Глобальная сеть интернет и проблемы эффективности производства - Часть 3

ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

2.1. Анализ воздействия Интернет на проблемы производства

Активизация внедрения средств Интернет в системы управления производством будет зависеть не только от улучшения инфраструктуры и более благоприятных условий доступа к Интернету во всем мире. В первую очередь оно будет связано с конкретными преимуществами, которые получит деловой сектор от использования инструментов электронной торговли в своей деятельности [17, c. 384].
Можно привести следующие примеры конкретной коммерческой выгоды от внедрения средств глобальной сети в производство:
 уменьшение затрат на рекламу;
 уменьшение расходов на доставку (главным образом для товаров, которые могут быть получены электронным способом);
 сокращение затрат на дизайн и производство;
 улучшенный анализ рынка и стратегическое планирование;
 большие возможности для маркетингового исследования «ниш» на рынке;
 одинаковый доступ к рынку (как для крупных корпораций, так и для небольших фирм);
 доступ к новым рынкам сбыта;
 вовлечение заказчиков в разработку и внедрение новых продуктов и услуг.
Исследование рынка, как, например, информация по конкретным рынкам сбыта и странам (возможности рынка, сфера делопроизводства, существующее регулирование по конкретным продуктам и услугам), обзоры и автоматическая подготовка статистических данных по рынку, может быть представлено в электронном виде и может способствовать значительному улучшению понимания текущей ситуации на рынке [17, c. 385].
Контакты между компаниями могут быть существенно облегчены посредством электронных деловых каталогов и улучшенными общегосударственными и региональными информационными телеконференциями. Взаимодействие между компаниями и заказчиками может поддерживаться самыми разнообразными способами, включая электронные рекламу и магазины. Компании могут предоставлять подробнейшую информацию по своим продуктам и услугам, включая техническую спецификацию изделий, руководство по использованию, а также ответы на наиболее часто возникающие вопросы, снабженные указателями и поисковыми утилитами.
На протяжении последних лет усилия по увеличению эффективности бизнеса приносят немалые результаты, «размывая» границы между компаниями и заказчиками, вступающими в деловые отношения. Отличным примером можно считать возникновение «виртуального предприятия», где каждая из участвующих в проекте компаний играет свою собственную роль в сети тесно взаимодействующих компаний, ставящих своей целью удовлетворение конкретного спроса на рынке.
Там, где компании могут объединяться в единое виртуальное предприятие, занимающееся всем, начиная с производства товаров и услуг и заканчивая их распространением и продажами, можно ожидать, что в структуре индустрии, вовлеченной в такой процесс, произойдет сильное изменение. В этом случае традиционные границы между секторами производства и распределения становятся менее значимыми.
