Глобальные проблемы современности

Содержание

1. Понятие и характер глобальных проблем современности. Общечеловеческие ценности.
2. Проблемы войны и мира в конце XX столетия. Возможности и условия сохранения мира на земле.
3. Экологическая проблема, ее сущность, причины и условия защиты природы.
4. Проблемы народонаселения.
Список литературы.

1. Понятие и характер глобальных проблем современности. Общечеловеческие ценности.

Техническую цивилизацию нередко сравнивают с огромным блестящим локомотивом, который победоносно мчится по рельсам прогресса. Метафору Можно было бы признать удачной: ведь и в самом деле похоже, что мы на всех порах мчимся к будущему, если бы не одно «но», которое заключается в следующем. В конце 60-х гг. философы заговорили о том, что бурное техническое развитие далеко не всегда является благом. Как уже отмечалось, техническая цивилизация привела к разрушению природной среды, философы стали задумываться над тем, какую роль играет техника в судьбе человечества. Тогда несколько радикально мыслящих интеллектуалов надумали подсчитать, как, вообще говоря, выглядят некоторые экономические и социальные процессы, если взять их в общемировой динамике. Мы много говорим о планетарном, т.е. едином, сознании человечества, но живем во многом разобщенно. Каждая страна в основном самостоятельно решает свои проблемы. В каких-то странах растет благосостояние, а в каких-то льется кровь. Например, в восточных странах особую остроту приобрели проблемы, связанные с ростом населения. В России в те годы начали ощущать отставание от западных стран по техническому развитию. Вот ученые и решили просчитать, как выглядят те или иные процессы не в масштабе одной страны или даже континента, а применительно к общечеловеческой перспективе, в масштабах всего земного шара.
Римский клуб возник по инициативе итальянского экономиста и гуманиста Аурелио Печчеи (1908 - 1984). Именно он объединил усилия ученых, политических и общественных деятелей из разных стран мира для изучения глобальных проблем.
Говорят, случайность - поводырь истории. Страшно подумать, что могло бы произойти, если бы ученые собрались, скажем, всего лишь десятилетием позже. Современная идея, если она назрела, не имеет цены. Когда деятели Римского клуба начали просчитывать различные процессы в целом по планете, то появилась и соответствующая методика глобального моделирования, сложилось новое научное направление.
Первые доклады Римского клуба оказались сенсацией. Усилиями ученых было доказано, что сырьевые и энергетические ресурсы планеты весьма ограничены. Иначе говоря, еще немного – и в топку роскошного локомотива истории просто нечего будет бросать. И что тогда? Неизбежная остановка? Но локомотив несется с огромной скоростью. Он неизбежно полетит под откос...
Выступив в начале 70-х гг. с провозвестием катастрофы, которая грозит технической цивилизации, т.е. цивилизации, основанной на использовании машин и индустриальной технологии, члены клуба приковали внимание к тем проблемам, которые создают угрозу существованию человечества в целом. Согласно этому критерию и были выделены глобальные проблемы: во-первых, гонка вооружений и угроза развязывания ядерной войны; во-вторых, загрязнение окружающей среды и Мирового океана, истощение природных ресурсов; и в-третьих, рост народонаселения на планете, расширение зон бедности, нищеты.
В самом деле, может ли человечество выжить, если оно развяжет войну или если люди будут, как и прежде, разрушать окружающую нас природу? Наконец, может ли планета выдержать все возрастающий прирост населения? Едва ли, скорее всего не сможет.
С конца 70-х гг. Организация Объединенных Наций (ООН) приступила к расчетам численности населения на 2025 г., а позднее — на середину XXI в. Эти прогнозы используются в разных целях. Они позволяют оценить перспективы и проблемы экономического и социального развития человечества. Народонаселение - важный фактор развития любой страны. Поэтому государства не могут безучастно относиться к процессам, происходящим в данной области. Они либо стимулируют рост народонаселения, либо так или иначе ограничивают его, либо следят за его естественным развитием, не вмешиваясь серьезно в данный процесс.
В июле 1999 г. на Земле родился 6-миллиардный житель. Эксперты полагают, что это ровно половина возможной предельной численности людей на нашей планете. Из всех глобальных проблем демографическая проблема сегодня оказывается основной. Остальные проблемы — состояние окружающей среды, глобальная безопасность, исчерпание ресурсов и производство энергии — возникают в связи с увеличением, числа людей на Земле.
В XXI в. человечество может вступить с одним миллиардом голодающих, одним миллиардом неграмотных, одним миллиардом безработных, с полутора миллиардами обездоленных, живущих за чертой бедности. Как быть? В европейских странах демографическая ситуация складывается иначе, чем, скажем, в Африке. Во многих из них населения постепенно идут на убыль из-за низкой рождаемости. Та же тенденция наблюдается сегодня и в России. На Востоке же совсем иное положение: там женщина призвана рожать, рожать и рожать... Согласно прогнозам, население Африки будет расти с такой скоростью, что население этого континента увеличится в два раза. Чуть меньше будет прирост числа жителей в Азии. Сокращение численности населения прогнозируется в Европе, включая азиатскую территорию России.
