Государственная служба как социальный институт - Часть 3

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ОЦЕНКЕ ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМА ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

2.1. Государственная служба в оценке населения РФ

Одним из индикаторов отношения населения к стилю и методам функционирования системы государственной службы являются оценки доминирующих способов государственного управления, полученные в ходе двух опросов населения, проведенных по однотипной методике.
Таблица 1
Оценки доминирующих способов государственного управления (в % от количества опрошенных)
Варианты ответов 2006 г. 2007 г.
Утверждается «диктатура закона» 8,7 13,6
Преобладает административный произвол чиновников 46,3 40,9
Царит анархия 19,6 20,1
Другое 2,4 3,1
Затруднились ответить 23,0 22,3

Судя по данным, представленным в таблице, в массовом сознании активно формируется мнение о том, что правовые начала постепенно теснят чуждые праву способы государственного управления. Этот сдвиг фиксируется также в распределении оценок о типе политического режима в России и исполнении законов:
• доля респондентов, считающих, что в стране утверждается основанная на праве демократия, выросла с 2,3% в 2000 г. до 10,1% в 2007 г.;
• количество опрошенных, по мнению которых принимаемые законы в основном исполняются, за этот же период времени увеличилось с 4% до 22% [18, c. 22-25].
Однако если на основе данных опроса в целом оценивать взаимоотношения структур государственной службы с населением, то следует подчеркнуть, что, по мнению относительного большинства опрошенных в государственном управлении доминирует административный произвол, в силу которого многие граждане ощущают себя беспомощными перед государственным аппаратом.
Большинство опрошенного населения отмечает, во-первых, невозможность влияния на решения властей; во-вторых, незащищенность населения от административного диктата; в-третьих, неспособность административной системы страны эффективно оказывать государственные услуги обществу и отдельным гражданам.
Самая жесткая оценка, которую выражают многие люди, состоит в том, что, по их мнению, государственные служащие больше заботятся о реализации своих личных или ведомственных интересов, но не интересов государства и граждан.
Правда, опрошенные государственные служащие на этот счет придерживаются иного мнения.
Таблица 2

Распределение мнений о том, чьи интересы защищают чиновники (в % от количества опрошенного населения и экспертов)
Варианты ответов Население Эксперты
Свои собственные 60,8 24,0
Своего ведомства 38,0 55,5
Своего начальства 33,5 28,5
Государства 24,0 60,0
Коммерческих структур 19,3 6,5
Граждан 8,3 32,5
Другие 1,3 2,0

Данные таблицы 2 красноречиво свидетельствуют почти о диаметральном расхождении мнений населения и государственных служащих. И это рассогласование мнений достаточно типично. Правда, сближение мнений одних и других наблюдается тогда, когда в обоих случаях низко оценивается деятельность государственного аппарата по защите интересов граждан. Но эта близость оценок лишь подтверждает отчужденность государственных служащих от населения.
Вполне понятно, что суть служебной деятельности государственных служащих состоит в обеспечении полномочий органов государственной власти, осуществляющих функции государственного управления. Но при этом само государственное управление призвано служить реализации интересов народа, страны и составляющих его людей. Поэтому вполне естественно, что в круг обязанностей государственного аппарата входит не только решение общих задач упорядочения, совершенствования и развития общества, но и выполнение функции оказания конкретных государственных услуг физическим и юридическим лицам, необходимых для полноценной реализации их прав и обязанностей. Речь идет, прежде всего, о создании условий для беспрепятственного решения юридических и организационных проблем, которые возникают у людей при их обращении в различные государственные и муниципальные учреждения [18].
Способна ли сегодня система государственной службы эффективно выполнять эту функцию? Распределение ответов на сформулированный вопрос представлено в таблице 3.
Таблица 3
Оценки способности системы оказывать государственные услуги простым гражданам (в % от количества опрошенного населения и экспертов)

Варианты ответов Население Эксперты
В основном способна 18,9 46,5
В основном не способна 59,6 46,5
Затруднились ответить 21,5 7,0