По данным Университета штата Техас, доходы американского интернет-бизнеса в 2006 г. составили 507 млрд. долл. [17, c. 390] Для сравнения - обороты таких прибыльных отраслей американской экономики, как телекоммуникации, составляют 300 млрд. долл., авиаперевозки - 355 млрд. долл. Сегодня в бизнесе, связанном с Интернетом, занято 2,3 млн. американцев. «Интернет-бизнес представляет собой уникальное экономическое явление, аналогов которому не было по сей день», - говорит доктор Анитеш Баруа, возглавивший группу исследователей Техасского университета, «Тот факт, что объемы интернет-бизнеса возросли столь значительно всего за один год, показывает, что Интернет играет все более важную роль в деятельности компаний и мировая экономика приобретает совершенно иную форму благодаря интернет-революции, которую мы наблюдаем сегодня», - прокомментировал результаты исследования Джон Чемберс, президент и генеральный менеджер компании Cisco Systems, ведущего производителя оборудования для Интернета [17, c. 392].
Правда, исследователи Техасского университета учли не только деньги, обращающиеся в Сети, но и деньги, сделанные на инфраструктуре, - прибыль производителей сетевого оборудования и программного обеспечения для Интернета, персональных компьютеров, использующихся для доступа и размещения информации в Сети, и даже доходы организаторов разнообразных курсов. При подсчете оборотов электронной коммерции, т.е. сетевой торговли и сетевых услуг (дизайна, информационного обслуживания, рекламы и прочих «нематериальных вещей»), цифры получаются скромнее. Так, в 2006 г. обороты электронной коммерции в Соединенных Штатах, по разным оценкам, составили от 8 до 17 млрд. долл. В России этот показатель примерно в 1000 раз меньше - 12-14 млн. долл. [18, c. 220]
Многие компании прибегают к услугам сторонних организаций (так называемых outsourcing) для поддержки собственной деятельности в Интернете. В течение ближайших 3 лет ожидается рост доли таких компаний до 21%.
 Инициатива ведения электронной коммерции обычно исходит от отдела маркетинга, а не информационных технологий.
 В области ожиданий усиление маркетинга и индивидуализация отношений с клиентами распределены поровну.
Для малого бизнеса стоимость решения может быть гораздо ниже. Цена сервера - около 5 тыс. долл., во столько же обойдется рабочая станция, оснащенная программным обеспечением и необходимыми периферийными устройствами (например, цифровой видеокамерой). Программное обеспечение сайта обойдется еще примерно в 5 тыс. долл. Общая стоимость системы составит приблизительно 15 тыс. долл. Стоимость хостинга обычно составляет 50-100 долл. в месяц. Ожидается, что наибольшие вложения в электронный бизнес сделает Германия (2,1 млрд. долл. в 2007 г.), что определит общий годовой рост на ближайшие пять лет в 79%.
Реклама в Интернете - бизнес, развивающийся огромными темпами. В ближайшие годы ожидается расширение этого рынка в десять раз - с 1,5 млрд. долл. США в 2003 г. до 15,2 млрд. долл. США в 2007 г. (данные Forrester за август 1998 г.). [18, c. 221]
Какие же типы товаров продаются сегодня через Интернет? Заметную часть в списке таких товаров занимают программные продукты и средства вычислительной техники. Более неожиданным представляется взлет других секторов рынка, особенно таких, как путешествия и финансовые услуги. Табл. 1 иллюстрирует ранжирование секторов рынка в 2006 г. в соответствии с двумя различными критериями: объемом продаж в денежном выражении и количеством проданных экземпляров того или иного товара (или обслуженных клиентов).
Таблица 1
Распределение мест секторов рынка электронной коммерции в 2006 г.
Место Ранжирование по денежному объему Ранжирование по количеству продаж
1
2
3
4
5

