Государственное регулирование экономики США в межвоенный период. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта
К началу ХХ в. американский капитализм превратился в монополистический капитализм. США вышли на первое место в мировом промышленном производстве. Первая мировая война сделала Соединенные Штаты еще могущественнее. Кардинально изменился международный финансовый статус страны. После войны США стали лидером мировой экономики. На их долю приходилось 50% всей мировой добычи каменного угля, 66% мировой добычи нефти, 60% мирового производства меди, 85% мирового производства автомобилей и пр.
В первые десятилетия ХХ в. монополистический капитал распоряжался экономикой США, как практически ничем и никем не ограничиваемая сила. Ни в одной стране мира концентрация капитала и доминирование в экономике нескольких богатейших промышленно-финансовых семей не происходили так интенсивно, как в Соединенных Штатах.
Первый антитрестовский закон Шермана («Акт с целью защиты торговли и коммерции от незаконных ограничений и монополий») был принят еще в 1890 г., но он имел довольно ограниченный эффект. Он часто применялся не против крупнейших монополий, а против профсоюзных объединений. Произвольное судебное толкование закона Шермана уравнивало профсоюзы и корпорации, а забастовки рабочих позволяло причислять к «сговорам с целью ограничения торговли».
Углубление социального расслоения, периодические экономические спады конца XIX – начала XX вв. вели к росту недовольства против монополистического капитала среди средних слоев, рабочих, фермерства, прогрессивной интеллигенции. В стране возникло широкое антитрестовское движение «прогрессистов», сопровождаемое ростом активности профсоюзов и требованиями беднейших слоев, добивавшихся государственной системы социальной защиты. Идея «обновления» экономической и социальной политики начинает проникать в обе основные партии: республиканскую и демократическую.
Так, президент-республиканец Т. Рузвельт выступил за расширение прерогатив президента с тем, чтобы национальное правительство стало осуществлять контроль над деятельностью трестов с целью обуздания «нечестной игры». Принятый по его инициативе в 1903 г. закон («Акт об ускорении разбирательства и разрешения процессов по справедливости») требовал ускорения судопроизводства по антитрестовским делам и отдавать таким делам «приоритет над другими делами». В функции созданного позднее министерства торговли и труда, в частности, входили сбор информации и рассмотрение «нечестной деятельности корпораций». Требования «честной игры» Т. Рузвельт распространял и на отношения рабочих с предпринимателями.
Президент-демократ Вудро Вильсон (1912-1920 гг.) добивался снятия всех препон для развития среднего и мелкого бизнеса путем обуздания «нечестной конкуренции», на почве которой произрастал монополизм. С этой целью был принят закон о тарифах 1913 г. На его основе правительство провело ревизию тарифов и повысило налоги на доходы. Были также снижены торговые пошлины и установлен определенный контроль над банками. На основе закона Шермана были начаты первые процессы по разделу корпораций – монополистов.
Тогда же была создана Федеральная резервная система (ФРС), которой был поручен контроль над деятельностью банков и регулирование финансово-денежной системы США. Во главе ее стоял совет управляющих, в который входили министр финансов, контролер денежного обращения и 15 членов, назначаемых президентом с согласия сената. ФРС контролировала выпуск банкнот, имевших значение денежных знаков, устанавливала проценты банковского кредита и выступала в качестве налогового агента государства. Федеральная резервная система выполняла функции государственного эмиссионного банка США и до настоящего времени играет решающую роль в регулировании финансово-денежной системы страны.
Еще до войны начались и затем усилились попытки правительства поставить монополии под контроль государства. Закон Клейтона («Акт, дополняющий существующие законы против незаконных ограничений и монополий и для других целей»), принятый в 1914 г., позволил толковать закон Шермана именно как антимонопольный закон, а не как средство борьбы с профсоюзами.
Реформы начала ХХ в. представляли собой первые и еще непоследовательные меры приспособления американского государства и общества к новой обстановке, возникшей в связи с превращением США в экономически мощную страну корпоративного капитала. С этого времени регулирование экономики и социальных отношений начинает занимать все более важное место в деятельности правительства и в законодательстве.
Вступление США в 1917 г. в первую мировую войну вызвало усиление государственного контроля над производством. Вмешательство государства было необходимо для борьбы с последствиями резкого обострения конкуренции за получение военных прибылей, поэтому в стране усиливается власть президента, вводится чрезвычайное законодательство, создается ряд специальных административных военно-регулирующих государственных органов. Закон о контроле над производством, сырьем и топливом (1917г.) наделял президента США широкими правами для организации снабжения армии и флота, а также для предотвращения спекуляции. Этим законом предусматривались возможность реквизиции промышленных предприятий и их продукции (за соответствующую компенсацию), право президента вмешиваться в производство и сбыт продукции и в трудовые отношения в промышленности. Были также учреждены Продовольственная и Топливная администрации. Под контроль государства перешла вся транспортная система. Жесткому регулированию подверглась внешняя торговля. Военно-торговое управление взяло под свой контроль более тысячи наименований товаров, запрещенных к вывозу из США. Для координации снабжения США и их союзников, «изыскания и распределения материальных ресурсов, рабочей силы» было создано Военно-промышленное управление (ВПУ). Решением «трудовых конфликтов» занимались Военно-трудовое управление, Управление военно-трудовой политики и специальная президентская посредническая комиссия.
