Государственное управление в России в IX-XVII вв.

В XIV-XV вв. политическое устройство Руси представляло чрезвычайно пеструю и сложную картину. За исключением Новгорода, Пскова и Вятки ее территория разделялась на множество великих и удельных княжеств, старшим из которых считался великий князь Владимирский. Со времен Калиты этот титул носили московские князья, но старшие князья отдельных значительных земель также носили титул великих князей и поэтому кроме Владимирского существовали великие князья Тверские, Рязанские, Ростовские, Ярославские и Суздальско-Нижегородские. В каждом великом княжестве существовал целый ряд удельных княжеств. Отношения между великими и удельными князьями определялись междукняжескими договорами. Фактически в управлении своими уделами местные князья были совершенно независимыми. Исключение составляла внешнеполитическая сфера, где они действовали совместно с великим князем. Договора постоянно нарушались, что приводило к регулярным военным столкновениям как между великими князьями, так и в пределах одного княжества. Ситуацию децентрализации усугубляла политика монгольских ханов, которые натравливали князей друг на друга в борьбе за великое княжение Владимирское, а также брали «выход» - совокупность различных даней и платежей. Его размер в среднем ежегодно составлял более 100 тыс, руб., в то время как крупное село с крестьянами стоило тогда несколько десятков рублей. Это ослабляло экономические и политические предпосылки централизации.
Постепенно, по мере усиления политического влияния и экономического могущества московских князей происходит фактическое подчинение «младших братьев» их власти. Это приводит к появлению у них множества служебных князей, которые получают возможность владения своими вотчинами под покровительством великого князя в обмен на отказ от верховных государственных прав. Социальной опорой складывавшейся московской монархии являлись дворянство, старомосковская служилая княжеско-боярская знать, купечество, дьячество.
Одновременно с усилением власти московских государей происходит идейно-политическое оформление их власти. После женитьбы Ивана III на племяннице последнего византийского императора Константина XI Софье Палеолог для подтверждения преемственности Византийской империи и молодого российского государства вместо старого московского герба с Георгием Победоносцем, поражающим змия, - символа победы на Куликовом поле - появляется государственный герб в виде византийского двуглавого орла. В отношениях с другими государствами великий князь теперь именуется царем (от слова кесарь, цезарь, что равно титулу императора). С конца XV в. на смену простоте и непритязательности быта московских князей приходит византийская пышность великокняжеского двора.
Кроме того, на рубеже XV-XVI вв. возникает теория «Москва-Третий Рим», согласно которой Москва как наследница Константинополя, второго Рима, становится третьим Римом, последним и вечным царством православного мира, единственной хранительницей его традиций.
По мере становления, развития и укрепления централизованного государства происходят изменения в сфере государственного управления. В руках царя к XVII в. сосредотачивается вся полнота законодательной, судебной и исполнительной власти, Необходимость сильной центральной власти требовала прежде всего военно-политическая обстановка (постоянная борьба на три фронта - восточный, южный и западный). Формально не ограниченная власть царя имела тем не менее моральные ограничители в виде старых обычаев и традиций, устоявшихся морально-религиозных и правовых норм. Не случайно к нему стекались бесконечные жалобы от населения.
В XVI в. Боярская Дума из совета ближних бояр превращается в постоянно действующий верховный орган при великом князе с совещательными и законодательными функциями. В ее состав входят в основном представители высшей московской аристократии - бояре, княжата, окольничьи (от слова около), несколько думных дворян и 3-4 думных дьяка. Их деятельность не ограничивалась сидением в Думе. Они назначались послами, начальниками основных приказов, полковыми и городовыми воеводами.
Права и полномочия Думы не были определены специальными законами. Лишь по Соборному Уложению 1649 г. предписывалось, что Дума является высшей судебной инстанцией для тех дел, которые не решались в приказах. Для решения особо важных дел собирались соединенные заседания Думы и «освященного собора» из представителей высшего духовенства.
Практически одновременно с появлением московского царства в 1547г. начинают действовать представительные органы - Земские соборы, первый из которых состоялся в 1549 г. В их состав входили представители духовенства («освященный собор»), высшей аристократии и бюрократии (боярская дума) и выборные от служилого и посадского населения (примерно 300-400 человек). В XVI в. вместо выбранных от населения депутатов приглашались в основном должностные лица, стоявшие во главе местных дворянских и посадских обществ, что вело к бюрократизации соборов. Приняв какое-либо решение, члены земского собора автоматически становились его ответственными исполнителями.
В зависимости от конкретной ситуации значение земских соборов менялось, Часть из них выполняла законодательные функции. На Земском соборе 1550 г. был принят Судебник. Осенью 1649г. при обсуждении Соборного Уложения выборные земского собора добавили 60 статей к проекту правительства, после чего оно было подписано членами боярской думы и депутатами земского собора.
Ряд соборов имел учредительный характер. Земской собор 1598 г. принял решение избрать нового царя Бориса Годунова и основать новую династию. 21 февраля 1613 г. земской собор провозгласил царем 16-летнего Михаила Романова. Большинство же земских соборов имело совещательный и осведомительный характер: выборные излагали царю свои нужды и предоставляли ему право решения всех вопросов.
Первое десятилетие после Смуты нач. XVII в. царская власть при решении общегосударственных задач в значительной степени опиралась на сословно-представительные структуры - земские соборы заседали тогда почти непрерывно. Со 2-й пол. XVII в. происходит переход к абсолютистской форме правления. Значение земских соборов падает, а затем сходит на нет. В боярскую думу все чаще проникают представители неродовитых фамилий, дворяне и дьяки, которые занимают высшие посты благодаря свои личным заслугам, что в конечном счете приводит к отмене местничества в 1682 г. На протяжении века происходит также снижение роли самой думы.
Аппарат центрального управления стал формироваться в XIV-XV вв. и находился в тесной связи с государевым двором и дворцовым хозяйством. Во главе Боярской думы стоял конюший, великокняжеской канцелярией (казной) руководил казначей. В его ведении находились финансы и дипломатическая служба, Особое влияние на текущую политику оказывали высшие дворцовые чины - оружничий, постельничий, ловчий, сокольничий. Эти и другие дворцовые должности были пожизненны и сохранялись в пределах одного рода. Дворцовыми землями управлял дворецкий, которому помогал штат дьяков.
В великокняжеском дворе зародились первые приказы - центральные правительственные учреждения, ведавшие отдельными отраслями великокняжеского управления. По мере усложнения функционирования общества расширялась компетенция приказов, росло их число, они стали составлять разветвленную систему центрального управления, Можно выделить 4 типа приказов: ведомственные, действовавшие на территории всей страны (Разбойный, Разрядный); региональные, контролировавшие все вопросы жизнедеятельности отдельных территорий (Казанский, Сибирский); приказы, управлявшие отдельными отраслями дворцового хозяйства (Приказ тайных дел); приказы, руководившие небольшими отдельными предприятиями (Аптекарский, Книгопечатный).
В силу того, что приказы возникали достаточно стихийно, отсутствовал единый план формирования органов государственного управления, для их деятельности были характерны такие черты, как параллелизм, дублирование функций, запутанность дел. Это в свою очередь вело к волоките, взяточничеству приказной бюрократии.
В XVII в. неэффективность приказной системы становится очевидной. При Алексее Михайловиче предпринимается попытка реорганизации и слияния некоторых приказов, подчинение не-. скольких приказов одному приказному судье, создание Приказа тайных дел с самыми широкими полномочиями от контроля за деятельностью дипломатов за границей до организации соколиной охоты. Однако преодолеть указанные недостатки не удалось.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!