6 Недвижимость
Компьютеры и комплектующие Программное обеспечение Туристическое обслуживание Звуковоспроизводящая аппаратура
Финансовые услуги Программное обеспечение Звуковоспроизводящая аппаратура
Разное
Компьютеры и комплектующие
Туристическое обслуживание

Финансовые услуги

Рассмотрев сегменты рынка электронной коммерции, попытаемся выяснить, каким образом компании обычно используют Интернет.
Представители ведущих компаний отвечают на вопрос о цели своего присутствия в Интернете, что их web-сайты используются главным образом для рекламы, связей с общественностью, информационной поддержки клиентов, продаж в режиме он-Лайн и послепродажных консультаций (табл. 2).
Таблица 2.

Основные причины использования компаниями Интернета в 2006 г., % (приводится процентная доля респондентов, указавших на данную причину, среди общего числа опрошенных)

Сбор информации об интересующем товаре
Сотрудничество
Стимулирование продаж
Изучение фирм-конкурентов
Внутренние контакты
Обслуживание покупателей
Публикация информации о собственных товарах и услугах
Закупка товаров
Продажа товаров 7
3
2
9
2
8
3

4
1

Примечательно также, что компании склонны использовать Интернет в большей степени для закупок товаров для собственных нужд, чем для продажи своих изделий. Однако рост продаж в режиме он-лайн в некоторых странах дает надежду на то, что данный разрыв будет сокращаться с течением времени [18, c. 224].
Наиболее часто упоминают о двух главных эффектах, которые производит электронная торговля на уровне корпораций. Первый связан с кардинальной реорганизацией производственносбытовой цепочки (от дизайна продукции до ее сбыта), а второй касается изменений всей рыночной структуры. Часто можно встретить мнение о том, что Интернет является «великим уравнителем», так как позволяет малым фирмам более успешно соперничать с мощными в финансовом и производственном плане корпорациями, что в конечном итоге приводит к позитивному увеличению конкуренции. Оба эти эффекта являются результатом низких транзакционных издержек, возникающих при более быстрых и дешевых информационных потоках и коммуникациях.
Использование внутри фирмы прогрессивных способов коммуникации приводит к улучшению управляемости компанией за счет оптимизации ее организационной структуры. Интернет приводит к улучшению качества предоставляемых услуг за счет более быстрого приспособления к изменениям в покупательских преференциях, ускорения процесса создания нового продукта и его рыночного тестирования, а также возможности удовлетворять дифференцированные потребности клиентов [22].
Использование технологии Интернета ведет к преобразованиям в структуре управления компаниями. Фирмы производят слияния или дробятся на более мелкие для достижения максимальной эффективности своей деятельности.
Нельзя не отметить и тот факт, что преимущества электронной торговли изменяют объем спроса на многие виды товаров и услуг. Прежде всего, Интернет позволяет снизить издержки, связанные с поиском поставщиков необходимого товара или услуги. Покупатели часто не имеют полной информации о цене и качестве тех товаров, которые они намерены приобрести, так как это может потребовать огромного количества телефонных звонков, направления различных запросов и пр. Однако мощные поисковые программы, доступные пользователям сети Интернет, позволяют отобрать за короткий отрезок времени самое выгодное предложение среди огромного числа поставщиков.
В случае, когда фирма занимается поставками программных продуктов и различных информационных услуг, которые могут быть трансформированы в цифровую форму, она может добиться выигрыша за счет практически нулевой стоимости поставки таких товаров, так как ее клиенты могут получать данные товары практически в любой точке земного шара, да еще и при минимальном промежутке времени между оформлением заказа и доставкой [18, c. 119].
Новые выгодные возможности, которые предоставляет Интернет поставщикам и заказчикам, можно структурировать следующим образом.

Таблица 3
Возможности и преимущества средств Интернет в сфере бизнсеа
Возможности поставщиков Возможности заказчиков
Глобальное присутствие
Повышение конкурентоспособности
Удовлетворение потребностей заказчика Сокращение пути товара к заказчику
Экономия затрат
Новые возможности ведения бизнеса  Глобальный выбор
Качество услуг
Персонализация товаров и услуг
Быстрая реакция на спрос
Снижение цен
Новые продукты и услуги