Создание государственного военно-хозяйственного регулирующего аппарата, персонал которого состоял из представителей крупных корпораций почти всех промышленных центров страны, способствовало зарождению в США первых военно-промышленных объединений, зачатков будущего военно-промышленного комплекса. Таким образом, можно говорить, что Первая мировая война способствовала превращению американского капитализма в государственно-монополистический капитализм.
После окончания войны в Соединенных Штатах распространилась «красная паника» перед Советской Россией и международной «коммунистической угрозой». На борьбу с проявлениями любого радикализма была направлена деятельность Бюро расследования (будущего ФБР). В министерстве юстиции был создан также отдел общей разведки, которому предстояло играть роль мозгового центра Бюро расследования. В армии США в 1917 г. был создан «корпус разведывательной полиции». В 1919 г. американский сенат создает следственную комиссию по пресечению «большевистской пропаганды». На основании закона о призыве к мятежу 1919 г. карались любые антиправительственные высказывания. Коммунистическая партия Америки была объявлена «подрывной организацией», защищающей большевистское правительство Советской России.
Деятельность компартии была запрещена. Началось массовое нарушение гражданских свобод. Коммунистов объявляли «иностранными шпионами», арестовывали и сажали в тюрьмы. «Нежелательные иностранцы», то есть иммигранты радикальных взглядов, должны были покинуть страну. Аресты и облавы (нередко без законного основания) стали обычным явлением.
Руководители американской юстиции включились в поход против свободы слова и печати. В разгар антикоммунистической кампании (1920 г.) были арестованы и бездоказательно приговорены к смерти два итальянских иммигранта Н. Сакко и В. Ванцетти, казненные в 1927 г. Таким образом, американская юстиция внесла крупный вклад в антикоммунистический поход 1920 г.
При попустительстве правительства возрождается расистская подпольная организация Ку-клукс-клан и вновь начинаются массовые преследования негров. Все же реакционным силам пришлось отступить. В 1923 г. компартия США была вновь легализована. Однако на смену антикоммунистической кампании пришла кампания по защите Библии и христианства от дарвиновской теории происхождения человека. Под давлением профсоюзов и консервативных патриотических организаций конгресс принял закон об ограничении иммиграции (1921 г.), а в 1924 г. — закон о национальном происхождении, который устанавливал квоты, ограничивающие ежегодное число иммигрантов. Закон фактически означал дискриминацию иммигрантов из Южной и Восточной Европы и полностью запрещал иммиграцию из Азии.
Большая часть 1920-х гг. была для США временем быстрого роста экономики и повышения уровня жизни основной массы населения. Недаром период 1923-1929 гг. называли эпохой благополучия, процветания, или «просперити». В это время в США происходила небывалая концентрация и централизация производства и капитала. Ускорилось слияние промышленных и банковских корпораций и рост финансового капитала. Сила и могущество крупнейших корпораций резко возросли. Среди них выделялись такие гиганты корпоративного бизнеса, как моргановская «United States Steel Corporation», рокфеллеровская «Standard Oil Company» и автомобильный концерн «General Motors».
Рост могущества крупного корпоративного бизнеса создал гораздо более благоприятные условия для бесконтрольных действий корпораций. У верхов монополий восстановилась уверенность в своей мощи и способности самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, контролировать социально-экономическую жизнь общества.
В 1924 - 1929 гг. вновь ослабло государственное регулирование экономики и социальных отношений, усилилась оппозиция монополий государственному вмешательству в его дела. Созданный в годы первой мировой войны разветвленный аппарат военно-государственного регулирования был в основном демонтирован. Экономические и социальные функции американского государства были сведены в 1921-1929 гг. к минимуму при президенте-республиканце Кулидже. Он был сторонником идеологии социал-дарвинизма, суть которой в упрощенной форме сводилась к распространенному в Америке выражению «каждый сам за себя и к черту неудачника». Это означало отказ от всякого вмешательства государства в жизнь общества.
В октябре 1929 г. в Соединенных Штатах произошло катастрофическое падение курса акций на бирже. Начался мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг., который с особой силой поразил США. Он почти вдвое сократил объем производства, привел к расстройству финансы, вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм, массовую безработицу (17 млн). Национальный доход сократился на 48%. При отсутствии государственной системы социальной защиты кризис до предела обострил социально-классовые противоречия.
Попытки правительства республиканца Гувера остановить волну банкротств путем государственного кредитования и поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию потерпели полную неудачу. По всей стране проходили массовые манифестации, стычки и даже вооруженные столкновения с полицией и войсками. Широкие массы населения страны переходили на сторону демократической партии. Она обещала государственную помощь безработным, повышение цен на сельскохозяйственные продукты, наконец, регулирование экономики, могущее покончить с кризисом в данное время и предотвратить его повторение в будущем.
Идеологом государственного вмешательства в экономические отношения стал видный член демократической партии Франклин Делано Рузвельт, избранный президентом США на выборах 1932 г. Ф. Рузвельт считается одним из великих президентов США наряду с Дж. Вашингтоном, Т. Джефферсоном и А. Линкольном.