Государственная служба как социальный институт - Часть 2

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

1.1. Понятие государственной службы как социального института, ее функции

Государственная служба как социальный институт играет важную роль в решении задач повышения уровня жизни населения, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, составляющих главное содержание политики государства.
Если суммировать множество подходов к определению понятия социальный институт, то можно выделить следующие. Социальный институт представляет собой:
• ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
• совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
• формальную и неформальную организацию;
• совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
• обособленный комплекс социальных действий [7, c. 12].
При указанном разнообразии в определении социального института отмечается различие и в понимании государственной службы как социального института.
Под социальным институтом государственной службы понимается исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства, социальная практика которых нацелена в конечном итоге на обеспечение законных прав и свобод граждан, на создание благоприятных условий для их безопасности и достойной жизни [9, c. 161].
Исследователи отмечают, что становление социального института государственной службы развивается как совокупность социальных (формальных и неформальных) правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные стороны деятельности государственных служащих и организующих их систему ролей и статусов, образующих социальную систему. В рамках социального института государственной службы воспроизводится, повторяется, становясь устойчивыми, образцы поведения, привычки, традиции, передающиеся из поколения в поколение.
Выделяют две позиции в подходах к государственной службе:
- институциональный (государственная служба рассматривается как социально-правовой институт. Его цель обслуживать интересы не отдельного «политического» руководителя, а всего народа) [14, c. 43];
деятельностный (Государственная служба является профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов и носит политический характер) [28, c. 172].
Государственная служба рассматривается также как публично-правовой институт общественного служения профессионально подготовленных граждан российскому обществу и государству в целом.
Эти подходы не противостоят друг другу, но и не могут претендовать на абсолютную истину, данные подходы должны соотноситься и дополнять друг друга, так как от недостаточного понимания сущности государственной службы со стороны одного подхода появляется неоднозначность понимания со стороны другого подхода. В концепции реформирования государственной службы проводится идея публично-правового характера государственной службы, определения ее как института, призванного обеспечит выполнение государственными служащими социальной функции государства, а не только исполнение полномочий государственных органов.
Особое внимание в исследовании становления государственной службы уделяется её миссии, цели и социальным функциям [20, c. 33].
Основной целью государственной службы как социального института является служение интересам граждан, гражданского общества и государства, при этом миссия государственной службы как социального института состоит в удовлетворении потребностей общества в эффективном административном государственном управлении, что не укладывается в узкие рамки ведомственного подхода, так как миссия определяется, прежде всего, тем, что государственная служба возникла в силу объективной необходимости для политической власти иметь специальный аппарат управления, способный осуществлять государственные функции.
В государственной службе выделены три группы функций - регулятивные (прежде всего управленческие), обеспечивающие и технологические. Их объединяет социологическое понимание функций государственной службы как совокупности ее черт: социальной роли, формы связи и социального действия. Социальная роль государственной службы состоит в удовлетворении потребностей общества в государственном управлении, достижении целей государственной службы, интеграции для их достижения всех частей социального института [14].
В государственной службе нередко проявляются дисфункции отдельных частей, так и социального института в целом об этом свидетельствуют конфликты, факты дестабилизации, дезорганизации, неисполнения поручений, бездействия, ошибочных решений, бесконтрольности, дезинформации и т.д.
Оптимизация функций государственной службы зависит от ряда внутренних и внешних факторов. Среди внешних факторов в условиях реформ важную роль играет выбор перспективной модели государственного управления [9, c. 122].
При экономическом подходе основу составляет концепция государственного менеджмента, которая характеризуется следующими чертами: приверженность к действию; максимальное приближение к запросам клиента; стимулирование самостоятельности предприимчивости, новаторство; приверженность профессиональным ориентирам и ценностям. Основным путем оптимизации государственной службы при освоении данной модели становится постоянная обновление функций на основе изменяющихся социальных стандартов и повышения качества социальных услуг, инноваций и использования опыта частного сектора.
При политическом подходе выбирается публичная модель государственного управления (модель государственной администрации), при которой выделяются сферы жизни, где необходимо государственно управление, субъект и объект управления имеют общие цели, действуют исходя из требований граждан к управлению.
Теоретический анализ концептуального понимания института государственной службы позволяет определить его специфические черты, наиболее характерные для новой научной его интерпретации как специфического социального института [6, c. 182]:
• наличие собственной идеологии позиционирования в политической, экономической, научно-технической и социальной структуре общества;
• создание механизма влияния на принятие законов, нормативно-правовых актов, инструкций и регламентов, определяющих состав управленческих решений по политическому и социально-экономическому развитию страны и субъектов хозяйствования;
• создание системы взаимодействия органов управления на различных уровнях принятия управленческих решений;
• создание системы взаимоподдержки в вопросах определения прав, обязанностей, ответственности как в принятии управленческих решений, так и их реализации;
• создание системы извлечения дополнительных доходов из своей деятельности, например, посредством коррупционных связей и т.п.;
• самоограничение в выполнении функций по социальному и экономическому развитию населения проживающих в различных территориальных образованиях;
• выборочный контроллинг за результатами социально-экономического развития населения;
• расширение спектра влияния на политическую ситуацию в стране посредством так называемого административного ресурса;
• самовоспроизводство структур, относящихся к компетенции государственной службы;
• расставление приоритетов в деятельности структур государственной службы без соответствующего социального мониторинга и т.п.
Таким образом, государственная служба – это социальный институт, призванный обеспечить выполнение государством своих задач и функций, имеющий в своем распоряжении значительный объем материальных, идеологических и социально-принудительных ресурсов, обеспечивающих особую роль и статус служащих государственных органов в обществе. Она определяет собой исторически закрепившиеся нормы и правила поведения людей в сфере государственного управления, регулирующие жизнедеятельность и жизнеспособность населения страны посредством исполнения обязанностей в рамках государственных должностей [22, c. 24].
Как социальный институт, государственная служба находится в тесной зависимости с другими социальными институтами, влияет на них и подвергается влиянию с их стороны. Однако это весьма затруднительно в связи с тем, что в настоящее время государственная служба является весьма специфическим социальным институтом, во многом, противопоставляемым основной массе населения страны, перестающим реагировать на ценностные предпочтения и ориентации населения и организующим свою деятельность по принципу замкнутой системы [14, c. 75].
Вместе с тем важно отметить, что социальные институты, включая институт государственной службы, взаимосвязаны и взаимозависимы, так как действуют на едином социальном поле: экономическом, социальном, религиозном, духовном, историческом, территориальном. Социальные поля соотносятся друг с другом по принципу системы и подсистемы: одно социальное поле является подсистемой другого и само включает в себя более мелкие социальные поля, кроме того, поля формируются в разных плоскостях и в результате переплетаются друг с другом. Они имеют разную силу, поэтому их влияние на попавших в сферу их влияния индивидов может сильно варьироваться. Структурно социальное поле представляет собой, по нашему мнению, совокупность социальных институтов, организаций, учреждений, неформализованных групп людей или отдельных личностей, взаимодействующих по определенным правилам и нормам, поддерживающим одни и те же ценности [26, c. 151].
Государственная служба формирует собственное социальное поле, которое структурно включено в социальное поле государства. Социальное поле государственной службы состоит из федеральных государственных органов (министерств, ведомств, комиссий и т.п.), государственных органов субъектов федерации, муниципальных органов власти, а также из руководителей государственных предприятий и учреждений.