Рассмотрим подробнее указанные в табл. 3 возможности [22].
Глобальное присутствие / глобальный выбор. Рамки электронной коммерции определяются не географическими или национальными границами, а распространением компьютерных сетей. Поскольку самые важные сети являются глобальными, электронная коммерция позволяет даже самым мелким поставщикам достигать глобального присутствия и заниматься бизнесом в мировом масштабе. Соответственно заказчики также получают возможность глобального выбора из всех потенциальных поставщиков, предлагающих требуемые товары или услуги независимо от географического расположения.
Повышение конкурентоспособности / качество услуг. Интернет позволяет поставщикам повышать конкурентоспособность, становясь «ближе к заказчику». Многие компании используют технологии электронной коммерции для того, чтобы предлагать расширенную до- и послепродажную поддержку, включающую предоставление подробной информации о продукте, инструкции по его использованию и быструю реакцию на претензии заказчика. Соответственно заказчик получает возросшее качество обслуживания.
Удовлетворение потребностей заказчика персонализация товаров и услуг. Используя средства электронного взаимодействия, компании могут получать подробную информацию о запросах каждого индивидуального заказчика и автоматически предоставлять продукты и услуги, соответствующие индивидуальным требованиям. Уровень такого обслуживания сравним с тем, что предлагают специализированные поставщики, но предоставляется по массовым рыночным ценам.
Сокращение пути товара к заказчику / быстрая реакция на спрос. Интернет часто позволяет существенно сокращать путь товара от поставщика к заказчику. Товары успешно доставляются непосредственно от производителя потребителю, в обход традиционных перевалочных пунктов в виде оптовых и розничных складов и торговых точек. Заслуга Интернет состоит не в том, что такая непосредственная доставка возможна (этого же результата можно было достичь, используя печатные каталоги и предлагая делать заказ по телефону или по почте), а в том, что она позволяет сокращать как финансовые, так и временные затраты. Особый случай - товары и услуги, которые могут быть доставлены электронным способом, причем путь доставки сокращается максимально. Электронный способ широко применяется для доставки продуктов индустрии развлечений (фильмы, видео, музыка, журналы и газеты), информации, средств обучения (включая все формы) и эффективно используется компаниями, занимающимися разработкой и поставкой программного обеспечения.
Соответственно заказчики пользуются возможностью получения именно тех продуктов, которые им нужны, не ограничивая свой выбор товарами, имеющимися на складе местного поставщика.
Экономия затрат снижение цен. Одним из главных достижений Интернет является экономия затрат при совершении сделки. Заключение сделки электронным путем на порядок уменьшает стоимость затрат на обслуживание. Таким образом, любой бизнес-процесс, в котором можно использовать электронное взаимодействие между людьми, имеет потенциал для сокращения затрат, что, в свою очередь, повлечет за собой снижение цен для заказчиков.
Новые возможности ведения бизнеса / новые продукты и услуга. Кроме преобразования рынка существующих товаров и услуг, Интернет открывает возможность появления совершенно новых продуктов и услуг. В качестве примера можно привести службы электронной поставки и поддержки, справочные услуги, услуги по установлению контактов и множество других видов информационного обслуживания.
Все эти возможности в определенной мере взаимосвязаны. Например, повышение конкурентоспособности и качества услуг отчасти может быть обусловлено массовой персонализацией обслуживания, в то время как сокращение пути доставки уменьшает затраты и, таким образом, влияет на понижение стоимости товара.
Растущий в последние годы интерес к электронной коммерции во многом связан со стремлением упростить и облегчить процесс совершения внешнеторговых сделок. Убытки, которые наносятся внешнеторговым компаниям из-за задержек партий товаров на границе, сложных и запутанных требований к представляемой документации, слабого уровня автоматизации при осуществлении таможенных и других процедур, часто могут превышать суммы таможенных пошлин и прочих официальных сборов. Усилия по упрощению и гармонизации международных торговых процедур, обозначаемые термином «trade facilitation», распространяются на большое число вопросов, включая официальные процедуры, транспорт, электронную передачу информации, банковские и платежные процедуры, страхование и информационную поддержку бизнеса.
