 году дефицит бюджета составил 3,8% ВВП.

Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.

В целях покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита, как внутреннего, так и внешнего. Но если прибегать к чрезмерному использованию кредита Центрального банка, когда у последнего нет ресурсов для кредитования, кроме как увеличение выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет приводить лишь к усилению инфляции и реальных положительных изменений в экономике не даст. Использование же в качестве кредита денежных средств, получаемых от населения, предприятий, в виде выручки от продажи государственных облигаций, представляющих обязательство выплатить владельцу в определенный момент в будущем определенную сумму денег, приводит к порочному кругу, увеличивая при погашении облигаций и выплате процентов и без того большой дефицит. Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом. Государственный долг — это бремя, осложняющее нормальное функционирование экономики. Рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки акций промышленных компаний или кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство. Если сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга снижает долю акционерного капитала относительно его потенциальной величины. В силу того что в экономике предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение сбережений приводит к снижению инвестиций, а следовательно, к снижению уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные выплаты государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что приводит опять-таки к снижению ВНП либо к увеличению дальнейшего долга.

Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства.

Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов являются сокращение избыточных военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов.

Совокупность бюджетов, используемых в стране, именуют бюджетной системой. Бюджетная система государства строится на основе выработанных принципов с учетом государственного устройства. Бюджетное устройство России организовано на основе принятого в октябре 1991 года Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса». Согласно этому закону бюджеты всех уровней управления являются автономными и не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Важной самостоятельной частью бюджетной системы является федеральный бюджет. В нем сосредотачиваются те бюджетные ресурсы которые необходимы для осуществления затрат, носящих общегосударственный характер. Через этот бюджет также происходит процесс распределения и перераспределения национального дохода между различными субъектами Российской Федерации. Наряду с федеральным формируются бюджеты субъектов Федерации.

Самостоятельной частью бюджетной системы являются и местные бюджеты. В то время как федеральные органы власти финансируют свою деятельность в значительной степени за счет подоходных налогов, налогов на прибыль корпораций, налогов на заработную плату, местные органы в основном получают средства за счет налогов с продаж и поимущественных налогов, местных налогов. Основными видами расходов выступают затраты на образование, социально-культурные мероприятия, здравоохранение, управление. В силу большого возможного дефицита местных бюджетов федеральное правительство перераспределяет часть своих поступлений в местные органы власти. Помимо этого, правительство предоставляет субсидии учреждениям местных органов власти. Такая система межправительственного перераспределения средств государственного бюджета называется фискальным федерализмом.

Суммируя, отметим, что в бюджетную систему России входят федеральный бюджет; бюджеты республик, входящих в состав Российской Федерации; краевые, областные бюджеты; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; областные бюджеты автономий, окружных, городских и других населенных пунктов. Таким образом, вся бюджетная система России построена с учетом принципа единства и принципа самостоятельности бюджетов всех уровней. Принцип единства означает обеспечение всей бюджетной системы едиными правовыми правилами, использованием единых бюджетных классификаций (символов), единством фонда бюджетной документации, едиными формами составления статистической и предоставления бухгалтерской отчетности и других данных, необходимых для создания сводного консолидированного бюджета суверенного государства. Самостоятельность бюджетов как принцип означает, что все уровни единой бюджетной системы обеспечиваются собственными источниками в виде доходов и правом использовать эти доходы для осуществления финансирования с учетом нужд каждого из субъектов Российской Федерации.

Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности — все это представляет собой единый бюджетный процесс. Весь бюджетный процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно финансовых ресурсов между различными бюджетами.

В соответствии с законом президент должен заблаговременно, задолго до начала финансового года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого составляется прогноз социально-экономического развития страны, определяется сводный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий бюджетный год. В Российской Федерации бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Когда проект бюджета составлен, он рассматривается президентом, который направляет его в парламент для обсуждения и утверждения. В ходе процесса составления и рассмотрения бюджета в него обычно вносится множество изменений и дополнений.

В утвержденном бюджете должны быть указаны суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет развития. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то прежде всего должны быть Обеспечены соответствующими доходами текущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определяться пределы несбалансированной части бюджета, излишек или дефицит, причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.

Финансовые органы контролируют исполнение бюджета. В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного снижения поступления доходных источников вводится механизм секвестра расходов. Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение расходов на 5, 10, 15% и т.д. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени всего финансового года. Правда, секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи — это расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание и т.д.

При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона.

Список литературы.

 1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: «Новая волна», 1996.

2. Зейдель Х. , Темнен Р. Основы учения об экономике. - М.: «Дело ЛТД», 1994.

3. Кокорев В.Е. Экономика как она есть. – М.: «Век», 1998.

4. Общая экономическая теория. / Под ред. В.И. Видянина. – М.: «ПРОМ-Медиа», 1999.

5. Основы рыночной экономики: Терминологический словарь. - М.: «МАИ», 1992.

6. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. М.: «ЮНИТИ». 1996.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по экономике

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(16.0 KiB, 40 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!