Крупнейшей по числу жителей страной в середине XXI в. будет, судя по прогнозам, уже не Китай, а Индия. Стремительный рост населения ожидается в африканских государствах. Причем удивительная зависимость: в тех странах, где экономическая и политическая ситуация складывается неблагополучно, население увеличивается быстрее. Иначе говоря, зоны высокого демографического давления совпадают с районами низкого экономического роста. Разве подобное положение не чревато всякого рода перекосами, политическим напряжением? все это, несомненно, может изменить баланс сил между государствами и группами государств.
Деятели Римского клуба ощутили острую потребность в получении новой информации о социальных процессах. Им хотелось понять: 1) внешние пределы роста человечества (физические, биологические, среды обитания); 2) внутренние пределы роста человечества (психологические, духовные); 3) средства поддержания культурного плюрализма (множественности культур); 4) модели мировой организации (процесс трансформации отдельных государств в мировую общность); 5) механизмы приспособления человека к окружающей среде; 6) новые экономические системы, которые должны прийти на смену старым.
Невиданный научно-технический прогресс дал человечеству небывалые возможности в преобразовании окружающего мира. Но, как уже подчеркивалось, человечество не в состоянии оценить во всей полноте долговременные последствия своей преобразующей деятельности. В результате развитие технологии и усложнение цивилизации, ее эволюция от индустриальной к постиндустриальной только увеличивают разрыв между природой и человеком. Более того, самому человеку становится все труднее приспосабливаться к технизированному и искусственному миру, логика и язык которого все менее напоминают человеческие традиции.
Одна из важнейших предпосылок будущего - устранение угрозы ядерного уничтожения. Это необходимое, но не единственное условие. Свое призвание А. Печчеи видел в формировании нового гуманистического сознания. Именно поэтому его называют «человеком современного ренессанса». Он считал важным очистить традиционные ценности от идеологии насилия, Человечество должно осознать истинные последствия войны, как, впрочем, и любых других проявлений насилия. Их следует рассматривать в качестве такой же патологии, какой сегодня выглядят рабство и каннибализм. Сейчас во всем мире реализуется международная программа «Культура мира». Она базируется на глубоких исторических традициях, аккумулирует опыт, накопленный человечеством за всю его историю.
Быстрая последовательность кризисов, которая в настоящее время захватила весь мир, служит ясным индикатором (указателем) того, что человечество находится на перепутье. Э. Пестель разработал концепцию «органического роста», смысл которой заключается в следующем. Ныне стало ясно, что разные сферы общественной жизни развиваются по различным векторам, и важно сбалансировать эти процессы. Если, допустим, рост народонаселения превысит возможности пропитания и получения работы, то ясно, что это чревато катастрофой.
Концепция «органического роста» человечества предлагает сделать мир единой системой, состоящей из взаимозависимых и гармонических систем, каждая - со своим собственным вкладом в мировую экономику, мировую культуру, мировые ресурсы. Многие национальные и международные кризисы, охватившие мир, обычно рассматривались как показатели быстрого и непрерывного экономического роста. Одни философы считали, что рост должен быть остановлен, другие, наоборот, искали решения мирового кризиса только на путях дальнейшего непрерывного роста.
Решение глобальных проблем современности — это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально - политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентации. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.
Гуманизм как определенная система ценностных ориентации и установок, доведенный до логического конца, получает значение общественного идеала. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально - экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно, в достижении полного осуществления принципов гуманизма как торжества человеческого начала.
Наряду с этими подходами, в современной философской литературе чаще всего подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подходом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Общечеловеческое в таком подходе рассматривается как нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а как то, что имеет значение для всего человечества.
Общечеловеческие ценности - это идеал, символ, образец, регулятивная идея и в таком качестве они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании, в мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой, за ними стоит опыт человечества, его потенции и устремления. Современная эпоха не только высветила важную роль общечеловеческих ценностей, но и показала их противоречия и динамику, причем в разных взаимосвязанных планах. Речь идет о противоречиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и конкретными историческими явлениями по разнородности в системе этих ценностей.