В последние десять лет электронный обмен данными между участниками ВЭД, таможенными органами и прочими правительственными структурами принес значительные выгоды всем сторонам - главным образом за счет того, что такой обмен не требует многократного внесения информации в базы данных или ее копирования «вручную». Это значительно сокращает количество ошибок при вводе информации в компьютер и позволяет экономить время. Однако потенциал электронного обмена информацией между компаниями и правительственными подразделениями используется далеко не полностью. Применение систем ЭОД (с выходом в Интернет) может способствовать более быстрому прохождению экспортируемыми и импортируемыми товарами процедуры таможенной очистки при пересечении таможенных границ [18, c. 126].
Электронная торговля и в дальнейшем будет способствовать росту объемов всей мировой торговли. Использование телефонов и факсов уже способствовало более скоростному обмену информацией между торговыми партнерами, а широкое внедрение технологии Интернета будет вносить еще больший вклад в облегчение международной торговли за счет ускоренной и более дешевой коммуникации.
Широкое распространение в мире интернет-технологий привело к возникновению понятия «сетевая экономика» (networked economy), которое специалисты склонны определять двумя способами:
 среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, торговли, обмена идеями и ноу-хау или просто для взаимного удовольствия;
 качественно новая форма экономического порядка, которая начинает вытеснять иерархические и рыночные формы из обслуживания экономических отношений в обществе.
Выделяют также четыре основные маркетинговые стратегии, которые усиливают позиции сетевой экономики:
1. развитие и распространение интернет-технологий;
2. образование критической массы экономических агентов;
3. реорганизация форм совместной деятельности между предприятиями;
4. модернизация инфраструктуры в экономике и создание сетевых институциональных структур.
К основным особенностям современной экономической среды (приводящим к расширению доли сетевой экономики) относятся следующие.
1. Сетевая экономика вовлекает все новых участников: программных агентов, роботы, приборы и машины, а также несколько миллиардов людей.
2. Ценность продуктов труда вытекает из их множественности подобно тому, как ценность факс-машин растет при увеличении количества людей, которые ими пользуются.
3. Ценность участия в сетевой экономике растет экспоненциально от роста числа участников.
4. Низкие постоянные затраты, несущественные предельные затраты и быстрое распространение продукции уменьшают временной интервал, который обычно требуется пройти до начала быстрого роста в экономике.
5. Постоянное создание более совершенных версий сетевых коммуникаций.
6. Ценность электронных услуг возрастает пропорционально при их умножении, порождая все большую потребность в них.
7. Перемещение фокуса компаний с максимизации собственно внутренней прибыли на максимизацию инфраструктуры в целом.
8. Бизнес становится менее совершенным и приспособленным к создавшемуся рынку, но более гибким и децентрализованным.
9. Происходит замещение «тяжелых и материальных» субстанций «легкими и информационными».
10. Постоянное самообновление и создание гибкой сети новых организаций и новых форм организации.
11. Повторы, копирование, автоматизация обесцениваются, а оригинальность, воображение, способность к творчеству растут в цене.
Кратко перечислим основные причины, которые могут побудить компанию перейти к использованию интернет-технологий и создать собственное представительство в Интернете:
 возможность представить информацию о себе;
 простота поиска контактов;
 возможность сделать бизнес-информацию легкодоступной;
 дополнительное обслуживание клиентов;
 привлечение общественного интереса;
 обнародование информации в точно означенное время;
 реализация заочной автоматизированной торговли;
 демонстрация рисунков, фотографий, звукового ряда и видеоизображения;
 выход на наиболее желаемую общественную аудиторию;
 ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Постоянный контакт с партнерами, дилерами и агентами;
 завоевание международного рынка;
 организация 24-часового обслуживания;
 возможность оперативного обновления информации;
 организация постоянной обратной связи;
 исследование рынков новых услуг и товаров;
 выход в информационную среду (Media);
 работа с молодежной аудиторией;
 выход на специализированные рынки;
 обслуживание регионального рынка.
Среди направлений развития интернет-технологий в сфере бизнеса можно указать 2 основных: средства групповой работы географически распределенных участников совместной деятельности и технология «интеллектуального агента» - эффект постоянного присутствия в сети информационного робота, запрограммированного на сбор и фильтрацию необходимой информации, на поиск людей и организаций (отвечающих заданным критериям), на проведение определенной стадии переговоров с интеллектуальными агентами других участников экономики.

