Государственный бюджет

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджет современного государства отражает все многообразие функций, выполняемых государством. Именно бюджет дает государству возможность решать те социально-экономические проблемы, перед которыми отступает механизм рынка.

Бюджет это денежное выражение сбалансированной сметы (росписи) доходов и расходов государства на определенный период времени (год, квартал, месяц).

Структура доходной и расходной части федерального бюджета России представлена в табл. 20.1.

Доходы государственного бюджета включают:

- налоговые поступления;

- неналоговые доходы;

- государственные займы;

- доходы целевых фондов.

Источником доходов бюджета может быть эмиссия (выпуск) денег.

Расходы государственного бюджета по направлениям включают расходы:

- на военные и социально-экономические цели;

- связанные с хозяйственной деятельностью;

- на управление;

- науку и т. п.

Государственные расходы по экономическому содержанию состоят:

- из государственных закупок. Этот вид экономической деятельности правительства представлен закупками военного и гражданского назначения;

- из трансфертных платежей. Пенсии, пособия по безработице, посо-бия многодетным семьям и т. п. – относятся к трансфертным платежам;

- из расходов по обслуживанию государственного долга. В основном это выплата процентов по государственным облигациям.

            Таблица 20.1

СТРУКТУРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИИ в 2007 г.

  Млрд

рублей

В %

к итогу

 

Доходы – всего

из них:

налог на прибыль организаций

налог на доходы физических лиц

единый социальный налог

налог на добавленную стоимость

акцизы

налоги на имущество

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

доходы от внешнеэкономической деятельности

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

платежи при пользовании природными ресурсами

безвозмездные поступления

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

 

Расходы – всего

из них:

на общегосударственные вопросы

на национальную оборону

на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

на национальную экономику

на жилищно-коммунальное хозяйство

на социально-культурные мероприятия

на межбюджетные трансферты

 

Профицит

 

7781,1

 

641,3

0,0

405,0

2261,5

135,0

0,0

 

1157,4

 

3,9

2408,3

 

267,1

61,3

231,1

0,5

 

5986,6

 

815,7

831,9

 

667,0

692,6

294,9

776,1

1900,1

 

1794,6

 

100

 

8,24

0,0

5,20

29.06

2,1

0,0

 

14,87

 

0,0

30,95

 

3,43

0,79

2,97

 

0,0

 

100

 

13,6

13,9

 

11,1

11,6

4,9

13,0

31,7

Через бюджет (налоги и расходы) происходит перераспределение доходов с тем, чтобы сделать его более справедливым, осуществляется финансирование социальных программ (образование, здравоохранение и др.), обороны, государственного управления, фундаментальной науки. Среди бюджетных статей можно увидеть затраты, связанные с решением региональных, структурных и иных проблем общенационального порядка.

Если обратиться к доходам бюджета, то тут выделяются подоходные налоги с населения, налоги на прибыль. Система подоходного налога, как правило, строится на основе прогрессивной шкалы.  В большинстве стран запада используется прогрессивный налог – это налог, абсолютная и отно-сительная сумма которого возрастает с ростом объекта налогообложения. В России используется пропорциональный налог, при котором налоговая ставка одинаковая, независимо от величины объекта налогообложения. Что же касается налога на прибыль, то его ставки устанавливаются так, чтобы в максимальной степени содействовать капиталовложениям, поступатель-ному развитию народного хозяйства.

В странах с развитыми рыночными хозяйствами размеры бюджета стараются удерживать в минимально необходимых границах, позволяющих государству делать только то, на что не способен рынок. Поэтому превращение бюджетных ассигнований в капиталовложения допускается лишь в особых случаях, когда реализуются целевые народнохозяйственные программы. В рыночной экономике те, кто ищут источники финансирова-ния инвестиций, обращаются не к правительству с его бюджетом, а к банкам и фондовой бирже.

Механизм рыночной экономики эффективнее всего работает тогда, когда государству удается свести концы с концами, уравнять доходы с расходами. В противном случае появляется или дефицит, когда расходы превышают доходы, или профицит, когда наоборот доходы превышают расходы. И то, и другое нежелательно для экономики. Дефицит означает, что государство живет не по средствам. Профицит означает, что государство забирает деньги из экономики и не знает, что с ними делать.

Если раньше бюджетный дефицит возникал редко и был связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня,  и в мирное время, бюджетный дефицит стал типичен для большинства стран рыночной экономики. Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП. Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов, которые  приобретают хронический характер и огромные масштабы.

Бюджетные дефициты в свою очередь стали причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Регулирование бюджетных дефицитов превратилось в одну из острейших проблем деятельности современного государства.

Дефицит или профицит бюджета сами по себе не могут служить показателями, характеризующими состояние экономики страны. Соотношение государственных расходов и доходов следует каждый раз оценивать с позиций складывающейся макроэкономической ситуации. Поскольку макроэкономическое равновесие может достигаться при разном состоянии  бюджета, то бюджетный дефицит (до определенных пределов)  неопасен. Проблемой становится продолжительный и значительный бюджетный дефицит, следствием которого может стать инфляция.

Бюджетный дефицит тесно связан  с  государственным долгом. Устойчивый бюджетный дефицит, финансируемый за счет кредита, приводит к образованию государственного долга.

Государственный долг сумма накопленных в стране за определенное время бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за то же время положительных сальдо бюджетов. Различают внешний и внутренний государственный долг. Большая часть государственного долга обычно возникает внутри страны. Это означает, что граждане берут взаймы сами у себя.

Внутренний долг государства приводит прежде всего к перераспре-делению доходов населения внутри страны: как правило, деньги из кармана менее обеспеченных слоев населения (но платящих налоги) переходят к более обеспеченным держателям государственных облигаций.

Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Для того, чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров. При этом выручка от экспорта товаров идет не на цели развития, а на погашение этого долга с процентами.

Если займы за границей делаются для потребительских целей, проще говоря, проедаются, то происходит переложение долгового бремени на потомков. Погашение этого долга вместе с процентами будет происходить за счет налоговых отчислений из доходов будущих поколений людей.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!