2. Проблемы войны и мира в конце XX столетия. Возможности и условия сохранения мира на земле.

В Декларации ООН 1981 года о предотвращении ядерной катастрофы было заявлено, что с законами человеческой морали и высокими идеалами Устава ООН несовместимы любые действия, подталкивающие мир к ядерной катастрофе. Тем не менее, ядерные вооружения не прекратились. Мораторий на подъемные ядерные испытания нарушается то Китаем, то Францией, то другими членами «ядерного клуба». Люди Земли еще не перестали быть заложниками атомной мифологии и ядерных маньяков. Далеко не все еще осознали, почувствовали, что ядерная мощь не столько мускулы, сколько раковая опухоль.
Джонатан Шелл, автор знаменитой книги «Судьба Земли», с горечью говорил: «Мы сидим за столом, спокойно пьем кофе и читаем газеты, а в следующее мгновенье можем оказаться внутри огненного шара с температурой в десятки, тысяч градусов». И заветы, ценности, идеалы, тонкие движения души все окажется бессильным перед разверстой пастью атомного чудовища. И это не мультипликационные «ужастики», не сказки-страшилки, а трезвая оценка наличного положения вещей. Действительно, договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, пока они молчаливо соблюдаются, но еще ни одним ядерным государством не ратифицированы, не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок. И только на территории США и бывшего СССР в середине 1995 года насчитывалось около 25 тысяч ядерных боеголовок.
Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных сверхдержав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности - «чернобыльского варианта». Кстати, до сих пор не установлены причины катастрофы на Припяти. Есть немало версий, но версии еще не истина. Любая техника, как свидетельствует история, когда-либо ломается. И абсолютной гарантии от повторения Чернобыля никто не даст. Нельзя забывать, что на планете сейчас работает более 430 атомных электростанций, их количество увеличивается. Армения восстановила свою АЭС, Китай намерен построить 15 новых атомных станций.
К тому же идет расползание атомной технологии. Уже готовы к производству ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность попадания ядерного оружия в руки безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов.
С появлением могучих ядерных, арсеналов еще совсем недавно публицисты с завидной уверенностью заявляли: «Человечество отвоевалось! В ядерную эпоху крупные военные столкновения не только не допустимы, но и невозможны». Конечно, ядерное оружие в условиях достигнутого паритета помешало прямому столкновению двух главных военно-стратегических блоков - НАТО и Варшавского договора. И все же оно не помешало возникновению очагов локальных войн, каждая из которых может стать запалом для всемирной войны, в которой не будет победителя.
Появление ядерного и термоядерного оружия и средств его доставки довело роль и место войны в жизни цивилизации до ее логического конца. Возникла настоятельная необходимость, чтобы законы нравственности, которыми должны руководствоваться простые люди во взаимоотношениях между собой, стали законами международного права.
Мир характеризуется отсутствием войны. Война и мир одновременно существовать не могут: либо война, либо мир. В годы "холодной войны" между СССР и США не было войны, однако данное состояние можно назвать перемирием, мирным сосуществованием, но отнюдь не миром. Хотя вечный мир есть, может быть, недосягаемый идеал, но УТО идеал, к которому стремится человечество в своем развитии и к которому оно может и должно приближаться. Приходится с сожалением констатировать, что к этому идеалу уже за порогом XXI века мы если и приблизились, то ненамного.
Принцип мирного разрешения международных споров, закрепленный в Уставе ООН, является одним из основных принципов современных международных отношений. Устав ООН обязывает государства разрешать свои споры мирными средствами. Стороны могут передать свои споры для мирного разрешения в Совет Безопасности, Генеральную и Международный Суд. В отдельных случаях Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея могут поручать Генеральному секретарю ООН выполнение некоторых посреднических функций под строгим контролем указанных политических органов ООН.

3. Экологическая проблема, ее сущность, причины и условия защиты природы.

У известного писателя-фантаста Р. Бредбери есть рассказ о том, как человек оказался, используя машину времени, в доисторическом мире. Случайно он сошел с «экологической тропы» и раздавил бабочку, всего одну бабочку! Когда он вернулся в свое время, то с удивлением обнаружил мир, совсем не похожий на тот, что покинул, отправившись в путешествие во времени. Другое небо, другой воздух - все другое. Даже язык, на котором говорили люди, изменился. И это - следствие одного импульсивного движения и гибели в результате ничтожной частички давно ушедшего мира. Была нарушена обусловленная природой причинно-следственная связь; ничтожное вроде бы отклонение в конечном итоге дало непредсказуемые результаты.
Конечно, Бредбери преувеличивал, желая выделить, показать бесспорное: всеобщую связь всего со всем. Но было в его рассказе и другое: боль за поражающие масштабы расправы над миром живого. Отдельные его виды исчезают ныне такими темпами, которые, как минимум, в 10 тыс. раз превышают степень их естественного вымирания в период, предшествовавший появлению человека.
В США за 58 лет, с 1830 по 1888 гг., стадо бизонов численностью в 40 млн. сократилось до 26 голов. А в 1914 г. в зоопарке города Цинцинати умер последний американский голубь - его популяция в 1810 г. была на уровне 2 млрд. птиц. Д.Треффен, посвятивший значительную часть жизни исследованию проблема, имел основание сказать: «Первобытную культуру Америки не покоряли, ее в буквальном смысле забивали насмерть».
К моменту появления европейцев в Северной Америке природа ее казалась совершенно неистощимой. Лес, рыба, дичь добывались в огромных количествах. Поскольку спрос, был на самое лучшее, поэтому и добывали самое лучшее, невзирая на то, что это сопровождалось уничтожением других ресурсов. Деревья, птицы, звери рассматривались как препятствия на пути колонистов, и они уничтожались всеми доступными средствами.
Если бы столь неразумными оказались только американцы... Так нет же. Варварски относились к животному и растительному миру люди на всей планете.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!