2.2. Примеры успешного использования Интернет крупными участниками международного бизнеса

В настоящее время имеется множество примеров успешного внедрения в деловую практику средств глобальной сети интернет. Для иллюстрации существующего международного опыта приведем некоторые из них.
Известная транснациональная корпорация Royal Dutch/Shell, включающая в себя целую группу компаний, является мировым лидером в нефтяной отрасли и занимает второе место среди крупнейших ТНК по показателю объема иностранных активов (82,1 млрд. долл.). Общий объем продаж компании достиг в 2006 г. 128,3 млрд. долл., а число занятых по всему миру составило 101 тыс. человек. Компании, входящие в группу, являются вертикально интегрированными и вовлеченными в производственные процессы, начиная добычей и заканчивая конечной переработкой нефтяных продуктов, природного газа, угля, а также включают ряд химических производств. Специализированное подразделение Shell Services International обеспечивает информационную поддержку деятельности данной группы компаний, а также предоставляет консультационные услуги сторонним организациям. Использование современных электронных технологий вносит существенный вклад в обеспечение эффективности деятельности компании и поддержание на высоком уровне ее конкурентоспособности [22].
Сумма ежегодных расходов на обслуживание информационных нужд корпорации превышает 2 млрд. долл. Создана собственная сеть под названием Shell Wide Web (SWW), использующая технологию Интернета для покрытия потребностей в необходимой информации, касающейся любых форм деловой практики. Эффективное управление информационными потоками позволяет получать быстрый доступ к разнообразным данным, требующимся для ведения бизнеса. Обмен информацией и знаниями посредством сети SWW позволяет компаниям, входящим в группу, и их деловым партнерам значительно снижать издержки и повышать рентабельность своих операций. Служба электронной почты содействует бесперебойному перемещению потоков информации на всех управленческих уровнях. За один месяц через внутрифирменную сеть проходит около одного миллиона электронных сообщений, причем их число продолжает стремительно расти [22].
Подключение к общедоступным сетям, также использующим технологию электронной почты (в частности, к Интернету), фактически позволяет превратить такой способ обмена информацией в ведущее средство деловых коммуникаций. Стандартная конфигурация собственной сети позволяет Shell пользоваться всеми преимуществами новейших технологий, а персонал имеет возможность налаживать контакты друг с другом на трансграничной основе. Такая общая электронная инфраструктура соединяет группу в единое целое на основе эффективности и безопасности.
Преимущества могут быть измерены в экономии средств и сокращении времени за счет более комплексной автоматизации всей сбытовой цепочки и реорганизации процесса управления. Оптимизация и автоматизация сбытовой цепочки способствуют сокращению транспортных расходов и сроков поставок, а также более тесному взаимодействию, как с потребителями, так и с поставщиками. Оперативное реагирование на изменение спроса на рынке достигается за счет более точного и прямого увязывания информации об объемах заключенных или планируемых контрактов с производственными возможностями отдельных нефтеперерабатывающих заводов и химических комбинатов. Представители компании отмечают, что без использования новейших информационных технологий было бы невозможно эффективно управлять деятельностью компании в условиях современного «глобального» рынка [22].
Особенностью современных рынков является то, что ситуация на них может стремительно изменяться в короткие промежутки времени, что требует быстрой реакции и выработки новых подходов к ведению бизнеса. Чтобы сохранять в таких сложных условиях лидирующие позиции, нужно постоянно изменять и адаптировать управленческую структуру организации, а также изучать и осваивать все перспективные методики бизнеса. Использование электронных средств коммуникаций становится одним из ключевых условий для выживания компаний в условиях жесткой конкуренции. В компаниях группы Shell уже давно применяется на практике создание «виртуальных» команд из инженеров, маркетологов, финансистов разных подразделений, которые разрабатывают различные проекты, не встречаясь друг с другом. Причем менеджеры отмечают в таких случаях минимальное противодействие со стороны различных бюрократических факторов, а также возрастающую мотивацию работников при наличии общей цели и чувства общности при работе над такими проектами.