1.2. Структура и функционирование государственной службы

Институт государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
• государственная гражданская служба;
• военная служба;
• правоохранительная служба.
В соответствии с законодательством [3,4,5] государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Федеральная государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Военная и правоохранительная служба являются ее видами [8].
Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Приведем основные условия, которые согласно теории М.Вебера обязательны для успешной деятельности любого государственного чиновника:
• компетентность в вопросах, входящих в круг его деятельности,
• служебная дисциплина;
• включение в определенную служебную иерархию;
• обязательность в выполнении служебных обязанностей;
• профессиональная квалификация;
• оплата в соответствии с занимаемой должностью:
• прохождение определенных ступеней карьеры;
• недопустимость привлечения чиновников к какой-либо дополнительной трудовой деятельности [8, c. 155].
Рассматривая современные законы о государственной службе в РФ, можно отметить, что все эти требования сохраняются и сегодня, причем они в равной степени накладывают обязательства как на самого чиновника, так и на государство, которое является по отношению к нему работодателем. В соответствии с этими требованиями строятся, например принципы оплаты и обеспечения чиновников (сюда входят кроме должностного оклада, пенсионное обеспечение, обеспечение на случай болезни, обеспечение членов семьи, различные виды доплат, а также сама система прохождения карьеры, которая предусматривает увеличение оплаты по возрасту, в зависимости от места службы, от выслуги лет и так далее).
Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
• федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
•  законность;
•  приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
•  равный доступ граждан к государственной службе;
•  единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
• взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
• открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
• профессионализм и компетентность государственных служащих;
• защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц [8, c. 159-161].
Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и подразделяются на:
• должности федеральной государственной гражданской службы;
• должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
• воинские должности;
• должности правоохранительной службы
Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. Это означает, что категории должностей государственной гражданской службы определяются на региональном уровне. Указом Президента РФ должно определяться соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы [16, c. 74].
На федеральном уровне ведется Реестр должностей федеральной государственной службы, который образуют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, типовых воинских должностей и типовых должностей правоохранительной службы, который утверждается президентом РФ. Реестр должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Указанные реестры, составляющие Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.
Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:
• созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;
• развитием профессиональных качеств государственных служащих;
• оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;
• созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;
• использованием современных кадровых технологий;
• применением образовательных программ и государственных образовательных стандартов [17].
На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.
В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.
При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [19, c. 29].
В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых па постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы. Персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже государственной службы вносятся в личные дела и документы учета государственных служащих. Ведение и хранение указанных дел и документов осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Система управления государственной службой создастся на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе [19, c. 31].
Для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации.
Финансирование федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации.
В качестве принципов режима гражданской службы называются:
• приоритет прав и свобод человека и гражданина;
• единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
• равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
• профессионализм и компетентность гражданских служащих;
• стабильность гражданской службы;
• доступность информации о гражданской службе;
• взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
• защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность [24, c. 12].
Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
Категории должностей гражданской службы:
• руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, представительств государственных органов и их структурных подразделений;
• помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
• специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
• обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий [16, c. 54].
Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы: высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы. При этом должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы; категории «специалисты» - на высшую, главную, ведущую и старшую группы; категории «обеспечивающие специалисты» - на главную, ведущую, старшую и младшую группы.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей [16, c. 55].
Гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Гражданский служащий имеет право на:
• обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
• ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
• отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
• оплату труда и другие выплаты;
• получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
• доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
• доступ в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
• ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
• защиту сведений о гражданском служащем;
• должностной рост на конкурсной основе;
• профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
• членство в профессиональном союзе и т. д. [20, c. 81]
В свою очередь, гражданский служащий обязан:
• соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
• исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
• исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
• соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
• соблюдать служебный распорядок государственного органа;
• поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
• не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанности, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
• беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
• представлять сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему па праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
• сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
• соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами и т. д. [20, c. 82-83]

 

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!