Не только большинство населения, но и почти половина государственных служащих, выступающих в качестве экспертов, выразили критические оценки. В опросе населения, проведенном Социологическим центром РАГС в октябре 2005 г. в 25 субъектах Российской Федерации, 50,1% опрошенных заявили, что при обращении в государственные учреждения не только не получили помощь, но и столкнулись с действиями чиновников, которые ущемляли их гражданские права. По мнению опрошенных, опять же корнем зла во взаимоотношениях органов государственной власти с населением является бюрократический произвол должностных лиц, от решения которых целиком зависит исполнение законов [12, c. 90].
Вторая существенная причина недостаточно эффективного функционирования системы государственной службы состоит в крупных изъянах управления самой этой системой. Один из таких изъянов очевиден. Он состоит в нарушении принципа единства государственной службы и государственной политики, конкретным выражением которой являются кодексы законов, федеральные программы осуществляемых в стране реформ, официально принятые доктрины по различным направлениям государственной политики и др.
Судя по материалам опросов государственных служащих, основной смысл их служебной деятельности по исполнению полномочий органов государственной власти сводится, как правило, к рутинной аппаратной работе – подготовке справочных материалов, совещаний, разработке документов и т.д. В принципе так и должно быть. Но проблема в том, что аппаратная деятельность оказалась в значительной мере оторванной от принципиально важных задач государственного управления, связанных с регулированием процессов в экономической, социальной и политической сферах жизнедеятельности общества.
Обратимся к конкретным фактам. В настоящее время приобрело актуальное значение для всего населения страны реформирование трудовых отношений, жилищно-коммунального хозяйства, пенсионного обслуживания, образования, Вооруженных сил РФ и др. Однако конечные цели этих реформ с точки зрения того, что они дадут стране и народу дебатируются в основном в среде политической элиты. Половина государственных служащих и подавляющая часть населения даже приблизительно не знают смысл и целей реформ.
Таблица 4
Доля опрошенных, заявивших о том, что представляют смысл и цели проводимых реформ (в % от количества опрошенного населения и экспертов)

Реформы Население Эксперты
Жилищно-коммунальная 22,2 58,0
Образования 20,3 39,5
Пенсионная 22,1 55,0
Военная 17,5 37,0
Судебно-правовая 14,1 43,5
Налоговая 13,7 31,5
Земельная 13,4 32,5
Государственной службы 11,7 76,0

Добавим к этому, что усматривают большие шансы достижения успеха в проведении реформы государственной службы только 27% опрошенных экспертов, административной реформы – 19%, судебно-правовой – 16%, остальных реформ – от 13,5 до 7% [18, c. 136].
Но если люди, профессиональная служебная деятельность которых состоит в обеспечении исполнения полномочий органов власти, де-юре провозгласивших и проводящих реформы, не понимают смысла этих реформ и не убеждены в их успехе, то они не желают и не могут способствовать достижению позитивного результата.
Одним из показателей имиджа системы государственной службы является уровень престижности профессиональной работы в качестве чиновника органа государственной власти. Следует заметить, что согласно теории социальной стратификации общественный статус индивида в существенной мере определяется авторитетом занимаемой им официальной должности и обладанием властью. С этой позиции в научной литературе и публикациях СМИ российское чиновничество традиционно относят к привилегированной социально-статусной группе.
Эту точку зрения разделяет большинство опрошенных государственных служащих, но меньшинство так называемых рядовых граждан.

Таблица 5
Оценки престижа работы в системе государственной службы
(в % от количества опрошенного населения и экспертов)

Варианты ответов Население Эксперты
Высокий 18,2 56,0
Относительно невысокий 46,0 38,0
Низкий 20,0 2,5
Затруднились ответить 15,8 3,5

Сравнительно низкие показатели общественного престижа государственных служащих являются, прежде всего, проявлением глубоко укоренившегося и многолетнего отчуждения населения от государственной власти. Одним из наиболее эффективных средств преодоления этого отчуждения является обеспечение открытости и прозрачности государственной службы, предусмотренное федеральной программой ее реформирования. Однако в этом направлении, как показывают данные опросов, позитивные перемены пока не наблюдаются. Причем, по мнению 51,8% опрошенного населения и 37% экспертов, именно чиновники препятствуют открытости государственной службы [18, c. 138].
Наконец, еще одним принципиально важным свидетельством сложившегося отношения населения к системе государственной службы является уровень общественного доверия органам государственной власти.