Однако необходимо признать, что в торговле с использованием электронных средств коммуникаций имеется и ряд препятствий. Международное правовое регулирование в данной области отличается в настоящее время достаточной неопределенностью и слабой предсказуемостью. Ключевым фактором в деловой жизни является доверие. Доверие при использовании электронных средств обмена информацией обычно базируется на трех предпосылках:
 должна быть обеспечена точная идентификация партнеров, ведущих коммерческие переговоры с помощью открытых сетей;
 предприниматели должны быть уверены в том, что их партнеры не смогут отозвать назад или отказаться от тех договоренностей, которые уже были достигнуты;
 все участники электронной торговли должны быть уверены в том, что в процессе обмена информацией никакие данные не могут быть прочтены или видоизменены в результате нежелательного «вторжения» третьих лиц.
Использование технологии криптографирования может в значительной мере облегчить выполнение этих требований. Данная технология позволяет создавать уникальные цифровые подписи, которые удостоверяют аутентичность участников переговоров и содержание информации. Криптографирование обеспечивает также соблюдение частного характера передаваемых данных [22].
Несмотря на значительные инвестиции в создание глобальных электронных сетей, все же приходится считаться с огромным количеством деловых бумаг, от которых пока невозможно отказаться. Во многих странах законодательство требует обязательного представления документов в традиционном, бумажном, виде. Использование в ряде случаев только бумажных носителей уже становится значительным тормозом на пути совершенствования механизма заключения сделок, а также неоправданно увеличивает затраты материальных ресурсов и рабочего времени, что в конечном счете приводит к снижению общей эффективности деятельности компании.
На сегодняшний день такие крупнейшие компании, как Shell, практически вплотную приблизились к 100%-ному использованию безбумажных технологий внутри фирмы. Однако в отношениях с рядом внешних по отношению к компании структур, и частности с налоговыми или таможенными органами государств, использование бумаги в качестве основного носителя информации сохранится в ближайшем будущем как необходимая часть для обеспечения нормального функционирования существующих общественных институтов.
Можно привести множество других примеров того, как передовые компании используют преимущества электронной коммерции.
Например, General Electric недавно установила собственную, основанную на Интернете, открытую и безопасную тендеринговую систему, которая, как предполагается, будет обеспечивать контракты общей стоимостью 1 млрд. долл. в год [22].
Компания IBM, продолжая развитие в направлении всемирной интернет-коммерции, анонсировала несколько улучшений своей системы Net. Commerce, включающих, в частности, поддержку евро.
Web-узел компании Hewlett Packard (http://www.hp.com) сегодня предоставляет пользователю тысячи страниц информации, включая общую информацию о компании, новости, информацию о представительствах компании в мире, анонсы новых продуктов и подробную информацию о широком спектре продуктов и услуг компании [22].
Компания Siemens Nixdorf является координатором сети GEN (Global Engineering Network), которая объединяет участников из многих европейских стран. GEN представляет собой «рыночное пространство инженерного знания», где друг с другом встречаются поставщики компонентов и комплектующих деталей и тех, кто мог бы использовать эти компоненты и комплектующие в своих новых продуктах. Поставщики предоставляют в сети GEN подробную техническую информацию (включая трехмерные чертежи CAD). Потенциальные заказчики, руководствуясь информацией поставщиков, могут выбирать наиболее подходящие для них компоненты и комплектующие и затем экспериментировать, используя их на ранней стадии проектирования своих продуктов [22].
Одно из самых сенсационных сообщений последнего времени пришло из США, где компании General Motors, Ford и Daitnler-Crysler объявили, что они открывают крупнейший рынок в Интернете, на котором собираются закупать запчасти на сумму 250 млрд. долл. в год.
Ничего подобного в Интернете еще не было. Объясняя свой шаг, автомобильный триумвират объявил, что руководствовался стремлением сократить свои расходы и время. Новая система будет способствовать росту объема автомобильной продукции с учетом запросов потребителей. По подсчетам экспертов, экономия компаний должна составить до 10% в год.
Автомобильный триумвират уже приступил к переговорам с другими компаниями, в частности с Toyota, чтобы и они присоединились к этому бизнесу в Интернете. Если это произойдет, стоимость интернетовского авторынка в несколько раз превысит закупочный бюджет всей мировой автопромышленности. (Для сравнения: вся розничная торговля по Интернету составляет на сегодняшний день 10-15 млрд. долл.) [22].
Сделка трех автогигантов не означает, однако, что они сливают в единый котел свои закупочные бюджеты. Такой шаг означал бы нарушение антитрестовского законодательства США. Чтобы обойти его, каждый участник сделки застолбил отдельные рынки в Интернете, на которых они будут делать свои заявки на всевозможные детали. Предполагается создание специальной компьютерной системы безопасности, которая будет следить за тем, чтобы никто не смог проникнуть на интернетовский авторынок, кроме автомобилестроителей и их поставщиков. Эта же система будет надзирать за тем, чтобы участники консорциума не могли узнать о ставках друг друга, дабы не устанавливать единые монопольные цены на детали. Министерство юстиции США пока что хранит молчание по поводу этой сделки. Конечно, и до ее заключения автомобильные концерны пользовались e-mail -электронной почтой для некоторых закупок. Система действовала (вернее, продолжает пока действовать) следующим образом. Представители-закупщики компаний связываются с поставщиками деталей, делают заявку и просят их прислать своих представителей в Детройт для переговоров. Происходит обмен инженерными спецификациями, назначаются сроки поставок. Затем происходят дополнительные встречи, в ходе которых уточняются детали контрактов и то, кому эти контракты достанутся.
Согласно новой системе интернетовского рынка весь обмен инженерной спецификацией будет проходить по электронной почте. Поставщики со всего мира будут биться за контракты на интернетовском аукционе. По словам вице-президента General Motors Гарольда Катнера, такой аукцион «выветрит неэффективность из нашего бизнеса». Новый рынок будет автоматически конвертировать валюты, следить за экспортными правилами во всем мире и даже переводить на разные языки заявки.
Одна только General Motors имеет 3000 представителей по закупкам деталей во всем мире. Новая система решающим образом сократит их число. Бизнес по Интернету принесет внушительную экономию. К тому же он не облагается налогами с продажи [22].
Председатели правлений большинства компаний уже осознали, что будущее их предприятий решается на электронных рынках в Интернете, например IBM. Некогда неповоротливый компьютерный гигант за последние годы создал частный торговый сайт, который является одним из крупнейших в мире. Через него концерн пока осуществляет только собственные закупки у 12 тыс. поставщиков в 24 странах [22]. В 2006 г. таким путем он сделал заказы на 13 млрд. долл. Ежегодная экономия в результате составляет 250 млн. долл. Опыт концерна говорит о том, что создание сетевого рынка окупается уже через год. В ближайшее время поставки через Интернет будут быстро возрастать. Опрос показал, что уже 17% крупных американских предприятий установили в Интернете систему закупок «бизнес - бизнес». Еще 70% намеревались в 2007 г. приступить к работе по этой системе [22]. Однако создание подобной торговой схемы, особенно подключение к необходимым программам, которые уже используются в коммерческом управлении, может потребовать много времени. На немецком автомобильном концерне Volkswagen, где IBM вместе с американскими специалистами по программному обеспечению создала такой частный сайт, и в конце 2000 г. подключила к нему первого поставщики. В следующие годы концерн будет закупать через Интернет намного больше комплектующих изделий. Сейчас через «Всемирную паутину» он заказывает поставки на 1 млрд. немецких марок, но уже скоро их объем будет составлять 3-5 млрд. немецких марок.
В автомобильной промышленности использование сетевых торговых точек приведет к весьма значительному снижению издержек. Согласно исследованию, проведенному инвестиционным банком Goldman Sachs, экономия может составить до 4 тыс. долл. на одну автомашину. Сообщение об этом побудило действовать не только Volkswagen, но и BMW. С некоторых пор мюнхенский концерн уже работает над созданием в Интернете собственной производственной системы. Он тоже решил организовать частный сетевой рынок, который сначала будет действовать лишь для собственных поставщиков. Только тогда, когда на нем будет, достигнут достаточно высокий объем торговли, откроется путь и для других предприятий [22].
На возможное снижение издержек рассчитывает не только автомобильная промышленность. Свой бизнес переносит в сеть, например, Siemens IT-Services - фирма, продающая крупным предприятиям компьютеры и соответствующие услуги, имеющая оборот в 2,2 млрд. евро и насчитывающая 13 тыс. работающих. Производственные расходы при крупных заказах, когда предстоит поставить предприятиям тысячи компьютеров, она рассчитывает снизить на 70% [22].

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!