Таблица 6
Уровень общественного доверия различным структурам власти
(в % от количества опрошенных)

Структуры власти 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Президент России 69,0 71,2 69,9
Правительство России 32,4 32,0 33,1
Государственная Дума Федерального Собрания России 17,5 21,2 21,6
Суды 16,0 26,7 28,3
Прокуратура 15,8 25,4 29,3
Органы безопасности (ФСБ) 30,4 36,2 42,8
Органы внутренних дел 17,3 20,0 21,3

Президент России В.В.Путин прочно сохраняет в общественном мнении позицию авторитетного руководителя государства. Это дает основания для предположения о том, что и впредь инициативы президента в реформировании системы государственной службы и укреплении государства будут получать общественную поддержку.
Не меньший интерес представляет то, что при сохраняющемся преобладании отрицательных оценок все же обозначилась тенденция роста доверия населения к системе государственной правоохранительной службы. Возможно, это обусловлено некоторым улучшением ее функционирования в последнее время. Но вместе с тем отмеченный рост доверия является определенным социально-психологическим авансом населения служащим, носящим погоны. Во всяком случае, не вызывает сомнения то, что в российском обществе предельно высокую актуальность приобрела потребность в эффективной борьбе с преступностью.
В качестве резюме можно сказать, что в настоящее время общее отношение основной массы населения страны ко всем ветвям государственной власти значительно лучше в сравнении с тем, каким оно было в течение всего прошлого десятилетия. Это создает благоприятные предпосылки для консолидации общества на основе идеи укрепления российской государственности. Реализация благоприятных предпосылок зависит от улучшения управления системой государственной служб, а также от ее разворота к реальным интересам общества и гражданина.

2.2. Проблема реформирования государственной службы как социального и политического института

Реформа государственной службы стала приоритетом для многих развивающихся и переходных государств, не желающих безнадежно отстать в развитии. Они, как правило, осуществляют эту реформу, заимствуя отдельные элементы гражданской службы у наиболее развитых стран и пытаясь приспособить их к национальным особенностям.
Основными целями реформы государственной службы в РФ является стремление решить текущие проблемы страны и обеспечить в обозримой перспективе соответствие государственной службы потребностям быстро меняющегося глобализирующегося мира.
Среди основных направлений реформирования государственной гражданской службы на современном этапе можно выделить:
1) поиск баланса между ролью политических назначений в системе гражданской службы и профессиональной внепартийной бюрократией, динамизмом государственной службы и ее стабильностью;
2) усиление политической составляющей при принятии решений на высших уровнях гражданской службы;
3) ориентация, где это возможно, государственной гражданской службы на оказание услуг гражданам и обществу (наряду с исполнением государственных функций);
4) децентрализация исполнения решений и системы государственной службы в целом;
5) усиление открытости, демократичности гражданской службы, ее "отзывчивости" на потребности и интересы граждан и общества;
6) повышение внимания к культурным, репутационным и морально-этическим аспектам государственной службы;
7) "менеджеризация" гражданской службы, внедрение некоторых рыночных принципов оценки деятельности государственных служащих;
8) создание неправительственных структур, заключающих с правительством на конкурсной основе контракт на исполнение той или иной государственной функции или оказание услуги;
9) расширение сферы проведения конкурсных экзаменов – как при занятии должности, так и при продвижении по службе;
10) сокращение численности гражданских служащих, их льгот и привилегий при одновременном повышении их заработной платы и введении прогрессивной шкалы ее роста в зависимости от результатов их работы.
Усилия правительства по реформированию системы государственной службы РФ направлены на:
 приведение государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями, новыми экономическими условиями, создание целостной системы государственной службы;
 разграничение функций и полномочий государственных органов, их подразделений, а также их рационализацию;
 формирование разных типов государственных органов на основе выполняемых ими функций с применением к ним разных методов планирования, финансирования и оценки деятельности;
 разработку эффективных механизмов кадровой политики на государственной службе;
 создание нормативной правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации.
В планах Правительства РФ предусмотрено проведение мероприятий по следующим направлениям:
1) упорядочение функций и структур органов государственного управления, формирование регламентов деятельности органов управления, их подразделений и сотрудников; выработка типовых положений о федеральных органах исполнительной власти и их структурных подразделениях, оптимизация сети подведомственных органам государственной власти учреждений и предприятий;
2) организационно-экономические механизмы функционирования государственной службы (планирование, организация и оценка деятельности, финансирование и управление бюджетными средствами);
3) статус работников органов государственного управления, в том числе государственных служащих, их стимулирование (денежное содержание и "социальный пакет"), кадровая политика (отбор и продвижение кадров), этический кодекс государственного служащего;
4) внедрение современных информационных технологий в деятельность государственного аппарата, переход на преимущественно электронный документооборот, упрощение процедур согласования;
5) материально-техническое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти; условия труда государственных служащих;
6) подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров для сферы государственного управления.

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!